Принятые в Академии художеств классицистические «правила» требовали от картины:
- ясность и уравновешенность композиции, соблюдение единства трех планов и трех цветов и выдерживание иерархии действующих лиц.
- строгой статуарности фигур,
- локального, чистого цвета, почти лишенного оттенков,
- создания атмосферы театрального классицистического действа.
- чувства главных героев передаются языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой.
- обстановка, костюмы — не столько исторические, сколько театральные.
Назначение исторической живописи: прославлять прошлое, воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков. Особенность исторического жанра в рамках классицизма: изначальная заданность, запрограммированность настроения, которое, по замыслу художника, должен испытать зритель, отсутствие возможности свободного зрительского истолкования сюжета.
Первым подлинно крупным мастером исторической живописи был в XVIII веке А. Лосенко, воспитанник Академии художеств, проживший недолгую жизнь, но успевший сделать многое для развития русского искусства. Антон Павлович Лосенко (1737, г. Глухое, Черниговская губ. — 1773, Петербург) родился в семье украинского казака, богатого торговца «красным товаром». Ребенок рано осиротел и в семилетнем возрасте был отправлен в Петербург в придворный певческий хор при императорском дворе Елизаветы Петровны. Однако в 1753 году его, как «спавшего с голоса», отдали на обучение к художнику И. П. Аргунову. Мальчик проявлял большие способности к живописи, и пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили для него весьма основательной школой. Для А.П. Лосенко, мастера классицистического стиля, характерны масштабные живописные произведения с локальным цветом, выверенной анатомией, преобладанием линеарно-пластической моделировки формы.
|
|
На дарование молодого художника обратил внимание И. И. Шувалов, президент только что открытой Академии трех знатнейших художеств, и в 1758 году Лосенко зачисляют ее воспитанником. Позднее он напишет портрет своего высокого покровителя. Скончался от водянки в 1773 году. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.
В сентябре 1760 года Лосенко вместе с будущим знаменитым архитектором Василием Баженовым был отправлен в пенсионерскую поездку в Париж для углубления знаний и совершенствования мастерства. Лосенко изучает произведения французских академистов. Он уделяет много внимания рисованию с натуры, постижению красоты человеческого тела.
|
|
В итоге Лосенко создает большую картину на евангельский сюжет — «Чудесный улов рыбы» (1762. ГРМ). О чудесном улове, выписанном на холсте Лосенко, рассказано в Евангелии как чуде, свершенном Иисусом Христом.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. войдя в одну лодку, которая была Симонова. Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». (Лк.5:1-11)
В картине выразились поиски молодого художника в области классицистических живописных форм
«Смерть Адониса» - написано в период пребывания во Франции, куда А.П. Лосенко был отправлен «пенсионером» Академии художеств.