Роль социальной революции в развитии общества. Исторические типы социальной революции

С возникновением классов и классовой борьбы в историю общества входит такое явление, как социальная революция. Революция — высшая и наиболее острая форма борьбы прогрес­сивных классов против отживших и тормозящих социальное раз­витие общественных отношений и их носителей — реакционных классов и социальных групп. Поскольку существование классов и борьба между ними носят объективный и закономерный ха­рактер, постольку объективными и закономерными являются и социальные революции.

Социальная революция означает коренной качественный пе­реворот в развитии общества. В ее водоворот втягиваются все существующие в данном обществе классы и социальные группы, сотни тысяч и миллионы людей, отстаивающих свои коренные интересы. Вот почему в сфере теории так много различных взгля­дов по вопросам революции, так остро и непримиримо идет борь­ба между теми, кто обосновывает право на революцию, и теми, кто это право отрицает. Вот почему так важно с научной и поли­тической точек зрения разобраться во всех тех сложных и поли­тически острых проблемах, которые относятся к теории соци­альной революции.

Социальная революция — это коренное качественное изме­нение общественного строя, переход от одной общественно-эко­номической формации к другой, более высокой.

В сфере экономики социальная революция ликвидирует ста­рые производственные отношения, старую форму собственности на орудия и средства производства и создает новые производ­ственные отношения, новую систему хозяйства, обладающую го­раздо более высокими стимулами и темпами развития, чем пре­жняя.

В сфере социальных отношений на смену одному классу, «за­ведовавшему» старым укладом хозяйства, приходит новый класс, который растет и развивается, в то время как свергнутый класс теряет силы и постепенно сходит с исторической арены. Одна

форма эксплуатации человека человеком заменяется другой, бо­лее замаскированной и утонченной, или же вообще эксплуата­ция людей отменяется, как это имеет место при социалисти­ческой революции.

Ф. Энгельс говорил: «...революция есть высший акт полити­ки...»1 Главным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти, а решающим признаком ее — переход политической власти из рук отжившего, реакционного класса в руки самого передового, прогрессивного класса. «Переход госу­дарственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в стро­го-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия»2,— писал В. И. Ленин. Речь идет именно о классе, а не об узкой группе заговорщиков. В противном случае можно говорить лишь о верхушечном перевороте, а не о действитель­ной революции. Если революционному классу не удается сразу закрепить свою победу и он временно теряет политическую власть, которую вновь захватывает эксплуататорский класс, то имеет место контрреволюция, реставрация старых порядков.

Существенные изменения происходят в ходе революции и в идеологической надстройке. Идеологическую подготовку и обо­снование революции прогрессивный класс в лице своих идеоло­гов начинает еще задолго до политического переворота. Рево­люция воплощает в действительность идеи и теории этого клас­са; они становятся господствующими. Старые идеи и теории либо упраздняются, либо модифицируются и используются в соот­ветствии с интересами и потребностями нового господствующе­го класса.

Объективная основа и, следовательно, закономерность ре­волюции коренятся в самом развитии материального производ­ства, в тех противоречиях и конфликтах, которые вырастают в недрах революционизирующегося общества. Это прежде всего кон­фликт между новыми производительными силами и отживши­ми, устаревшими производственными отношениями, сдерживаю­щими развитие производства. К. Маркс подчеркивал, что на определенном этапе эти отношения из форм развития произ­водства превращаются в его оковы, тогда наступает эпоха со­циальной революции. Данное основное противоречие высту­пает как главная причина социальной революции. Оно, это про­тиворечие, находит свое проявление в антагонизме интересов основных классов общества и в их борьбе за обладание поли­тической властью.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 421.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч, т. 31, с. 133.

Возникший конфликт между производительными силами и производственными отношениями, всей политико-юридической надстройкой общества может быть разрешен только путем со­циальной'революции. Поэтому несостоятельны взгляды многих немарксистских идеологов Запада, считающих, что коренные социально-политические преобразования в современных усло­виях можно осуществить путем постепенных, медленных изме­нений существующего строя, путем реформ.

