Единые дежурно-диспетчерские службы городов

Жизнь современного человека сопровождается явлениями и ситуациями, негативно влияющими на его эмоциональное, психическое и даже физическое состояние. К таким явлениям относятся различные ЧС природного и техногенного характера. В последнее время участились случаи террористической направленности. В одиночку человек, чаще всего, не способен самостоятельно принять правильное решение о последующих действиях. Не являются исключением из этого списка и пожары [1].

Для решения подобного рода задач, предупреждения таких ситуаций во всем мире существуют различные объединения, в наиболее развитых странах мира они являются специализированными. На долю рядового человека в большинстве случаев возлагается сообщение о подобной ситуации (происшествии) в соответствующую службу.

Целью создания Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) города является повышение готовности администрации и служб городов к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, создание условий для более эффективного взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

ЕДДС предназначены для выполнения следующих функций:

ü прием от дежурно-диспетчерских и других городских служб информации о сложившейся обстановке в городе (запасах топлива, продовольствия, скопившихся вагонах на железнодорожных станциях, состоянии городских коммуникаций и т.п.), ее обобщение, анализ с точки зрения возможных возникновений ЧС и представление в виде обобщенного документа главе города;

ü прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного и техногенного характера (пожар, авария, обрушение, затопление и т.д.);

ü сбор информации от дежурно-диспетчерских служб, а также служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой, распространение между ДДС города получен­ной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС. В части систем мониторинга следует особо выделить задачи контроля психофизиологического состояния операторов потенциально опасных объектов, контроль состояния промышленных и жилых строений в части пожара, утечек газа или воды и т.п., а также экспресс-оценки несущих конструкций строений при помощи специальных датчиков;

ü анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до сведения дежурно-диспетчерских служб (ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

ü обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава оперативных подразделений, привлекаемых для немедленного реагирования и их оповещение;

ü обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

ü информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

ü представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;

ü доведение задач, поставленных вышестоящими органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

ü обобщение информации о ЧС, происшедших за сутки дежурства, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Первоначально планировалось создавать ЕДДС на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) субъекта Российской Федерации. После присоединения Государственной противопожарной службы к МЧС России появилась возможность маневра и размещения ЕДДС в центрах управления силами (ЦУС) ГПС. При этом телефонный номер «01» стал использоваться как единый телефонный номер ЕДДС. В то же время для обращения граждан к диспетчерской службе ЕДДС Министерством Российской Федерации по связи и информа­тизации был рекомендован телефонный номер «112», который принят как единый телефонный номер служб спасения в странах Западной Европы. Следует иметь в виду, что создание ЕДДС – это долгосрочный проект и до полной его реализации в городских телефонных сетях будет действовать существующий порядок приема сообщений о происшествиях по телефонам экстренного вызова «01», «02», «03» и «04».

Экономический эффект от внедрения ЕДДС определяется снижением возможного социально-экономического ущерба от ЧС (санитарных и безвозвратных потерь населения, утраты материальных и культурных ценностей), достигаемого на основе повышения оперативности совместных действий городских служб, их координации, оптимального использования имеющихся сил и средств постоянной готовности.

Определяя долгосрочную программу безопасного функционирования предприятий (объектов) города, необходимо тесно увязывать ее с наличием или созданием в городе ЕДДС. При этом особенно важно адаптировать обору­дование, связь и программные комплексы предприятий (объектов) с аналогичными системами ЕДДС. Эту работу нужно делать поэтапно, планово и в тесном взаимодействии с органами управления ГОЧС города.

Головной организацией по разработке технического, информационного, программного и другого обеспечения ЕДДС в субъектах и городах Российской Федерации является ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, усилия, которого направлены на реализацию комплекса организационно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:

- формирование принципов построения и организации функционирования ЕДДС, обеспечивающих координацию деятельности сил и средств;

- разработка нормативно-правовой базы;

- адаптация разработанных им и принятых МЧС России типовых технических проектов и типового специального программного и информаци­онного обеспечения для ЕДДС различных типов городов России под задачи конкретных городов Российской Федерации;

- создание телекоммуникационной среды, обеспечивающей возможность совместных действий ЕДДС;

- создание информационных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: