1. «Историко-психологический анализ артефакта»
В качестве артефакта может выступать:
- произведение искусства (литературное или художественное произведение, кинофильм, картина и т.д.)
- предмет материальной культуры
2. «Историко-психологический анализ личности»
В качестве личности для анализа можно выбрать:
- реальное историческое лицо
- персонажа художественного произведения (реального или вымышленного)
Возможные варианты содержания эссе:
1. Взять произведение/личность, относящиеся к определенной эпохе, и проанализировать, какие психологические характеристики эпохи им свойственны
2. Взять современное произведение/личность и проанализировать, насколько они адекватны с историко-психологической точки зрения.
Вопросы к экзамену.
1. Предмет исторической психологии.
2. Методы исторической психологии.
3. Мировозренческие предпосылки возникновения исторической психологии.
4. Этапы развития историко-психологического знания.
5. Социогенетизм в психологии XX в.. Школа «Анналов»: историческое направление (М. Блок, Л. Февр, Р. Мандру).
6. Психологическое направление в исторической психологии. Исследование И. Мейерсона. Ж.П. Вернана.
7. Психоаналитическое направление в исторической психологии.
8. Историческая психология в отечественной науке.
9. Историко-психологические идеи в работах Л.С.Выготского.
10. Взаимосвязь исторической психологии с другими психологическими и историческими дисциплинами.
11. Основные исторические тенденции личностного развития. Процесс индивидуализации личности в истории.
12. Концепция «культуры и коммуникации» М.Мак-Люэна.
13. Личность в архаическом обществе: сущность феномена мифологического мышления.
14. Личность в архаическом обществе: восприятие времени.
15. Личность в архаическом обществе: особенности самосознания.
16. Личность в античности: особенности восприятия свободы.
17. Личность в античности: психологические следствия перехода к письменной культуре.
18. Личность в Средневековье: диалектика феодальной корпоративности и духовного универсализма.
19. Личность в Средневековье: феномен карнавальной культуры.
20. Личность в Средневековье: восприятие времени и личных границ.
Личность в эпоху Возрождения: «открытие мира и открытие человека».
Личность в Новое время: психологический смысл протестантизма.
Основные подходы к анализу специфики современного этапа развития общества (И.С.Кон, М.Мак - Люэн).
Взаимоотношения ребенка и взрослого в психогенической концепции Л.Де Моза.