Революции различаются по своему характеру и движущим силам. Характер революции определяется тем, какие цели и за­дачи она ставит, какие производственные и политические отно­шения она ликвидирует и для развития каких создает простор, насколько широко в ней принимают участие народные массы. Движущие силы революции — это те классы и социальные груп­пы, которые осуществляют революцию, борются за ликвидацию политической власти реакционных классов. Если в революцион­ной борьбе принимают участие широкие массы трудящихся, то такие революции квалифицируются как народные, демократи­ческие революции.

В зависимости от характера и движущих сил различаются следующие типы революций '.

Буржуазная революция — это революция, направленная про­тив феодальных порядков, имеющая целью ликвидировать фе­одальные производственные отношения, лишить феодалов поли­тической власти, обеспечить победу буржуазных производст­венных отношений, установить власть буржуазии. Класс бур­жуазии выступал руководящей силой этой революции. В ней при­нимал участие и уже возникший, но еще, политически слабый пролетариат. Феодальный строй подтачивали стихийные кресть­янские бунты и восстания. Буржуазные революции не носили подлинно массового характера, ибо коренные цели буржуазии в основном были чужды трудящимся, поскольку она одну фор­му эксплуатации человека человеком заменяла другой формой.

Буржуазно-демократическая революция — это революция той эпохи, которая уже начинала выявлять историческую ограничен­ность буржуазного общества. И хотя она преследовала ту же цель, что и любая буржуазная революция, то есть ликвидацию фео­дальных и установление буржуазных порядков, широкое уча­стие в ней народных масс, их требования накладывали на нее свой отпечаток. Это революции, решительно и последовательно ломающие отжившие порядки, в ряде случаев идущие дальше

1 Мы не говорим здесь о революциях, приведших к ликвидации первобытно­общинной и рабовладельческой формаций. Хотя переход от них не был простым эволюционным процессом, все же здесь революционные процессы не проявлялись в чистом виде.


формального провозглашения буржуазных лозунгов, приводящие в ходе борьбы трудящиеся массы к пониманию необходимости социалистической революции.

Демократическая революция — это революция, осуществля­емая в рамках современной эпохи перехода от капитализма к социализму, в ходе которой осуществляется переход от фео­дально-буржуазных отношений к отношениям смешанного типа, когда наряду с государственной собственностью имеет место и ограничиваемая законом частная собственность. Политическая власть переходит в руки демократических слоев общества: мел­кой буржуазии, интеллигенции, представителей рабочего класса и крестьянства. Здесь еще нет диктатуры пролетариата, но та­кая революция может перерасти в социалистическую революцию.

Отличительная черта национально-освободительной револю­ции — борьба против империалистических колонизаторов, за на­циональную свободу и независимость. После освобождения от колониального рабства развитие той или иной страны в зависи­мости от того, какие внутренние силы одержат верх, может пой­ти либо по пути развития капитализма, либо по некапиталисти­ческому пути. В последнем случае национально-освободитель­ная революция может перерасти в демократическую, а затем в конечном счете и в социалистическую революцию.

Социалистическая революция — это высший тип революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к со­циализму. Социалистическая революция ликвидирует капита­листическую частную собственность и связанную с ней систему эксплуатации человека человеком. Она передает политическую власть в руки рабочего класса, утверждает диктатуру пролета­риата. Она соответствует коренным интересам всех других тру­дящихся классов и слоев, в силу чего в ней участвуют все клас­сы и социальные группы, которые угнетал и эксплуатировал класс капиталистов. Она будит огромную созидательную энер­гию трудящихся и направляет ее на строительство нового, социа­листического общества. Она создает все необходимые условия для свободного развития каждого человека, для творческого тру­да и созидания на благо всего народа. Первой такой победонос­ной революцией стала Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эпохи в развитии чело­вечества — эпохи перехода от капитализма к социализму во все­мирном масштабе.

Огромное всемирно-историческое дело социалистической ре­волюции не может быть осуществлено без коммунистической партии, являющейся организатором, вдохновителем и руково­дителем трудящихся в революционной борьбе и в процессе со­зидания нового общества.

Социалистическая революция не только высший, но и пос­ледний тип революции, ибо она ликвидирует все формы клас­сового антагонизма, все формы угнетения человека человеком. С достижением такой стадии общественное развитие идет уже не в форме политических революций, а в форме планомерного, поступательного прогресса всех областей жизни нового общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: