Понятие способа производства

«...Первый исторический акт,— подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это — производство средств, необходимых для удов­летворения этих потребностей, производство самой материальной жизни... При уяснении всякой исторической действительности необходимо поэтому первым делом учесть указанный основной факт во всем его значении и объеме и предоставить ему то место, которое он заслуживает» '.

Производство всегда осуществляется в исторически определен­ных, конкретных формах, и это фиксируется в понятии способа производства. Оно обозначает тот общественный вид и способ, ко­торым люди производят и присваивают материальные блага, необ­ходимые для удовлетворения их потребностей.

Способу производства материальных благ принадлежит в разви­тии общества особая роль: в сложнейшей системе взаимосвязи и взаимодействий различных сторон и сфер общественной жизни — экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д. — основным и определяющим (моментом) является способ производства. В конечном счете именно «способ производства мате­риальной жизни обусловливает социальный, политический и ду­ховный процессы жизни вообще»2.

Так как материальное производство составляет основу общест­венного развития, то история человечества есть в первую очередь история способов производства, а основными творцами ее являют­ся непосредственные производители материальных благ. Воздейст­вуя в процессе производства на природу и производя, таким обра­зом, определенные блага для удовлетворения своих потребностей, люди одновременно развивают и самих себя, свой трудовой опыт, свои способности и производственные навыки.

Каждый способ производства, развивая способности человека, является определенным видом и способом производства субъектив-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического
и идеалистического воззрений, с. 37.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.

ных, человеческих сил, способом развития производительно дейст­вующего индивида в качестве субъекта производства. Каждый спо­соб производства в конце концов утверждает определенный образ жизни человека. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...способ произ­водства надо рассматривать не только с той стороны, что он являет­ся воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их опреде­ленный образ жизни»1.

Говоря о субъективном, человеческом, и объективном, матери­ально-техническом, факторах производства, мы рассматривали способ производства в аспекте производительных сил, которые об­щество развивает во взаимодействии с природой. Но это только од­на сторона, которая сама по себе еще не характеризует способ про­изводства в качестве основы всего процесса жизни общества. В сов­ременной буржуазной социологии имеется тенденция выводить все проявления социального, политического и духовного процессов жизни общества непосредственно из состояния его производитель­ных сил. Это, однако, неправомерно. Чтобы производить, люди вступают не только в отношения с природой, но и одновременно в определенные связи и отношения друг с другом. Более того, только в рамках этих общественных связей и отношений и существует отношение человека к природе. К. Маркс писал: «Всякое производ­ство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее». Поэтому про­изводство — это не только производство материальных благ и раз­витие производительных сил, но и одновременно развитие общест­венных отношений людей, производственных отношений.

Эти отношения образуют экономическую структуру общества, реальную базу всех его идеологических отношений и учреждений. Прежде всего посредством производственных отношений способ производства определяет социальную структуру и социальный характер общества.

Всякий способ производства характеризуется единством опреде­ленных производительных сил и соответствующих им производст­венных отношений. История человечества показывает нам после­довательность развития и смены качественно различных типов способа производства. Она знает пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капита­листический и коммунистический.

Изменение способа производства ведет к изменению всей обще­ственной жизни. Исходным пунктом смены способов производства

' Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 23.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 23.

является развитие производительных сил. «Приобретая новые про-'.изводительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни,— они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельни­ца — общество с промышленным капиталистом» '.

Анализ развития способов производства требует поэтому исследования производительных сил и производственных отно­шений, а также их диалектической взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: