Общая характеристика. Современная буржуазная философия — своеобразный носитель тех основных черт общего духовного кризиса

Современная буржуазная философия — своеобразный носитель тех основных черт общего духовного кризиса, который переживает капиталистическое общество в XX веке. Сегодня, как никогда ранее, буржуазная философия испытывает на себе прямое и непо­средственное влияние политики и идеологии.

На процесс политизации и идеологизации философского знания на Западе огромное воздействие оказывают обострение классовой борьбы в странах капитала, углубление противоречий между раз­витыми и зависимыми странами, повышение политической актив­ности, борьбы рабочего класса капиталистических стран, разви­тие международного коммунистического, рабочего и националь­но-освободительного движения, величайшие достижения реаль­ного социализма.

Особенно велико влияние главного противоречия нашей эпо­хи — противоречия между двумя мировыми системами — капита­лизмом и социализмом — на эволюцию, которую претерпевает современная буржуазная мысль.

Ныне на Западе существует довольно пестрое многообразие различных философских концепций и доктрин.

В современной буржуазной философии различают следующие направления: позитивистские, представленные различными шко­лами неопозитивизма; иррационалистические, такие, например, как экзистенциализм; религиозные, наиболее типичные из кото­рых — неотомизм, персонализм и протестантская «теология кризиса». Названные течения не исчерпывают все существую­щие буржуазные философские школы. К ним относятся также феноменология, прагматизм, философская антропология и др. Вся эта совокупность названных течений развивается в русле идеа­листического мировоззрения.

Не меняя своей основной идеалистической ориентации, буржуазная философия старается приспособиться к новым усло­виям жизни. Так, религиозная идеология активно пытается при-

способиться к новейшим достижениям науки с целью использова­ния их для упрочения своих пошатнувшихся позиций в обществе.

Приспособление к современному научному знанию различных философских течений осуществляется разными способами. Напри­мер, неопозитивизм внешне положительно относится к науке, но при этом отрицает ее мировоззренческую значимость. Миро­воззренческие вопросы неопозитивисты, как правило, объявляют псевдопроблемами, старательно «очищают» науку от мировоззре­ния, сводя философию в основном к различным видам логического анализа языка науки.

Характерная чёрта современных буржуазных течений — отказ от прогрессивных традиций прошлого. Если буржуазная философия XVIII —XIX веков, теоретически обосновывая переход от феодализма к капитализму, выступала за развитие научного знания, то в XX веке ситуация изменилась. Став политически господствующим классом, буржуазия не заинтересована в сущест­венном изменении социальных порядков (капиталистических от­ношений). Одновременно и буржуазная философия, отражая сложившиеся капиталистические отношения, стремится доказать незыблемость, вечность буржуазного образа жизни.

Отказ от прогрессивных традиций привел буржуазную мысль к отрицанию диалектики. Это, в частности, выразилось в нега­тивном отношении буржуазных философов к диалектике Гегеля, в попытках истолковывать его учение в релятивистском и ирра-ционалистическом духе.

Страх перед диалектикой привел буржуазную философию к отказу от идей исторического прогресса. Первые позитивисты понятие «прогресс» заменили термином «эволюция»; неоканти­анцы называли прогресс вненаучной категорией и рассматривали его только как оценочное понятие; представители «философии жизни» говорят о циклически сменяющих друг друга цивилиза­циях. Современные позитивисты назвали прогресс «метафизиче­ской функцией».

Чтобы показать, что представляет собой буржуазная филосо­фия сегодня, рассмотрим основные ее направления — экзистен­циализм, прагматизм, христианскую философию, неопозити­визм и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: