Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»

Исторический жанр в русской живописи.

Идеи классицизма в творчестве Антона Павловича Лосенко (1737-1773).

План:

Исторический жанр в живописи, его специфика.

Художественные каноны классицизма в исторической живописи.

Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»

Исторический жанр -один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками.

Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.

В XVII—XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем, как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты.

Историческая живопись как самостоятельный жанр. возникает в русском искусстве еще в начале XVIII столетия. Большую роль в этом сыграл Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики. В 1761—1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом, историком и философом. Обладатель живого пытливого ума и незаурядных способностей, он, конечно, не мог обойти стороной художественное творчество. Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику. Мозаики Ломоносова стали частью его деятельности как учёного, разрабатывающего способы производства стекла и смальт.

Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. Ломоносов рисовать не умел, и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Результатом стало грандионзное (481 × 644 см) панно, изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Петр I предстает перед созерцателем в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. Он совершает последний выезд на поле сражения в момент, когда исход битвы уже предрешен, но обстановка опасна для жизни царя. Чтобы защитить самодержца пусть даже ценой собственной жизни, ему пересекает путь простой солдат. Поместив фигуру солдата в центр композиции, Ломоносов подчеркнул роль народа в битве с противником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: