double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ


Методические указания студенту по изучению разделов и тем дисциплины

Раздел 1 «Историческая психология как наука». При изучении темы «Предмет и методы исторической психологии» ключевым моментом здесь является дифференциация предмета изучения исторической психологии от культурологии, антропологии и истории повседневности. В связи с этим следует внимательно рассмотреть предметные области смежных дисциплин и привести ряд примеров, позволяющих разграничить их содержание.

При изучении темы «Основные подходы в зарубежной исторической психологии» следует обратить внимание на методологическое обоснование каждого подхода, их сходства и различия, а также на вопрос их эмпирического обоснования. Важно также подробно проанализировать сущность понятия «ментальность».

При изучении темы «Историко-психологическая традиция в отечественной науке» необходимо обратить внимание на историко-психологическое содержание учения Л.С. Выготского, отдельно остановившись на его трактовке результатов совместного с А.Р. Лурией исследования мышления и восприятия у узбеков.

Раздел 2 «Личность как историко-психологический феномен». При изучении темы «Историко-психологическая характеристика традиционной культуры» следует особо остановиться на вопросе о том, какие психологические особенности человека традиционной культуры в той или иной степени представлены в современном обществе. Важно также подробно остановиться на том, что такое «множественность Я» и в чем его принципиальное отличие от множественного расстройства личности.




При изучении темы «Историко-психологический анализ основных периодов западноевропейской истории: античности, Средневековья, Ренессанса, Нового времени» следует обратить внимание на взаимосвязь социально-исторических и психологических факторов. Особое внимание следует уделить тому, как проявляется тенденция к индивидуализации личности на каждом последующем этапе развития общества. Особо следует остановиться на анализе феномена карнавальной культуры и ее социальных функциях. Необходимо также проанализировать, какие из рассмотренных тенденций свойственны российской культуре.

Раздел 3 «Детство в историко-психологической перспективе». При изучении темы «Историко – психологическая характеристика детства» нужно обратить внимание на два основных подхода в этой области, предложенные Л.ДеМозом и Ф.Ариесом, на их сходство и различие. При изучении работ Ф.Ариеса следует найти портретные изображения детей рассматриваемой им эпохи и проиллюстрировать изученный материал. Также необходимо рассмотреть специфику социально-экономической и психологической функции ребенка в семье, а также разницу между качественной и количественной репродуктивной стратегией.



При изучении темы «Особенности детства на современном этапе развития общества» важно обратить внимание на то, какие факторы способствуют трансформации восприятия ребенка в социуме. Следует вспомнить примеры отношения к ребенку, описанные в мировой литературе (можно использовать как отечественные источники, такие, как С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова - внука», так и зарубежные, например, Ч.Диккенс «Большие ожидания» или «Оливер Твист»), и проанализировать, какое восприятие детства нашло отражение в этих произведениях.

При подготовке к семинару на тему «Историко-психологический анализ артефакта» необходимо заранее составить перечень подобных разработок, уж существующих в науке. Для решения данной задачи можно руководствоваться следующей литературой:

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – Москва : Худож. лит., 1990. – 543 с. - **

  1. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. – Москва : Искусство, 1984. – 350 с. **

3. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург : Изд-во Уральского Университета, 2000. – 328 с.

4. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. — Москва : Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.







Сейчас читают про: