Зарубежная политико-правовая мысль 9 страница

полезных служб, а не публичная власть, командующая обществом.

В учении о праве Дюги отходит от принципов и понятий юридического позитивизма. Ставя норму социальной солидарности выше государства и созданного им права, Дюги утверждал, что закон, не соответствующий этой норме, "как бы не существует". Одобрял судебные решения, которые хотя и противоречат "запретительным устаревшим

текстам", но соответствуют, по его мнению, общественной солидарности.

Однако влияние теории Дюги на политико-правовую идеологию и практику было глубоким и долговременным. В России идеи Дюги нашли своеобразное преломление в концепции М. М. Ковалевского. На идеи Дюги о "социальных функциях" права

благожелательно ссылались советские юристы. Доктрина государства корпораций воспринята Муссолини.

Теория Дюги — это творческое продолжение начатого Сен-Симоном, Контом и Прудоном поиска наилучшей организации промышленного общества. Дюги, заметив тенденции его развития, высказал ряд глубоких идей и социальных прогнозов, ставших значительным шагом вперед в развитии или критическом пересмотре взглядов его предшественников.

Идеал Дюги опирается на профессиональные объединения и другие ассоциации, возникшие в процессе развития промышленного общества. В этом Дюги предвосхитил идеи плюралистической демократии. Профессиональное внимание к правовым проблемам позволило Дюги обосновать понятие равенства как "равной охраны законом", конкретизировать мысль Конта о "социализации собственности" на основе изучения динамики законодательства о праве собственности, подчеркнуть значение юридического

оформления профессиональных союзов. Предтеча идеи социального партнерства.

.

  1. Политико-правовое учение Фридриха Ницше

В чем состоит смысл учения Ницше о воле к власти? Что представляли собой его правовые взгляды?

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Выделяются три этапа в творчестве – романтический (Шопенгауэр, Вагнер), позитивистский (обращение к позитивистским наукам), ницшеанский (воля к власти).

Вопросы политики, государства и права – Греческое государство – 1871, Воля к власти – 1889-1901, Так говорил Заратустра – 1883-1884, По ту сторону добра и зла – 1886, Происхождение власти – 1887.

Государство, право, законодательство, политика – служебные орудия, средства, инструментарий культуры, которая есть проявление космической по масштабам борьбы сил и воль. В физическое понятие силы вносится корректива – внутренняя воля, ненасытное стремление к проявлению власти. Это самая примитивная форма аффекта, аффект команды. Воля к накоплению силы – свойство всех явлений, в т.ч. социальных.

Моральные ценности меняются натуралистическими, социология – форма и образец господства, общество – культурный комплекс, теория познания – учение об аффектах, метафизика и религия – учение о вечном возвращении.

Представления о прогрессивном характере развития считал ошибочными.

Ценность – наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить. Человек – средство, а не цель. Величие личности – оправдание борьбы за власть.

Вся история – борьба воли сильных и воли слабых, воли аристократической высокой культуры и рабской морали. Это процесс постепенного вырождения и установления власти слабых.

Идея вечного возвращения – что возможно в прошлом, возможно в будущем. Высокая культура нуждается в рабстве большинства ради того, чтобы меньшинство свободно создавало.

Государство – средство и продолжение насильственного процесса, который создает привилегированного культурного человека, господствующего над массой.

Концепция аристократического эстетизма. Предпочитает культуру государству и политике. Он элитист, не этатист. Государство – орудие элиты, но сейчас оно препятствует созданию гения.

В здоровом обществе – гении, исполнители их идей, прочая масса – оправдывает кастовую систему.

Выделяется аристократические государства и демократии – упадочные формы. Положительна – Россия, Римская империя. Необходима воля к авторитету, традиции, солидарности, чтобы что-то создать.

Противник идей народного суверенитета. Допускает исчезновение государства в исторической перспективе.

Сверхчеловек – идея направлена против либеральных концепций морали, культуры, общества. Современность принадлежит черни, поэтому нужно пересмотреть все ценности с позиций аристократии.

Отвергал современное либеральное государство, которому не следует поклоняться.

Разделяет аристократическую концепцию права. Право – нечто производное от воли к власти, ее рефлекс. Отвергаются идеи свободы и равенства, обосновывается правомерность привилегий, преимуществ и неравенства. Неравенств прав – условие их существования. Справедливость состоит в неравенстве.

Право – результат войны и победы. Сила дает первое право. Нужно признать право необходимой агрессии.

Устоявшееся право предполагает некое соглашение – договор о праве, наш долг – права других на нас, наши права – та доля силы, которую другие признают и охраняют.

Отвергал «мелкую политику», цель политики – борьба за мировое господство, прежде всего духовная. Тогда появится сильный человек.

Критиковал национализм за его ограниченность. Даже в понятие расы вкладывает иной смысл – раса аристократов и черни. Именно в войне – надежда на культуру.

Против социализма, но допускает его как эксперимент.

В целом, данного товарища подняли на щит фашисты, но следует переоценить его наследие, весьма ими извращенное.

  1. Технократические концепции государства

Каковы идейные истоки технократических концепций и какие факторы обусловили их появление?

  1. Элитаристские и олигархические концепции государства (Парето, Вебер, Михельс)

В чем можно усмотреть причины появления в начале 20 века теорий элит и бюрократии?

Почему Моска и Парето считали устаревшими разделение на монархии и республики и что они предлагали взамен?

Что собой представляла концепция правящей элиты Парето?

Как определял современное государство и его генезис Вебер? Какие исторические типы права он выделял?
В чем суть железного закона олигархии Михельса?

  1. Социологические теории права (свободного права, реалистическая теория, живого права)

Что представляла собой теория заинтересованных групп Бентли?

Чем объяснялось деление Паундом права на право в книгах и право в действии? Каким аргументами обосновывалась им свобода судейского усмотрения?

Что понимал под живым правом Эрлих? В чем он видел источник конфликта между ним и правом государства?

Почему, с точки зрения Левеллина, право изменяется быстрее, чем правовая норма? Какой вывод он сделал из этого?
Что такое право для правовых реалистов?

  1. Школа «возрожденного естественного права» и ее основные направления.

Чем объяснить возрождение теории естественного права в начале 20 века и в чем основные отличия современных теорий естественного права от естественно-правовой доктрины Нового времени?

В чем особенность неотомистской теории Жана Маритена?

  1. Нормативистская концепция права Ганса Кельзена

Что понимал под правом Ганс Кельзен и чем отличается его ступенчатая концепция права от нашего представления о системе законодательства как иерархии нормативных актов?

Ганс Кельзен (1881-1973) – один из самых авторитетных философов и теоретиков права, родился в Праге, изучал философию под руководством марбургской школы неокантианства Когена. Был профессором права Венского университета (1917-1930). Входил в Венский кружок, который разрабатывал идеи неопозитивизма (вместе с Фрейдом). Готовил проект Конституции Австрии 1920, член КС Австрии. Эмигрировал сначала в Германию, потом в США, профессор Калифорнийского университета.

«Проблема суверенитета и теория международного права» (1920), «Социологическое и юридическое понятие государства» (1922), «Основные проблемы государственно-правового учения…» (1923), «Общее учение о государстве» (1925), «Чистое учение о праве» (1930), «Общая теория ПиГ» (1945), «Что такое справедливость» (1957), «К критике идеологии» (1963).

Считается основателем правового нормативизма – самостоятельного направления в правоведении. С позиции логико-аналитической юриспруденции разработал чистое учение о праве (влияние неокантианства и неопозитивизма). Чистое учение о праве есть теория позитивного права, точнее, его интерпретации. Это ответ на вопрос о том, что есть право, а не на то, что такое политика права.

Отправная точка – разграничение сферы познания и сферы волеизъявления – сфер сущего и должного. Это необходимое условие для обоснования научной теории права. Чистая – потому, что очищает от того, что не есть право в строгом понимании (не нужно смешивать его с социологией, психологией, этикой, политологией).

Прежде всего был против идеи естественного права и смешения науки с идеологией, отказывается смешивать право и справедливость, которая находится в центре внимания юснатурализма.

Право трудно отделить от царства природы. В любом феномене права – чувственно воспринимаемые акты поведения людей, правовое их значение.

Внешнее действие всегда протекает во времени и пространстве – природное явление, определенное законом причинности. Именно поэтому оно не относится к праву.

Превращается же оно в правовой акт благодаря объективному смыслу, связанному с этим актом (не смыслу субъективному – право воров не есть право).

Получает же оно этот смысл в силу существования некоей нормы, которая по содержанию соотносится с этим действием, наделяя его правовым значением.

Для всех разновидностей нормативизма важнейшей задачей является обоснование действительности нормы, наличие обязывающей силы. Его нельзя связать с наличием или отсутствием санкции. Санкция основана на правомочии, а не обязанности. Необходимость обосновывается не через мораль.

Действительность нормы обосновывается через действительность другой нормы. Норма, которая доставляет акту значение правового акта, сама создается посредством правового акта, который в свою очередь получает правовое значение от другой нормы.

Право – система регулирующих человеческое поведение норм. Они подразумевают, что человек должен действовать определенным образом.

Акты уполномачивания выделял особо – предоставления другому власти, в т.ч. устанавливать нормы. Акты, предписывающие поведение, именуются актами воли. Норма – не то же самое, что акт воли. Норма – должное, акт – сущее, бытие. Должное может также обозначать сущее.

Акты выражаются через систему знаков различными способами. Норма не создается законодательством – это лишь один из способов. Норма имеет объективный смысл и не зависит от воли субъекта.

Основная норма – норма долженствования, постулат юридического мышления. Это трансцедентально-логический постулат.

Различались статичные системы – основание и содержание их действительности выводится из основной нормы – из гармонии помощь ближнему и т.д., в динамические системы вводится правотворческий фактор, правило, как создаются нормы, выводимые из основной нормы.

Динамика – от общих норм к индивидуальным.

Различал действительность нормы и действенность. Действительность – что-то должно или не должно совершаться. Действенность – фактическое применение и соблюдение нормы. Возможны недейственные нормы, которые со временем становятся недействительными.

Существует связь норм с ценностями. Но следует различать ценности объективные и субъективные. Если нормы установлены человеческой волей, то ценности произвольны.

Правовые нормы обладают объективной ценностью, так как определяют должное поведение всех людей, чье поведение в качестве должного определяется объективно действительной нормой. Существует формальная ценность нормы – поведение либо соответствует норме, либо нет.

Уделял внимание проблемам международного права. Основанием действительности отдельного правопорядка может быть позитивная норма международного права. Это предпосылка к праву, создающаяся обычаем, создаваемым фактическим поведением государств. «Логико-правовая конституция международного права».

Одно из ключевых – понятие социального порядка, через которое обосновывается специфика права. Это нормативный порядок, который регулирует человеческое поведение. Видами его являются моральный и правовой порядок.

Его функция – добиться определенного поведения от людей.

Санкция – и в смысле награды, и в смысле наказания. Социальный порядок немыслим без санкций. Если есть предписанное поведение, то исполнение одобряется, иначе – осуждается.

Право – принудительный порядок – потому, что существуют акты принуждения, установленные в качестве санкций.

Право имеет много значений. Но существует значение, которое признается всем – право как порядок человеческого поведения. Это система норм, которые имеют общее основание действительности – основную норму.

Право – принудительный порядок человеческого поведения (санкции!) Санкции всегда организованы и имманентны (не бог, а общество).

Правомерное поведение – то, которое позволяет избежать санкций в отрицательном смысле.

Принуждение – как правило, психическое. Однако, отличительный признак права – акт принуждения, его установление.

Право на жизнь – в том, что против убийцы применят силу и покарают.

Правовое сообщество имеет монополию на применением мер принуждения, которая может быть де- и централизованной. Любой правопорядок в целях мира обеспечивает коллективную безопасность.

Критерий действия нормы определяет правовой смысл (банда и государство – сравнить). Действительность дает возможность легитимации (любая банда в Китае 20-30-х годов – государство, ёпт, потому что люди признают, есть территория воздействия, есть действительность правопорядка, и плевать на международное право).

Отрицается признак справедливости (Августин считал, что государство должно ей следовать, Кельзен – справедливость относительна, правовой смысл имеет же невозможная справедливость абсолютная – СССР и США).

Соотношение права и обязанности – доминирует обязанность, несмотря на то, что ранее доминировала иная точка зрения. Право – есть обязанность других. Субъектом права, более того, является лишь обязанное лицо. Субъективное право есть отражение правовой обязанности. (эпоха! 20-30-е годы!)

«Чистое учение о праве устраняет дуализм субъективного и объективного права, интерпретируя понятие лица как персонификацию комплекса правовых норм, сводя обязанность и субъективное право к правовой норме… устраняет субъективный подход, согласно которому нужно понятие права с точки зрения одной из сторон».

Правильно отметил корреляцию, но в остальном – лажа – управомочивающие нормы.

Отождествлял государство и право. Государство – относительно централизованный порядок человеческого поведения. Он устанавливает органы, которые функционируют по принципу разделения труда, они во многом создают и применяют нормы, образующие правопорядок. Через право определяется государственная власть. Власть государства может выражаться в средствах власти, но они становятся орудиями потому, что соблюдаются определенные нормы, регулирующие поведение людей, которые их используют. Ставится задача преодоления дуализма государства и права.

Заслуга Кельзена by Кельзен – ниспровержение юснатурализма.

Очень много несогласованных аспектов. Сам Кельзен признал возможность наряду с научным метафизического знания, которое основано на вере в абсолютное начало.

Отрицается идея правового государства – всякое государство есть правовое, потому что оно правопорядок, стремление выдать за него лишь демократию – предрассудок.

  1. Политические взгляды Сунь Ятсена

Что можно отнести к особенностям национально-освободительной мысли Китая? Каковы ее предпосылки?

Какого плана переустройства Китая придерживался сабж? Что собой представляло учение о трех народных принципах?
В чем суть китайской модели демократии по «Конституции пяти властей»?

Сунь Ят-сен родился 12 ноября 1866 года в бедной крестьянской семье, занимавшейся фермерством. Учится на Гавайях и в Гонконге, в мединституте.

Во время учебы он организует политический кружок, где обсуждает возможность реформирования Китая в будущем. Тогда он находился под влиянием идей тайпинов и личности их вождя Хун Сюцюаня.

Однако, позднее он склонился к мнению о том, что Китай возможно реформировать мирным путем. В 1894 году он пишет меморандум, в котором излагает планы на будущие реформы, опираясь на японский опыт «Революции Мэйдзи». Это ни к чему не привело, и Сунь Ят-сен склоняется к революционной борьбе. В конце 1894 года на Гавайях он создает «Союз возрождения Китая» с целью «возродить Китай и поддержать его государственный престиж…». Его единомышленники планируют восстание в Гуанчжоу, которое было раскрыто и подавлено. Руководители Союза отправляются в Японию, рассчитывая на ее помощь, где и действуют до 1911 года, когда в Китае происходит Синьхайская революция.

В 1911 году Сунь Ят-сен становится временным президентом Китайской Республики, однако, оставляет этот пост в пользу генерала Юаня Шикая, который позднее проводит попытку реставрации монархии – Сунь Ят-сен призывает ко «второй революции», но терпит неудачу. В 1912 году Сунь Ят-сен создает Национальную партию, более известную под китайским названием Гоминьдан.

Однако, в 1923 году он меняет свои взгляды и переориентируется на СССР, считая, что с его поддержкой Китай займет достойное место среди великих держав. 12 марта 1925 года он умирает в Пекине. После победы национальных сил Чан Кайши он был похоронен в мавзолее в Нанкине.

Личность Сунь Ят-сена формировалась под влиянием западной культуры и христианства – как было указано ранее, он получил образование по европейскому образцу. То же можно сказать и о его политико-правовых взглядах – на них оказали очень большое влияние западноевропейские политические доктрины. Стоит сказать, что и упомянутый нами Кан Ювэй творил под влиянием западных мыслителей – его «Книга о Великом Единении» описывает утопическое общество по примеру Томаса Мора, в котором вся собственность является общественной, труд обязательным, существует полная свобода семейной жизни, отсутствуют запреты (кроме запретов «на безделие, конкуренцию, индивидуализм»).

Сунь Ят-сен же творит под влиянием идеи разделения властей, которая была выдвинута впервые Джоном Локком и Шарлем-Луи Монтескьё. Говоря о прямом народовластии, он использует термины и идеи, выдвинутые Жан-Жаком Руссо. Использует он и достижения американской мысли – так, три народных принципа, по его выражению, соответствуют принципам Линкольна «(правительство) народа, из народа и для народа».

Государственно-правовые явления Сунь Ят-сен уподобляет машине, основываясь на механистических представлениях о мире в целом (что мы увидим далее, рассматривая его анализ конституций). «Закон – это и есть машина, управляющая отношениями людей… Надо дать людям машину, которая понесет их легко и быстро туда, куда они направят ее сами – это конституция».

Его политическо-правовые взгляды заключаются в обосновании «трех великих народных принципов». Это принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Национализм понимается прежде всего как политика, направленная на отпор империалистическим стремлениям западных стран, восстановление равноправия и независимости Китая. Сунь Ят-сен также вкладывает в это понятие развитие способности малых наций к самоуправлению и самоопределению. (так, даже цвета флага Китайской Республики 1911 года символизировали единство народностей Китая)

Народовластие заключается в необходимости не только наделить народ соответствующими политическими правами, но и обучить народ ими пользоваться, наделить его политическими знаниями.

Народное благосостояние трактуется Сунь Ят-сеном как развитие производства (прежде всего сельского хозяйства, жилищного и дорожного строительства) с целью удовлетворения самых элементарных потребностей людей. Эти меры должны быть проведены правительством совместно с народом.

В строительстве государства он выделяет периоды военного правления, политической опеки и конституционного правления. В период военного правления властвует военная администрация, которая использует военную силу для объединения страны. Далее, после установления полного порядка, правительство направляет работников на места для подготовки там самоуправления. Сунь Ят-сен указывает конкретные меры, которые должны быть проведены на местах. Они сводятся к статистическому учету, охране правопорядка, обучении населения. После этого население должно избрать членов местного собрания и начальника, наделяется правом законодательной инициативы, смещения должностных лиц, правом референдума.

Население уезда избирает депутатов национального собрания, избираются также губернаторы и собрание провинций. Разделяется компетенция между центральными и местными властями.

Сунь Ят-сен говорит о разделении власти на исполнительную, законодательную и судебную (что ранее встречалось у Монтескьё), а также экзаменационную и контрольную (что во многом обусловлено китайскими традициями). После этого разрабатывается конституция.

Более подробно Сунь Ят-сен раскрывает свое понимание принципа разделения властей в работе 1924 года «Конституция пяти властей». Он основывается на выявленных им закономерностях развития обществ – так, существуют состояния деспотии и свободы, подобно центростремительной и центробежной силе в физике, на Западе движение идет к увеличению свободы, в Китае – к деспотии. В ней он пишет, что пришел к выводу о необходимости наличия пяти властей, анализируя современные ему системы США и Англии. Стоит сказать, что он понимает под конституцией положение, устанавливающее устройство государственной власти, вне зависимости от письменного закрепления – рассматривая «китайскую конституцию», по которой император обладает законодательной и исполнительной властью, появляется механизм независимой экзаменационной власти, контрольная власть (цензоры) включает власть судебную. В них он находит некоторые недостатки – так, выборность законодательной власти ограничена имущественным цензом, что зачастую не дает возможности избрать самых достойных. Современную же ему английскую систему он характеризует как парламентскую диктатуру – страной управляет не народ, а политическая партия, победившая на выборах. Здесь он, синтезируя китайские и западные достижения, приходит к выводу о необходимости экзаменационной власти – ни один чиновник не может, по его мнению, получить должность, не пройдя экзамен. Он также говорит о контрольной власти – в имперские времена ее представляли цензоры.

Таким образом, в системе Сунь Ят-сена исполнительную власть представляет президент, законодательную – парламент, судебную – судьи, экзаменационную и контрольную – независимые органы. Государственные должности занимаются в соответствии с порядком, утвержденным конституцией. Население наделяется правом избирать также и местное самоуправление на уровне уездов (аналог района). Объем политических прав сводится к избирательному праву, праву смещения должностных лиц, праву законодательной инициативы и референдума. Последние два права дают народу право создавать новые законы или добиваться отмены старых, невзирая на мнение законодательной власти. Однако, референдум он считает лишь механизмом одобрения закона, ранее разработанного органом законодательной власти.

  1. Теория ненасильственной политики Махатмы Ганди.

Что составляло особенности гандизма как идеологии национально-освободительного движения в Индии?

Что собой представляла концепция ненасильственного сопротивления Ганди?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: