«...Первый исторический акт,— подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это — производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни... При уяснении всякой исторической действительности необходимо поэтому первым делом учесть указанный основной факт во всем его значении и объеме и предоставить ему то место, которое он заслуживает» '.
Производство всегда осуществляется в исторически определенных, конкретных формах, и это фиксируется в понятии способа производства. Оно обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.
Способу производства материальных благ принадлежит в развитии общества особая роль: в сложнейшей системе взаимосвязи и взаимодействий различных сторон и сфер общественной жизни — экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д. — основным и определяющим (моментом) является способ производства. В конечном счете именно «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»2.
|
|
Так как материальное производство составляет основу общественного развития, то история человечества есть в первую очередь история способов производства, а основными творцами ее являются непосредственные производители материальных благ. Воздействуя в процессе производства на природу и производя, таким образом, определенные блага для удовлетворения своих потребностей, люди одновременно развивают и самих себя, свой трудовой опыт, свои способности и производственные навыки.
Каждый способ производства, развивая способности человека, является определенным видом и способом производства субъектив-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического
и идеалистического воззрений, с. 37.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
ных, человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида в качестве субъекта производства. Каждый способ производства в конце концов утверждает определенный образ жизни человека. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни»1.
Говоря о субъективном, человеческом, и объективном, материально-техническом, факторах производства, мы рассматривали способ производства в аспекте производительных сил, которые общество развивает во взаимодействии с природой. Но это только одна сторона, которая сама по себе еще не характеризует способ производства в качестве основы всего процесса жизни общества. В современной буржуазной социологии имеется тенденция выводить все проявления социального, политического и духовного процессов жизни общества непосредственно из состояния его производительных сил. Это, однако, неправомерно. Чтобы производить, люди вступают не только в отношения с природой, но и одновременно в определенные связи и отношения друг с другом. Более того, только в рамках этих общественных связей и отношений и существует отношение человека к природе. К. Маркс писал: «Всякое производство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее». Поэтому производство — это не только производство материальных благ и развитие производительных сил, но и одновременно развитие общественных отношений людей, производственных отношений.
|
|
Эти отношения образуют экономическую структуру общества, реальную базу всех его идеологических отношений и учреждений. Прежде всего посредством производственных отношений способ производства определяет социальную структуру и социальный характер общества.
Всякий способ производства характеризуется единством определенных производительных сил и соответствующих им производственных отношений. История человечества показывает нам последовательность развития и смены качественно различных типов способа производства. Она знает пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.
Изменение способа производства ведет к изменению всей общественной жизни. Исходным пунктом смены способов производства
' Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 23.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 23.
является развитие производительных сил. «Приобретая новые про-'.изводительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни,— они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом» '.
Анализ развития способов производства требует поэтому исследования производительных сил и производственных отношений, а также их диалектической взаимосвязи.