Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев). Важнейшей социальной предпосылкой его появления было обострение противоречий капитализма на высшей, империалистической стадии его развития. Экзистенциализм — это одна из форм идеологического отражения
всеобщего кризиса капитализма. Его крупнейшие представители — К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976), Г. Марсель (1889-1973), Ж. П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).
Экзистенциализм, или «философия существования», — одно из иррационалистических направлений буржуазной философии. Понятие «экзистенция» (от лат. exsistentia — существование) в экзистенциализме играет особую роль, служит исходным пунктом всех его философских построений.
Существование, по мнению экзистенциалистов, предшествует сущности, оно не может быть выведено из сущности, как думали рационалисты. Его нельзя выразить в понятиях, постигнуть разумом. Оно представляет собой нечто иррациональное, на что разум постоянно натыкается и что он не может понять и выразить в мыслях. Все, что постигается разумом, рассуждают они, является объектом (вещью), которому противостоит сознание как субъект. Поэтому если допустить, что существование познаваемо разумом, то мы, с одной стороны, превратим его в вещь, в нечто внешнее по отношению к разуму, с другой — растворим в сущности и ликвидируем как самостоятельную форму бытия. Существование необходимо, считают они, рассматривать не извне, а изнутри. Но это возможно лишь применительно к человеческому существованию. Отсюда следует, что только оно представляет собой «экзистенцию» в подлинном смысле слова.
Исходным, таким образом, у экзистенциалистов является не существование материи, мира вещей, как это утверждают материалисты и о чем свидетельствуют данные науки, а существование личности, человека со всеми его настроениями, стремлениями, чувствами, переживаниями, то есть субъект, выступающий через совокупность своих психических переживаний. В свете этого исходного начала у экзистенциалистов изменяется и задача философии. Она представляется им не как исследование всеобщих форм бытия, не как раскрытие сущности мира и познания, а как открытие смысла существования человека, подлинной экзистенции. Лишь через уяснение смысла собственного существования человек, по их мнению, может судить о том, что находится вне его, в окружающем мире. Первичность субъективного выступает здесь не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане. Назвав человеческое существование «бытием для себя», а предметное — «бытием в себе», Сартр, например, прямо указывает на то, что «бытие для себя» предшествует «бытию в себе» и является по отношению к нему первичным.
Сведя сущность экзистенции (существования) к человеческому существованию, к субъективным переживаниям индивида, экзистенциалисты отвергают научное познание как путь проникновения в тайны личности и открытия смысла ее существования,
как форму адекватного осмысления мира вообще. Научное познание вещей, пишет К. Ясперс, не есть познание бытия, оно не может указать целей для жизни; наука не может дать ответ на вопрос о ее собственном смысле. Истинной формой философского познания у экзистенциалистов выступает интуиция, трактуемая как иррациональный метод непосредственного видения смысла рассматриваемой реальности, которая представляет собой в конечном счете не что иное, как субъективные переживания личности.
Взяв в качестве определяющего звена субъективный мир человека, экзистенциалисты сконцентрировали свое внимание на выяснении смысла человеческой жизни, места человека в мире, его назначения, но весьма искаженно представляют все эти проблемы. Различая «подлинное» и «неподлинное» существование и относя к «неподлинному» существованию включение индивида в обыденную жизнь, в повседневность, а к «подлинному» — его свободное, независимое от реальных социальных отношений бытие, определяемое внутренней природой личности, они заявляют, что человек по своей природе таков, что он сам добровольно погружается в обыденность, лишает себя свободы, своего «подлинного» существования. Человеку гораздо удобнее, легче жить в условиях несвободы, подчиняться установившимся нормам, чем отстаивать свободу. Когда он безропотно включается в мир обыденности, он живет, как все окружающие, он не отвечает за свои поступки, ибо они определяются не им, а извне, средой. Если же он попытается поступать как свободная личность, он должен сам выбирать направление и форму действий, принимать соответствующие решения и отвечать за свои поступки. Это требует огромных усилий, преодоления трудностей, мужества, поэтому вполне естественным является то, что человек чаще избирает первый способ существования.
Но возможен ли переход человека от «неподлинного» существования к «подлинному», от состояния, где нет свободы действия, нет выбора, к свободному состоянию? Возможен. Для этого, полагают экзистенциалисты, необходимо, чтобы человек оказался в «пограничной ситуации»: попал в беду, оказался перед лицом смерти, испытывал трагическую вину. Находясь в «пограничной ситуации», рассуждают они, человек начинает по-иному смотреть и на себя и на вещи, для него раскрывается смысл его «подлинного» существования, и он обретает свободу.
Свободу экзистенциалисты представляют как абсолютную независимость решений и действий человека от обстоятельств. Она, по их мнению, отвергает всякую обусловленность поступков и предполагает выход за рамки объективной реальности, где действуют причинно-следственные связи, необходимые отношения, законы. Отрывая свободу человека от объективных условий, где ему пред-
стоит действовать, от познания и целенаправленного использования необходимости, законов, экзистенциалисты превращают ее в пустую абстракцию, в ничем не ограниченный произвол. Отсюда вытекает, что свобода, несмотря на их рассуждения о личной индивидуальной ответственности человека за свои действия, превращается в мнимую, неосуществимую возможность.
Такое понимание свободы и ответственности личности не только не способно правильно сориентировать трудящихся в их борьбе против капиталистической эксплуатации, за создание подлинно человеческих условий жизни, но и препятствует формированию у них научного мировоззрения, определяющего место и роль социальных групп, классов, личности в историческом процессе.