Современная буржуазная философия — своеобразный носитель тех основных черт общего духовного кризиса, который переживает капиталистическое общество в XX веке. Сегодня, как никогда ранее, буржуазная философия испытывает на себе прямое и непосредственное влияние политики и идеологии.
На процесс политизации и идеологизации философского знания на Западе огромное воздействие оказывают обострение классовой борьбы в странах капитала, углубление противоречий между развитыми и зависимыми странами, повышение политической активности, борьбы рабочего класса капиталистических стран, развитие международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, величайшие достижения реального социализма.
Особенно велико влияние главного противоречия нашей эпохи — противоречия между двумя мировыми системами — капитализмом и социализмом — на эволюцию, которую претерпевает современная буржуазная мысль.
Ныне на Западе существует довольно пестрое многообразие различных философских концепций и доктрин.
В современной буржуазной философии различают следующие направления: позитивистские, представленные различными школами неопозитивизма; иррационалистические, такие, например, как экзистенциализм; религиозные, наиболее типичные из которых — неотомизм, персонализм и протестантская «теология кризиса». Названные течения не исчерпывают все существующие буржуазные философские школы. К ним относятся также феноменология, прагматизм, философская антропология и др. Вся эта совокупность названных течений развивается в русле идеалистического мировоззрения.
Не меняя своей основной идеалистической ориентации, буржуазная философия старается приспособиться к новым условиям жизни. Так, религиозная идеология активно пытается при-
способиться к новейшим достижениям науки с целью использования их для упрочения своих пошатнувшихся позиций в обществе.
Приспособление к современному научному знанию различных философских течений осуществляется разными способами. Например, неопозитивизм внешне положительно относится к науке, но при этом отрицает ее мировоззренческую значимость. Мировоззренческие вопросы неопозитивисты, как правило, объявляют псевдопроблемами, старательно «очищают» науку от мировоззрения, сводя философию в основном к различным видам логического анализа языка науки.
Характерная чёрта современных буржуазных течений — отказ от прогрессивных традиций прошлого. Если буржуазная философия XVIII —XIX веков, теоретически обосновывая переход от феодализма к капитализму, выступала за развитие научного знания, то в XX веке ситуация изменилась. Став политически господствующим классом, буржуазия не заинтересована в существенном изменении социальных порядков (капиталистических отношений). Одновременно и буржуазная философия, отражая сложившиеся капиталистические отношения, стремится доказать незыблемость, вечность буржуазного образа жизни.
Отказ от прогрессивных традиций привел буржуазную мысль к отрицанию диалектики. Это, в частности, выразилось в негативном отношении буржуазных философов к диалектике Гегеля, в попытках истолковывать его учение в релятивистском и ирра-ционалистическом духе.
Страх перед диалектикой привел буржуазную философию к отказу от идей исторического прогресса. Первые позитивисты понятие «прогресс» заменили термином «эволюция»; неокантианцы называли прогресс вненаучной категорией и рассматривали его только как оценочное понятие; представители «философии жизни» говорят о циклически сменяющих друг друга цивилизациях. Современные позитивисты назвали прогресс «метафизической функцией».
Чтобы показать, что представляет собой буржуазная философия сегодня, рассмотрим основные ее направления — экзистенциализм, прагматизм, христианскую философию, неопозитивизм и др.