История человеческого общества представала в трудах социологов, историков-идеалистов как история монархов, полководцев, мыслителей.
Подлинную роль народных масс и личности в истории смогли раскрыть только идеологи пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс. «...Исторический материализм, — пишет В. И. Ленин, — впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий» '. В марксистской теории история человеческого общества предстала как результат деятельности народных масс. Марксизм доказал, что потребности и интересы людей, стремление удовлетворить их обусловливают различные виды материальной и духовной деятельности. Маркс и Энгельс открыли закон возрастания роли масс в истории, который гласит, что «вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является»2.
Обобщая историческую практику рубежа XIX—XX веков, опыт трех русских революций и первых лет Советской власти, В. И. Ленин существенно развил, обогатил и углубил понимание этого закона. Он указал на возрастание социальной активности масс, на зависимость глубины революционных преобразований от степени их сознательности, на необходимость постоянного воспитания революционного сознания трудящихся масс.
Закон возрастания роли народных масс в истории действует во всех формациях, но проявляется он в экономической, политической и духовной деятельности народа в разные исторические периоды по-разному.
Что же такое народ? Почему народные массы являются решающей силой исторического прогресса? Народ (народные массы) — категория конкретно-историческая. Содержание ее изменяется со сменой общественно-экономических формаций. Так, в обществе, основанном на общественной собственности, народ включает в себя все население (за исключением паразитических и преступных элементов), в обществе классово антагонистическом большинство его — эксплуатируемые, трудящиеся массы, которым противостоит правящее меньшинство. Однако при определенных исторических условиях к народным массам могут присоединяться и другие слои населения. Например, возникшее в годы второй мировой войны в ряде стран движение Сопротивления включало все прогрессивные слои населения, способного вести борьбу против фашизма. В современных развивающихся странах народ также включает все патриотические, прогрессивные
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 57.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 90.
силы, а в развитых капиталистических — объединяет те классы и социальные слои, которые противостоят буржуазии.
Народ — подлинный творец истории, во все эпохи он был и остается главной производительной силой, именно он создает материальные блага, необходимые для существования и развития общества. Творческая активность народа сосредоточивается прежде всего в экономической сфере деятельности, в материальном производстве.
По мере развития общества изменяется и характер труда. В зависимости от типа производственных отношений труд может быть свободным, творческим (в неантагонистических формациях) и подневольным, противоречивым (в антагонистических). Противоречивый характер труда в антагонистическом обществе объясняется тем, что и в этих условиях он продолжает быть основой социально-преобразующей деятельности людей. При социализме освобожденный от эксплуатации труд способствует развитию творческой активности масс, создаются условия для того, чтобы труд стал не только более производительным, но и более содержательным, интересным.
Роль народных масс в истории не ограничивается производством ими материальных благ. Трудящиеся, развивая производительные силы, не только подготавливают изменения в способе производства, но и активно участвуют в замене старых производственных отношений новыми, в установлении более прогрессивного строя. Непрекращающаяся на всем протяжении всемирной истории борьба угнетенных масс за свои права и освобождение всегда ускоряла этот процесс, а следовательно, и общественный прогресс в целом.
Наибольшей социальной активности достигают действия народных масс в эпохи социальных революций. В. И. Ленин писал: «Революции — праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса...» ' История многих народов богата яркими страницами героической борьбы за свободу, национальные интересы, за независимость родины.
Революционная борьба народных масс во главе с пролетариатом, направляемая и руководимая коммунистической партией, открыла новую эпоху в истории — эпоху социалистических революций, когда народ не только ликвидирует старый общественный строй, но впервые сознательно участвует в строительстве нового общества.
Народные массы вносят значительный вклад в развитие духовной культуры. Творческая роль их в этой области может выра-
' Ленин В.. И. Поли. собр. соч., т. 11, с. 103.
355 12*
жаться прямо или опосредствованно, когда они способствуют появлению выдающихся произведений искусства. Так, основа всякой духовной культуры — язык создан народом, народ хранит его богатства, развивает его. Народ всегда жил богатой внутренней жизнью и свой жизненный опыт, свои мечты и надежды выражал в эпосе, сказках, песнях.
Идеологи эксплуататорских классов отрицают способность народных масс к духовному развитию. Буржуазные социологические теории, извращающие роль народных масс в истории, получили наиболее откровенное выражение в концепциях «элиты». Современные элитарные концепции возникли как отражение господствующего положения монополистической буржуазии и тех изменений в структуре этого класса, которые произошли в результате концентрации и централизации капитала.
Их сторонники исходят из неоспоримого факта, что любое общество нуждается в управлении. Но оно, с их точки зрения, может эффективно осуществляться только на основе отношений господства и подчинения; отсюда функцию управления берет на себя меньшинство, элита, обладающая как специфическими врожденными качествами, так и имущественными, престижными и другими привилегиями. Абсолютизируя характерное для антагонистических формаций господство и подчинение, буржуазные социологи объявляют вечным деление общества на массу и элиту.
Среди элитарных теорий особенно характерны концепции правящей элиты, авторы которых (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс и др.) главным фактором развития общества объявляют политическую власть, трактуя ее с позиций антиисторизма и субъективизма. Однако концепции правящей элиты подрывают престиж буржуазной демократии, по-своему отражая ее антинародную сущность. Поэтому в последние годы произошла некоторая их модернизация. В 60-е годы буржуазные социологи заговорили о «распылении власти» в современном западном обществе, о «плюрализме элит», которые различаются только по функциям (экономическая, политическая, военная, культурная, религиозная и т. д.). Сторонники такой трактовки (Р. Арон, Д. Рисмен и др.) считают, что эти «независимые элиты» должны уравновешивать друг друга, не давать возвышаться ни одной из них. «Баланс элит» провозглашается единственно возможной формой демократии в современном буржуазном государстве.