Материалистическое понимание роли народных масс и личности в истории развивалось в борьбе с волюнтаризмом и фатализмом, господствующими в буржуазной социологии.
Волюнтаризм — субъективно-идеалистическое течение в социологии, отрицающее объективные законы и утверждающее, что развитие общества зависит от воли «героев», ведущих за собой «толлу». Фатализм в объяснении общественных явлений, напротив, исходит из признания неизбежного, предопределенного свыше хода истории.
Социальные корни волюнтаризма и фатализма кроются в конечном счете в неразвитости творческих сил и ограниченности возможностей человека в антагонистическом обществе. Идеологи господствующих классов всегда стремились внушить массам покорность и парализовать тем самым их способность к историческому творчеству. Теоретическая несостоятельность этих концепций выражается в неспособности понять диалектику объективного и субъективного, необходимости и случайности в истории.
Исследуя законы общественного развития, марксизм показал, как проявляются они в деятельности народных масс, борьбе классов, а также в действиях личностей, ибо каждая личность, участвуя в социальной жизни группы, класса, общества, оказывает свое влияние на ход событий; это влияние зависит как от общественных отношений, так и от индивидуальных черт личности.
|
|
В различные периоды появление великой исторической личности необходимо обусловлено объективными обстоятельствами. В то же время исторический материализм не исключает влияния случайностей на события. Например, случайностью является то, что исторический деятель, мыслитель, ученый может появиться раньше или позднее, в большей или меньшей степени отвечать потребностям времени. Элемент случайности в ход событий вносят также индивидуальные качества великого человека, его способность осознать тенденции времени. Ф. Энгельс писал: «То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится — более или менее удачная, но с течением времени находится. Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной,— это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т. д.»1.
В чем же состоит роль личности в истории? Во-первых, выдающаяся личность накладывает отпечаток на ход исторического процесса, может ускорить (если деятельность личности прогрес-
|
|
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175—176.
сивна) или замедлить его (если она реакционна), но ни в коем случае не изменить ход истории. Во-вторых, деятельность выдающейся личности имеет большее историческое значение, если она опирается на передовые силы, заинтересованные в прогрессивном развитии общества. В-третьих, каждый класс в зависимости от своей социальной природы выдвигает и формирует свой тип вождей. В этом также проявляется историческая закономерность. Личность может стать подлинно великой, если выражает интересы передового класса, действует в направлении исторической необходимости, ускоряет общественный прогресс.
Общественный прогресс в условиях антагонистического общества связан с борьбой народных масс против эксплуатации. Поэтому особой популярностью в народе пользовались вожди и идеологи, возглавившие борьбу угнетенных масс за свое социальное освобождение. Память народа свято хранит имена Спартака, Я. Гуса и Т. Мюнцера, С. Разина и Е. Пугачева, Т. Костюш-ко и А. Мицкевича, А. Н. Радищева и Н. Г. Чернышевского и многих других.
С выходом на историческую арену пролетариата выдвигаются его величайшие вожди, организаторы революционного движения — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Пролетариату нужны вдумчивые, опытные и сведущие политические руководители, нужны политические авторитеты, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы умело руководить массами в строительстве нового общества. Ф. Энгельс подчеркивал, что даже в будущем обществе, когда отомрет политический авторитет — государство, сохранится административный авторитет, что без авторитета невозможно функционирование современного производства с его сложной техникой '.
Признавая большую роль авторитетных руководителей в жизни общества, исторический материализм выступает как против анархизма, отрицающего всякий авторитет, любую форму власти, любое подчинение, так и против культа личности политического вождя, против попыток поставить личность над массами и партией. Основоположники марксизма-ленинизма отрицали любое проявление культа личности как несовместимое с демократической сущностью коммунистической партии, с мировоззрением революционного пролетариата. Культ личности способствует нарушению норм партийной жизни, ее принципов коллективности руководства, критики и самокритики, сковывает инициативу масс. Он ведет к принижению решающей роли народных масс в истории, руководящей роли партии в социалистическом строительстве. Культ личности порождает догматизм в теории.
1 См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 302 — 305.
сивна) или замедлить его (если она реакционна), но ни в коем случае не изменить ход истории. Во-вторых, деятельность выдающейся личности имеет большее историческое значение, если она опирается на передовые силы, заинтересованные в прогрессивном развитии общества. В-третьих, каждый класс в зависимости от своей социальной природы выдвигает и формирует свой тип вождей. В этом также проявляется историческая закономерность. Личность может стать подлинно великой, если выражает интересы передового класса, действует в направлении исторической необходимости, ускоряет общественный прогресс.
Общественный прогресс в условиях антагонистического общества связан с борьбой народных масс против эксплуатации. Поэтому особой популярностью в народе пользовались вожди и идеологи, возглавившие борьбу угнетенных масс за свое социальное освобождение. Память народа свято хранит имена Спартака, Я. Гуса и Т. Мюнцера, С. Разина и Е. Пугачева, Т. Костюш-ко и А. Мицкевича, А. Н. Радищева и Н. Г. Чернышевского и многих других.
|
|
С выходом на историческую арену пролетариата выдвигаются его величайшие вожди, организаторы революционного движения — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Пролетариату нужны вдумчивые, опытные и сведущие политические руководители, нужны политические авторитеты, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы умело руководить массами в строительстве нового общества. Ф. Энгельс подчеркивал, что даже в будущем обществе, когда отомрет политический авторитет — государство, сохранится административный авторитет, что без авторитета невозможно функционирование современного производства с его сложной техникой '.
Признавая большую роль авторитетных руководителей в жизни общества, исторический материализм выступает как против анархизма, отрицающего всякий авторитет, любую форму власти, любое подчинение, так и против культа личности политического вождя, против попыток поставить личность над массами и партией. Основоположники марксизма-ленинизма отрицали любое проявление культа личности как несовместимое с демократической сущностью коммунистической партии, с мировоззрением революционного пролетариата. Культ личности способствует нарушению норм партийной жизни, ее принципов коллективности руководства, критики и самокритики, сковывает инициативу масс. Он ведет к принижению решающей роли народных масс в истории, руководящей роли партии в социалистическом строительстве. Культ личности порождает догматизм в теории.
1 См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 302 — 305.
Только в обществе, коллективе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни, деятельности, интересов.
Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности, который всегда представляет собой конкретное единство единичного, особенного и общего. Исторический материализм не отрицает индивидуального, неповторимо своеобразного в каждой личности. Напротив, классики марксизма-ленинизма считали, что, чем полнее, активнее человек «вбирает в себя» все накопленное богатство социального и культурного опыта предшествующих поколений, тем больше у него возможностей раскрыть свою индивидуальность. Вместе с тем общественные отношения должны быть организованы и преобразованы так, чтобы дать наибольший простор для совершенствования личности. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия предстает как общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно-экономических формациях.
|
|
В первобытном обществе низкий уровень развития производительных сил порождал общественную собственность, коллективный труд, общий интерес. Человек здесь еще не выделяет себя из коллектива, как бы растворяется в нем.
По мере развития частной собственности, углубления разделения труда усиливается одностороннее развитие человека, возникает его отчуждение, которое фактически лишает человека возможности пользоваться результатами его труда, ценностями культуры, полнокровно развивать свои способности.
Положение человека в антагонистическом обществе определяется не столько личными качествами, сколько его принадлежностью к социальной группе. Самоутверждение личности, как правило, приобретает в этих условиях форму индивидуализма. Отношения общества и личности обостряются, приобретая характер непримиримых противоречий, выражающих в конечном счете антагонизм общественных отношений, враждебных классов.
С развитием капиталистического производства, по мере роста сознательности и организованности рабочего класса в его среде возникает специфический тип отношений — коллективизм. Суть его — во взаимной поддержке, тесном сотрудничестве, направленных на сочетание личных и классовых, общественных интересов. При социализме эта тенденция усиливается. Коллективизм становится характерной чертой социалистических отношений между людьми, одним из основных принципов коммунистической
нравственности, а трудовой коллектив выступает связующим звеном между личностью и обществом.
Социалистический трудовой коллектив — это коллектив людей, которые, находясь в непосредственном общении, решают различные производственные задачи в интересах общества. Объединены они общей целью, дисциплиной, взаимной ответственностью. В таком коллективе личность реализуется, раскрывается, находит применение своим способностям, получает возможность для развития своих задатков, здесь формируется чувство хозяина производства. Закон о трудовых коллективах, принятый в нашей стране в 1983 году, нацелен в первую очередь на развитие социальной активности трудящихся, способствующей утверждению личности нового, социалистического типа.
Одним из характерных проявлений взаимоотношения личности и общества выступает свобода личности. Большинство буржуазных философов стремится представить свободу как произвол, как абсолютную независимость личности от общества. Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» '. Степень свободы личности определяется свободой общества, тем, в какой степени свободны люди от стихийных сил природы, в какой мере господствуют они над своими собственными отношениями. В этом смысле история человечества развивается по пути обретения все большей свободы общества и индивида. Этот процесс осуществляется как разрешение специфических противоречий для каждой общественно-экономической формации. Переход же от классово антагонистического общества к социализму создает необходимые предпосылки для скачка из «царства необходимости в царство свободы». Общество освобождается от стихийности, человек от эксплуатации. Социализм гарантирует личности политические свободы, освобождает ее от духовного гнета, открывает пути для того, чтобы развитие каждого стало условием свободного развития всех. При социализме развивается и ответственность личности перед обществом, коллективом (юридическая, нравственная), определяемая экономическими и другими возможностями общества.
В современную эпоху революционного перехода от капитализма к социализму, в условиях набирающей темпы НТР и обостряющейся борьбы идей в мире значительно возрастает общественная потребность в качественно новом уровне развития человека, его способностей, интересов, социальных связей, духовно-нравственных черт. Важно, чтобы эта потребность совпадала с личными устремлениями людей, с их растущей тягой к образованию, науке, культуре, социальной активности.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 12, с. 104.
В социалистическом обществе открываются большие возможности для гармонического развития личности. Достижение этой высокой цели предполагает дальнейшее укрепление материально-технической базы социализма, совершенствование всех материальных и духовных основ социалистического образа жизни, постоянное повышение материального благосостояния, улучшение условий жизни трудящихся; достижение высокого уровня образованности и сознательности народа, утверждение научного мировоззрения и коммунистической нравственности в сознании советских людей. По мере решения комплекса этих задач устраняются еще имеющие место противоречия между общественными интересами и интересами личности, создаются условия для искоренения негативных явлений в жизни общества, в сознании и поведении людей, для формирования их разумных потребностей и интересов.
Решение социально-экономических задач, намеченных партией, быстрое развитие всех сторон жизни общества невозможно без изменения самого человека. Формирование гармонической личности предполагает гармонизацию всех сфер жизнедеятельности человека, создание таких условий, при которых труд, общение, потребление, досуг и другие стороны человеческой жизни взаимо-обусловливают и взаимодополняют друг друга. Цементирующей основой формирования гармонически развитой личности является ее активная жизненная позиция, направленная на претворение в жизнь высоких коммунистических идеалов.
* *
*
После рассмотрения основных положений диалектического и исторического материализма мы можем дать оценку, критический анализ основных направлений современной буржуазной философии и социологии, ибо, будучи партийной, буржуазная мысль так или иначе выражает интересы эксплуататорских классов и направлена против марксистско-ленинского мировоззрения.
Глава XXII