Пожарно-спасательными формированиями

На сегодняшний день несколько преждевременно говорить о сложившихся и устойчиво функционирующих автоматизированных системах оперативного управления комплексного назначения ввиду того, что организационно-техническая реализация таких проектов – затратный по времени и финансам процесс – пока не имеет целостного воплощения. Но, тем не менее, ряд процессов уже автоматизирован и имеются предпосылки для построения соответствующих систем управления. С учетом достижений технического прогресса функционирование АСОУ ПСФ может быть описано следующим образом [1].

По статистике большинство сообщений о пожаре и других ЧС передается с телефонов ГТС (в настоящее время по линиям «01»). При поступлении сигнала на ЦДП срабатывает автоответчик, являющийся одной из функций современных систем диспетчерской связи и работающий в автоматическом режиме. Устройство автоматики обеспечивает при каждом вызове по линиям «01» воспроизведение фразы «Служба спасения». Процесс воспроизведения позывного должен контролироваться диспетчером. Работа автоответчика может осуществляться в различных режимах. При наличии сигнала «отбой» или при отсутствии сигнала (речевого или тонального) система автоответа автоматически осуществляет «разрыв соединения» без «оповещения» диспетчера. Если сигнал имеется (вызывающий абонент не положил телефонную трубку на рычаг аппарата), то автоответчик «сообщает» диспетчеру о наличии заявителя, и диспетчер вступает в диалог с вызывающим абонентом. Автоответчик позволяет уменьшить количество вызовов за счет исключения ложных срабатываний задействованной аппаратуры, а также вызовов, поступающих к диспетчерскому персоналу в случае «ошибочного» соединения, и, как следствие, снизить занятость диспетчерского персонала.

Следует иметь в виду, что на ЦДП может быть установлено несколько пультов оперативной связи, служащих для приема сообщений о ЧС. Чтобы обеспечить равномерную нагрузку на каждого диспетчера при приеме заявок, на ЦДП устанавливается распределитель вызовов, обеспечивающий поочередное подключение РМД к ЛС, по которым поступают сигналы вызова.

На современном этапе организация ДДС на ЦДП в большинстве субъектов РФ пока предусматривает разделение функций диспетчерского персонала по приему сообщений о пожаре и других ЧС. При сообщении о ЧС, не связанной с пожаром, заявитель передается оперативному дежурному службы спасения. При поступлении сообщения о пожаре диспетчер производит регистрацию пожара с оповещением должностных лиц службы пожаротушения. Служба спасения и служба пожаротушения на данный момент являются параллельно действующими структурами ЦУС.

Регистрация любого пожара осуществляется с помощью подсистемы «Прием заявки о пожаре».В процессе приема заявки диспетчер выясняет: адрес пожара, что горит, фамилию заявителя и номер телефона, с которого производится вызов. Диспетчер, пользуясь клавиатурой, вводит в систему в соответствующие поля информацию о пожаре.

При соответствующем обеспечении от диспетчера может потребоваться только выбор адреса и «типового» объекта горения (подвал, крыша, квартира и т.д.) из списка, предложенного системой. По введенному адресу в соответствии с расписанием выезда автоматизированная поисковая подсистема производит выбор и выводит на экран состав пожарной техники, высылаемый на этот объект. В случае отсутствия в ближайшей к месту пожара части требуемой техники, поиск необходимой техники производится в других ближайших частях. Список высылаемой техники может дополнительно корректироваться и окончательный состав пожарной техники определяется диспетчером.

Одновременно диспетчеру системой предоставляется информация о характеристиках объекта (этажность, наличие подвала или чердака, степень огнестойкости здания, наличие людей, сильнодействующих ядовитых веществ) и другая имеющаяся в базе данных информация. Прием заявки завершается формированием приказа на выезд при нажатии соответствующей кнопки окна программы (рис. 6.4).

Рис 6.4. Окно программы подсистемы «Прием заявки о пожаре»

С помощью автоматизированной информационно-поисковой системы, могут быть предоставлены и некоторые данные о заявителе. При сопряжении системы определения номера с автоматизированной информационно-поисковой системой или ГИС (а такой вариант технически возможен) диспетчеру оперативно может быть представлена информация (место установки ТА или таксофона, его номер) путем отражения информации на экране ПК или средствах отображения коллективного пользования. Данная информация помогает диспетчерскому персоналу выявлять ложность сведений заявителя.Автоматическое определение номера абонента может быть реализовано как одна из функций системы проводной диспетчерской связи, поэтому, чтобы избежать дублирования данной и возможно других функций (неоправданные затраты), необходимо учитывать возможности всего комплекса оборудования при оснащении (модернизации) пункта связи.

АСОУ ПСФ, обработав информацию, формирует приказ на выезд выбранной диспетчером техники, передает его по каналам связи в комплекс технических средств части. Контроль исполнения приказа на выезд, осуществляется через КС по сигналам от датчиков, установленных на транспортных средствах. Датчики могут входить в состав подсистемы определения месторасположения объектов.

В дальнейшем, в отдельном окне в автоматизированном режиме формируется отчет о пожаре (временные точки (прибытия, подачи первого ствола, локализации и ликвидации пожара), задействованные силы и средства и т.д.).

АСОУ ПСФ может работать в режиме автоматического приема сигналов о пожаре с аппаратуры пожарной сигнализации (АПС), установленной на объектах. В этом случае сигнал, поступивший с АПС, направляется непосредственно в ПК, минуя диспетчера. «Заявка» обрабатывается АСОУ ПСФ и производится высылка подразделений к месту пожара. Этот процесс сопровождается документированием, а диспетчерский состав ЦДП информируется с помощью средств отображения информации о поступлении «заявки» от аппаратуры АПС.

При обработке заявки в автоматизированном режиме диспетчер имеет возможность корректировать состав техники, поэтому при обработки заявки АСОУ ПСФ в автоматическом режиме должна быть исключена возможность ложного срабатывания АПС.

В подразделениях пункты связи, как говорилось выше, оборудуются комплексом технических средств, являющихся составным звеном АСОУ ПСФ гарнизона, и в автоматическом режиме происходит управление соответствующими устройствами. После выбора части с помощью аппаратуры тревожной сигнализации в части подается акустический сигнал тревоги, включаются световые табло, обозначающие вид техники, выезжающей на пожар, происходит озвучивание адреса выезда и т.д. Принтер АРМ диспетчера ПСП печатает путевки для водителей.

Диспетчерский персонал поддерживает связь с личным составом находящимся на выезде в основном по радиоканалам. Также по выделенным радиоканалам с помощью возимых комплектов АИС, установленных на транспортных средствах, осуществляется поиск в БД диспетчерских пунктов необходимой для должностных лиц информации. Благодаря этому уменьшается время принятия решений соответствующими лицами в оперативной ситуации, т.к. диспетчер пункта связи как посредник исключен из процесса поиска информации.

Получение значительной части информации диспетчером и другими должностными лицами, в том числе и принимающими управленческие решения по тушению пожаров и ликвидации других ЧС, в настоящее время может реализовываться с помощью ГИС. ГИС, как правило, являются подсистемой АСОУ ПСФ. С помощью ГИС в системе может определяться оптимальный маршрут движения транспортных средств с учетом занятости транспортных магистралей. При сопряжении АСОУ ПСФ с автоматизированной системой регулирования дорожного движения (управление светофорами) может быть обеспечен приоритетный проезд техники по транспортным магистралям города. С помощью ГИС можно получать визуальную информацию о расположение горящего объекта и ближайших водоисточников, о наличии подъездных путей к объекту, взаиморасположении объектов и их поэтажных планов, местонахождении пожарной техники в любой момент и т.д.

На всех этапах функционирования АСОУ ПСФ осуществляет контроль исправности технических средств, линий связи и сигнализации, систем энергоснабжения с выдачей соответствующей информации на средства отображения информации.

Реализация таких систем помимо финансовых затрат потребует идеологическую переоценку многих сложившихся стереотипов, перестройку некоторых принципов управления, пересмотр ряда задач, решаемых подразделениями МЧС в городах и субъектах РФ. В качестве же обобщенного показателя эффективности АСОУ ПСФ можно принять:

А = В/С,

где В- обобщенный положительный результат применения АСОУ ПСФ за определенный промежуток времени; С - обобщенные затраты на приобретение, установку и эксплуатацию АСОУ ПСФ.

Обобщенный положительный результат применения АСОУ ПСФ можно выразить слагаемыми экономического (Вэ) и социального результата (Вс):

В = Вэс

Для обеспечения единой размерности обобщенного результата применения АСОУ ПСФ необходимо социальный эффект представить в эквивалентных экономических единицах:

Вс = D[η (Рл, у)],

где D - целое положительное число (например, 104), задаваемое для данного региона и зависящее от числа объектов стратегической важности; η (Рл, у) - функция показателя социального эффекта, зависящего от плотности людей на единицу площади Рл и степени опасности для жизни людей при пожарах в данном городе, населенном пункте.

Для практических расчетов должны быть составлены специальные таблицы значений D и η, которые нужны не только для АСОУ ПСФ, но и для объективных оценок деятельности пожарной охраны в делом. Система АСОУ ПСФ является системой многократного действия, и положительный результат ее применения создается при тушении пожаров за счет сокращения времени обслуживания вызовов, выработки и передачи на исполнение управленческих решений, приводящих к раннему началу тушения пожаров за счет выработки наиболее обоснованных управленческих решений, обеспечивающих эффективность тушения пожаров.

Чем больше заявок обслуживает АСОУ ПСФ, чем больше успешно ликвидированных пожаров с помощью АСОУ ПСФ, тем выше ее эффективность:

где Bi - положительный результат, полученный при тушении i-го пожара с помощью АСОУ ПСФ, аппаратурная надежность и надежность диспетчера которой идеальны; k - число пожаров, потушенных при использовании АСОУ ПСФ.

При наличии статистических данных положительный результат может быть определен как разность между предотвращенными убытками при тушении i-го пожара с помощью АСОУ ПСФ Вic (за счет более правильного управленческого решения и сокращения времени начала тушения) и убытками при тушении i-го пожара без АСОУ ПСФ Вiб:

Bi0= Вic - Вiб

Реальная АСОУ ПСФ не обладает идеальной оперативной надежностью, поэтому:

В = Вид Ра Рд

где Вид – идеальная надеж­ность АСОУ ПСФ; Ра – аппаратурная надежность АСОУ ПСФ; Рд – надежность диспетчера как составного звена АСОУ ПСФ.

Надежность диспетчера состоит из независимых между собой вероятности безошибочного выполнения своих действий Рбош и вероятности своевременного выполнения поставленных перед ним задач Рсв:

Рд = Рбош Рсв

Следовательно,

Обобщенные затраты складываются из затрат на приобретение (Сп), установку (Су) и эксплуатацию (Сэ) АСОУ ПСФ:

С = Сп + Су + Сэ

Величина Сэ – случайная, зависящая от показателей надежности АСОУ ПСФ, как правило, изменяющихся во времени. С увеличением срока эксплуатации системы Сэ возрастает за счет затрат на устранение отказов:

Сэ = С0 + С1 n

где С0 – затраты на эксплуатацию, не зависящие от показателей надежности; С1 - стоимость устранения одного отказа; n - количество отказов за рассчитываемый период.

С учетом вышеприведенных условий получаем:

Оценку эффективности следует осуществлять за период функционирования в течение года. При этом, чем выше коэффициент эффективности, тем меньше срок окупаемости введенной АСОУ ПСФ.

В заключении следует отметить, что автоматизация решения задач пожарной безопасности, должна являться одним из аспектов реализации концепции безопасности жизнедеятельности человека в городах и населенных пунктах. В связи с этим, эффективность построения и использования автоматизированной системы безопасности в конкретном городе будет выше при интеграции ресурсов (прежде всего информационных) различных ведомств и организаций в единое информационно-вычислительное пространство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: