Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

Методические рекомендации преподавателю по освещению тем дисциплины.

Раздел 1 «Историческая психология как наука». При изучении темы «Предмет и методы исторической психологии» нужно рассмотреть такие вопросы, как проблемное поле исторической психологии, ее отличие от смежных дисциплин, два основных направления историко-психологического исследования (синхроническое и диахроническое). Важно также подчеркнуть методологическое значение историко-психологического знания и возможности его прикладного применения.

При изучении темы «Основные подходы в зарубежной исторической психологии» нужно раскрыть мировоззренческие предпосылки историко-психологического знания, его зарождение в работах В.Вундта, Л.Леви-Брюля, П.Жане. Необходимо познакомить студентов с историческим направлением («историей ментальностей»), психологическим и психоаналитическим теоретическими подходами.

При изучении темы «Историко-психологическая традиция в отечественной науке» необходимо остановиться на анализе таких значимых вех, как историко-психологические идеи в работах В.М.Бехтерева, экспериментальное исследование А.Р. Лурией проблемы изменения психических процессов в результате изменения общественных отношений. Отдельно следует рассмотреть концепцию целостного системного описания человека, разработанная Б.Г.Ананьевым, как теоретическую основу для историко-психологических исследований, а также вклад Б.Ф. Поршнева и А.Я. Гуревича в историческую психологию.

Раздел 2 «Личность как историко-психологический феномен». При изучении темы «Историко-психологическая характеристика традиционной культуры» нужно познакомить студентов с теорией культуры и коммуникации М.Мак-Люэна, рассмотреть особенности личности в бесписьменной культуре осознание психологического времени, механизм развития самосознания «Мы-Они» (Б.Ф.Поршнев). В ходе изучения темы «Историко-психологический анализ основных периодов западноевропейской истории: античности, Средневековья, Ренессанса, Нового времени» основной акцент следует сделать на обусловленности психологических характеристик личности историко-культурными условиями ее формирования.

Знакомство студентов с историко-психологическими характеристиками отдельных исторических периодов следует сопровождать мультимедийными презентациями с соответствующим визуальным рядом. Для составления презентаций можно использовать изображения архитектурных произведений и произведений искусства, свойственных той или иной эпохе, а также цитаты из соответствующих литературных произведений.

При планировании практических занятий следует включать в качестве обязательного метода обучения историко-психологический анализ артефактов: изображений, текстов и т.п. (например, древнегреческих мифов).

Раздел 3 «Детство в историко-психологической перспективе». При изучении темы «Историко – психологическая характеристика детства» нужно рассмотреть следующие моменты: культурно-историческую концепцию детства Д.Б.Эльконина, особо остановившись на динамике продолжительности детства в зависимости от развития общества и на двух культурно-исторических парадоксах детства по Д.Б.Эльконину; взаимоотношения ребенка и взрослого в психогенической концепции Л.ДеМоза, исследования Ф.Ариеса, особенно отражение восприятия детей в детской одежде и портретных изображениях. При изучении темы «Особенности детства на современном этапе развития общества» необходимо проанализировать такие факторы, как влияние индустриального общества, смену демографических стратегий, школьное обучение как фактор трансформации детско-родительских отношений, а также рассмотреть ценность детства в исторической перспективе

Самостоятельная работа студентов в целом сосредотачивается вокруг выполнения эссе и практических работ, а также подготовки к семинарам. Литература, которую студент может использовать для самоподготовки (кроме приведенной в пп.5.1. и 5.2.) отмечена в п. 7 в рекомендациях студенту для подготовки к семинарам. Самостоятельная работа предполагает, с одной стороны, проработку и усвоение основных теоретических идей и концепций, излагаемых в ходе аудиторных занятий, а с другой – формирование ценностно-смыслового отношения к рассматриваемому материалу. Поэтому самостоятельная работа студентов должна иметь не столько репродуктивный, сколько рефлексивный характер.

Методические рекомендации преподавателю по проведению семинарских занятий.

При проведении семинара на тему «Историко-психологический анализ артефакта» необходимо заготовить примеры артефактов для анализа. В качестве таковых могут выступать художественные тексты, изображения и т.п. Например, можно подготовить для просмотра картины, изображающие Богоматерь с младенцем, выполненные на различных исторических этапах. Эффективным методом преподавания является также просмотр отрывков из художественных фильмов исторической тематики с их последующим обсуждением. Так, можно рекомендовать фильмы «Троя», «Имя розы» и др.


[1]Согласование осуществляется со всеми кафедрами, за которыми приказом закреплены дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: