Процесс образования наций тесно связан с формированием буржуазного общества. Капитализм как система производственных отношений усиливает экономический обмен между районами, приводит к созданию внутреннего рынка, стягивающего воедино все районы страны.
Следствием экономической централизации явилась и политическая централизация. Независимые ранее области сплачиваются в одну нацию с одним правительством, с одним законодательством ', происходит слияние местных говоров, формируется единый национальный язык.
В истории общества три типа общности людей — родопле-менная, народность, нация — в основном соответствуют определенным формациям.
Нация — более широкая форма общности людей, чем народность и племя. Это и качественно новое социальное образование, имеющее свою структуру. Генетически процесс образова-ния наций связан с определенными условиями материальной жизни общества и прежде всего с экономическими отношениями. Нация возникает из экономических потребностей. Но хотя нация имеет экономическую основу, она является не экономическим, а социальным феноменом.
|
|
Нация — это объединение больших групп людей, возникающих на основе общности территории и экономической жизни, общности языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Нация как социальное образование обладает своей структурой, своим способом связи элементов внутри него. Некоторые признаки нации касаются материальной основы общества. Это общность
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 428.
10 Заказ 4508
территории и общность экономической жизни. Другие признаки нации характеризуют ее духовную сторону (общность языка, культуры и др.). При этом общность экономической жизни составляет решающий признак нации. Идеалистические теории наций создаются на иных принципах. Так, австрийские социал-демократы К. Реннер и О. Бауэр рассматривали нацию, как союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих людей, у которых единая судьба. Они игнорировали такие материальные признаки нации, как общность территории и общность экономической жизни, требовали примирения классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией «во имя национальных инте-ресов».
Чтобы понять сущность нации, ее место и роль в жизни общества, необходимо рассматривать нации и национальные отношения под углом зрения классовых отношений. Основоположники марксизма-ленинизма особое внимание обращали на классовый аспект сущности нации. В. И. Ленин говорил о наличии в условиях буржуазного общества двух наций в каждой нации и двух национальных культур в каждой национальной культуре. В статье «Критические заметки по национальному вопросу» Ленин отмечал, что в условиях капитализма в каждой национальной культуре имеется две культуры: демократическая, включающая в себя элементы социалистической культуры, и буржуазная. «Лозунг национальной культуры есть буржуазный (а часто и черносотенно-клерикальный) обман»1. В капиталистическом обществе общность национальной культуры имеет весьма относительный характер. Единая по языку национальная культура различается по своему идейному содержанию. Наличие в ней двух культур обусловливается тем, что она отражает интересы противоположных классов — эксплуататоров и эксплуатируемых.
|
|
Другой аспект взаимосвязи классов и наций означает выявление объективной роли различных классов в процессе образования наций. Роль эта неоднозначна с точки зрения марксизма; следует выделить ведущий класс, или класс-гегемон. Это тот класс, который выступает носителем данного способа производства и составляет основное ядро общности экономической жизни нации. Он вырабатывает политику, которая определяет социальный облик нации, а также ее взаимоотношения с другими народами и нациями. Ведущий класс общества возглавляет борьбу за осуществление исторических задач. Однако нельзя недооценивать и роль других классов. Например, нации буржуазного общества формируются в большинстве своем из трудящихся масс
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 120.
(ремесленники, торговцы, крестьянство), а буржуазия составляет меньшинство. Ведущую роль в процессе образования нации могут играть и господствующие и угнетенные классы в зависимости от исторической ситуации. Причем если буржуазия играет положительную роль лишь в начальный период формирования нации, то трудящиеся классы — на всех этапах ее существования и развития.
В период зарождения наций буржуазного общества деятельность буржуазии, способствующей объединению различных классов внутри нации, объективно носит прогрессивный характер.
Буржуазия как руководящий класс по времени складывается раньше, чем пролетариат. Ее идеология также формируется раньше пролетарской, и буржуазия использует это преимущество, навязывая пролетариату «единую национальную идеологию», она выступает с проповедью классового «мира», ненависти и вражды к другим нациям. Это делается для того, чтобы замаскировать антагонизм классов, воспрепятствовать сплочению пролетариев как класса. Буржуазия играет на чувстве национального единства угнетенной нации, отстаивающей свое существование в борьбе против политики ассимиляции. Подобной ценой буржуазия добивается известного единства наций буржуазного общества. Но как только угнетенные нации обрели свою национальную независимость, чувство единства постепенно ослабевает, уступая место антагонизму классов. Аналогичная ситуация происходит и в современную эпоху в развивающихся странах, борющихся за свою национальную независимость.
Буржуазия этих стран довольно успешно борется за ликвидацию пережитков феодальных отношений, поскольку последние препятствуют развитию национального капитализма. Она ратует за создание национальной независимости и даже государственного сектора в промышленности. Она относительно прогрессивна до завоевания национальной независимости. Но как только независимость отвоевана и активизируется деятельность трудящихся масс, требующих самых решительных и радикальных преобразований в стране, буржуазия быстро переходит на позиции реакционных сил, поскольку эти требования масс, заинтересованных в некапиталистическом пути развития, приходят в противоречие с ее интересами. И теперь уже она готова пойти на сговор с монополиями, местной феодальной и родоплеменной знатью. В этой ситуации буржуазия уже не способна представлять интересы всей нации и решать общенациональные задачи. И тогда национально-освободительное движение возглавляют революционные демократы, представители средних слоев, если в стране не созрел еще пролетариат.
|
|
Победа социализма приводит к созданию социалистических наций. Процесс формирования социалистических наций происходит на основе утверждения социалистической экономики под руководством рабочего класса. Классовую основу социалистических наций составляет союз рабочего класса и крестьянства, а политическую — народный государственный строй, социалистическая демократия. Рабочий класс — носитель государственной власти и в то же время нового, социалистического способа производства.
Дореволюционная Россия представляла собой весьма пеструю картину различных национальностей, племен и этнических групп, находившихся на разных уровнях развития. После победы Великого Октября в нашей стране была постепенно преодолена многоукладность и произошло экономическое и культурное «выравнивание» в развитии многочисленных национальностей Советского Союза. Сложилась новая общность — советский народ, основанная на сближении всех наций и народностей, социальных слоев вокруг рабочего класса. Но это не простая механическая сумма наций. В рамках советского народа существует общность экономической жизни, исторических судеб и идеологий. Это развивающаяся общность, вбирающая в себя все ценности каждой из национальных культур. И в то же время в ней сохраняются национальные различия разных народов.
Все же большое значение в жизни советского общества приобретают черты духовного облика наций, которые сближают их, общесоветские черты. Социалистические нации — это не только этническая общность людей, но и новая социально-экономическая и политическая общность. Важнейшей их особенностью является растущая социальная однородность. Во всех нациях представлены рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция.
|
|
В развитии социалистических наций следует выделить две тенденции: расцвет наций через их сближение и сближение наций через их расцвет. Такова диалектика национальных отношений при социализме. Однако объективный процесс сближения наций должен происходить без искусственного форсирования. На. XXVI съезде КПСС особо отмечалось: «Мы против тенденций, направленных на искусственное стирание национальных особенностей. Но в такой же мере мы считаем недопустимым искусственное их раздувание» '. Большое влияние на ускорение процесса всестороннего сближения наций будет оказывать «интенсивное экономическое и социальное развитие каждой из наших республик...»2.
1 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 57.
2 Там же.
Сегодня социалистические нации вступили в новый этап своего сближения и расцвета. В корне изменились взаимоотношения между классами и нациями. Общенациональный процесс совпадает с коренными интересами всех классов. Происходит процесс интернационализации всех условий жизни, процесс сближения наций и классов. Полное слияние наций — вопрос далекого будущего.
Глава XVI СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