Необходимое и случайное

Понятие необходимого и случайного. Познание причинности приводит к выявлению необходимости как всеобщей формы бытия. Исследуя причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что, если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер.

Поскольку понятие необходимости формируется на основе исследования причинности, в частности, на основе уяснения необходимого характера причинно-следственной связи, некоторые философы и естествоиспытатели отождествляют необходимость с причинностью. Между тем причинность и необходимость представляют собой различные понятия, касающиеся различных сторон действительности. В самом Деле, понятие «причинность» отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. Понятие же необходимости отражает неизбежность проявления тех или иных связей и свойств при соответствующих условиях.

Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, то есть обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступать.

Так, необходимым свойством абразивов является снятие мелких стружек при обработке поверхности деталей. Данная необходимость порождена внутренней причиной (взаимодействием абразивов с поверхностью деталей) и определяется законами механики (трение, резание) и геометрии (ориентированные грани абразивных зерен). Случайным в данном примере будет, во-первых, твердость обрабатываемой поверхности (кожа, дерево и т. д. вплоть до стали и алмазов), во-вторых, форма абразивов (порошок, шлифовальный круг, брусок, точильный камень, полировальная и доводочная паста) и, в-третьих, вид абразивов: природные (алмаз, корунд, наждак, гранат, кварц, пемза, трепел) или синтетические (карбид бора, карборунд, алунд, измельченное стекло). Во всех перечисленных случаях мы имеем дело не с внутренними причинами и закономерностями, а со свойствами, отношениями и моментами абразивов, зависящими от внешних обстоятельств и условий. Можно, например, воспользоваться абразивами как в форме бруска, так и в форме шлифовального круга, точильного камня и т. п. Необходимость же

во всех этих случаях остается неизменной, иными словами, при взаимодействии абразивов любой формы с обрабатываемой поверхностью детали будет происходить снятие стружек.

Необходимость, следовательно, выражает один из аспектов внутренней стороны предмета или явления; случайность же, наоборот, выражает внешние свойства и признаки материальных образований, она неразрывно связана с условиями и обстоятельствами бытия данного предмета или явления.

Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность. Идеалисты, как правило, отрицают необходимость и ее объективный характер. По их мнению, необходимость характерна лишь для сознания, является его свойством, формой деятельности, методологическим требованием.

Необходимость, например, по Канту, существует только в сознании. Она у него выступает в качестве формы рассудочной деятельности и привносится в мир человека. В виде сугубо логической связи трактуется необходимость в воззрениях Маха, в работах современных буржуазных философов, считающих, что необходимая связь между причиной и следствием в объективной действительности сама по себе не существует, что она привносится в мир субъектом, когда он пытается выразить эту связь в понятийной, логической форме, руководствуясь различными семантическими и синтаксическими правилами. Но если это так, то правомерен вопрос: почему мы, руководствуясь соответствующими семантическими и синтаксическими правилами, используя различные математические формулы при описании той или иной объективной причинно-следственной связи, получаем истинное знание? Ведь если наше знание истинно, то есть соответствует действительному положению вещей, то необходимость, необходимые связи существуют не только в движении мыслей, в сознании, но и в познаваемой объективной действительности, в вещах. И только потому, что необходимость существует объективно (вне и независимо от сознания, мышления), она имеет место в познании, в мыслительной деятельности, ибо последняя подчиняется законам, которые являются отражением всеобщих законов объективной действительности.

Материалисты признают объективное существование необходимости, считают ее одним из всеобщих свойств вещей и их взаимосвязей. Что же касается логической связи понятий, то она, по их мнению, представляет собой отражение соответствующих сторон и связей внешнего мира.

Правда, признавая объективную необходимость, некоторые материалисты не признают объективность случайности, считают, что она придумана для прикрытия неосведомленности в тех или иных вопросах. Когда человек, рассуждают они, не знает причины какого-нибудь явления, не может объяснить его, он объявляет его случай-

ным. Такую точку зрения на случайность развивали в свое время Демокрит, Спиноза, Гольбах и др. В наше время аналогичного взгляда придерживаются многие буржуазные ученые.

Суть рассматриваемой точки зрения на случайность лаконично выразил западногерманский теолог Г. Шпет: «Случайность — имя для еще непознанной детерминации. Случайность — это не ответ, а обозначение его отсутствия»'.

Объективное существование случайности, так же как и необходимости, своими корнями уходит в причинность. Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности — связь (пересечение) двух (или нескольких) причинных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Эти взаимодействия и порождают случайные явления. Возникнув случайно, такие причины (взаимодействия) дают начало новым необходимым рядам, которые, пересекаясь с другими, не связанными с ними причинными рядами, обусловливают возникновение новых случайных взаимодействий, с необходимостью вызывающих соответствующие изменения, и так далее без конца. Необходимость и случайность, таким образом, оказываются органически связанными между собой, в процессе взаимодействий, вызываемых ими изменений материальных образований переходят друг в друга, обусловливая возникновение новых материальных образований и качественных состояний.

Диалектика необходимости и случайности. Необходимость и случайность переплетены между собой самым причудливым образом. Будучи противоположными сторонами реальности, они в то же время нераздельны и выступают в единстве. Такое соотношение необходимости и случайности нашло свое выражение в высказывании Ф. Энгельса о случайности, служащей формой проявления необходимости. В письме к В. Боргиусу от 25 января 1894 года он писал: «Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность» 2.

При устройстве заземления, например, необходимостью служит соединение с землей какой-либо части электрической установки. Выражается эта необходимость в форме случайности, каковой

1 8ре11 О. В!е 1Ьео1о(рзсЬе Ойпепяюп йег СевсЫсЬ1е — 2е!(зсЬг1Г1 Гиг Ьа1Ьо-НзсЬе ТЬеоЬ^е, 1978, В<1. 100, N 2, 8. 37.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.

выступает состав (материал) проводника, с помощью которого осуществляется заземление, вид заземлителя.

Проявление необходимости через случайность особенно заметно в статистических закономерностях. Характерная особенность статистических законов заключается в том, что они проявляются через массу случайных явлений. В классической механике движение всей совокупности объектов целиком и полностью совпадает с движением любого отдельного объекта, наугад взятого из совокупности. В квантовой механике, наоборот, поведение, скажем, отдельного электрона существенно отклоняется от законов, определяющих движение ансамбля электронов.

Переход необходимости в случайность, а случайности в необходимость можно показать на следующем примере. Как известно, необходимым свойством воздуха является его способность быть диэлектриком при нормальных условиях. При нагревании воздуха в нем образуются ионы и происходит его превращение в проводник. Так, с изменением условий необходимое свойство воздуха перешло в свою противоположность — в случайное свойство, а прежнее случайное свойство стало необходимым.

Для иллюстрации этой черты диалектики необходимого и случайного Ф. Энгельс широко использовал учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Дарвин, по его мнению, сумел положить конец старому, метафизическому пониманию вида. Справиться с такой задачей ему помог обширный эмпирический материал. Опираясь на факты, Дарвин показал, как случайные различия особей внутри вида, постепенно усиливаясь, приводят к выходу за рамки признака данного вида.

В общественной жизни мы тоже встречаемся с превращением случайности в необходимость и необходимого в случайное. Так, при слаборазвитом товарообмене, а еще точнее, при натуральном хозяйстве почти каждый производитель продукта был его потребителем и распорядителем. Передавать продукт из одних рук в другие было тогда делом случая. Когда производство для собственного потребления перерастает в производство для обмена, сбыт товаров с рук производителя становится уже не случайностью, а необходимостью.

Все это свидетельствует об относительном характере противопоставления необходимости случайности. Отмечая данный момент в соотношении необходимого и случайного, Ф. Энгельс писал: «Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение... то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость...»1

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 303.

Познание диалектики необходимого и случайного — процесс нелегкий. Необходимость не существует в чистом виде, не лежит на поверхности явлений. Она скрыта от непосредственного восприятия, пробивает себе путь через массу случайных свойств и связей в виде определенной тенденции. Поэтому познание необходимости есть вычленение ее из массы случайностей, обнаружение ее за случайностью отдельных фактов.

Наука не может ограничиться рассмотрением случайных явлений, для своего развития она нуждается в переходе от случайных фактов к раскрытию содержащейся в них необходимости. Ведь только открыв необходимость, она может приступить к осмыслению закономерных связей и отношений, формулированию соответствующих законов. Без раскрытия необходимости познание законов природы и общества немыслимо.

Учитывая практическое и теоретическое значение категорий необходимости и случайности, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, практическую деятельность надо основывать на необходимых, а не на случайных связях, ибо необходимое всегда пробивает себе дорогу в реальной действительности, а случайное в равной степени может как произойти, так и не произойти.

Во-вторых, учитывая диалектику необходимости и случайности, можно случайное и полезное свойство, отношение, момент, сторону какого-нибудь предмета или явления действительности превратить в необходимое свойство и отношение и наоборот, если создать для этого соответствующие условия.

В-третьих, удовлетворяя запросы практики, наука своей главной задачей считает раскрытие необходимости, проявляющейся в массе случайностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: