в) позитивные законы, установленные государственной властью.
Названные виды законов, соответственно, изучают такие науки, как этика, или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы разработать систему правовых категорий — источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т. п. — путем анализа их содержания и логического объема. На первый план в рассматриваемой концепции
были выдвинуты тем самым вопросы построения теории права с помощью методов формальной логики.
Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка. Юриспруденция работает с позитивными законами. Впоследствии идеи использовались сторонниками юридического позитивизма, выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин. Теория права будет заниматься действующим правом, а наука политики права — вопросами совершенствования законодательства
и юридической практики с точки зрения правовых идеалов, т. е. с точки зрения того, каким право должно быть.
По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть "совокупность норм, установленных политическими верхами". Его источник — воля суверена. Суверен (Англия – король, пэры, электорат палаты общин) не связан принятыми законами, так как в любой момент
может их изменить. Ограничениями государственной власти в действительности
служат божественное право и позитивная мораль. Основы императивной теории права,
согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена.
Исходя из этого Остин отрицал существование конституционного права как особой отрасли законодательства, суверен не может издать законы, которые бы возлагали обязанности на него самого. Международное право содержит лишь нормы морали.
Идеи аналитической юриспруденции получили признание со стороны английских юристов-практиков во многом потому, что Остин, в противоположность Бентаму, допускал возможность сохранения институтов прецедентного права. С его точки зрения, прецедентное право содержит нормы так называемого косвенного законодательства.
Принятые с молчаливого согласия суверена прецеденты обладают всеми признаками юридических норм и обеспечены принудительной санкцией.
Как источники права судебные прецеденты были приравнены Остином к нормам законодательства.
Подобным же образом Остин подходил к характеристике правовых обычаев. Они становятся правовыми, когда их начинают применять в судебных решениях, обеспеченных санкцией государства.
Иные концепции юридического позитивизма получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная кодификация законодательства первой половины XIX в.
Сфера распространения юридического позитивизма значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому времени относится и зарождение юридического позитивизма в России.
Юридический позитивизм претерпел в данный период ряд изменений. Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии О. Конта, Г. Спенсера и др. Догматическое изучение права в таких концепциях дополнялось принципами социологического
подхода к исследованию политических и правовых явлений.
Во-вторых, последователи юридического позитивизма во второй половине XIX в. отказались от многих положений императивной теории права и разрабатывали идеи правового самоограничения государства. Наметилась тенденция к сближению юридического позитивизма с концепциями правового государства.
В-третьих, принципы юридического позитивизма получают распространение в науке международного права, что приводит к отказу от прежних учений, отождествлявших право с законами государства.
Со временем в юридическом позитивизме возобладали идеи так называемого монистического подхода к праву, т. е. трактовка международного права и национальных правовых систем как структурных элементов единого правопорядка.
- Особенности политико-правовых идей утопического социализма начала XIX века (де Сен-Симон, Фурье, Оуэн)
В чем основное отличие идей утопического социализма 19 века от идей ут.соц. 18 века?
В чем суть концепции исторического прогресса Сен-Симона? Какую роль он отводил государственно-правовым институтам в будущем индустриальном обществе?
Как они относились к проблемам частной собственности?
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Программа капиталистического развития общества получила обоснование в буржуазной политэкономии и в политико-правовых теориях либерализма. Критика капитализма
содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях, появившихся в первые десятилетия XIX в. Стимулом к возникновению этих теорий были имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических
кризисов и безработицы.
В этот период возникли социалистические учения, отличавшиеся от существовавших до того коммунистических теорий. В известной работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс назвал основателями социализма Сен-Симона и Фурье, главные
произведения которых были опубликованы в начале XIX в. Они положили начало ряду теоретических школ и направлений, критиковавших развивающийся капитализм, но стремившихся обойтись в проектах будущего идеального общества без детальной регламентации отношений, избежать уравнения людей, свойственного ряду коммунистических проектов и утопий, заменить понуждение к труду его
стимулированием. Социалистическим проектам общественного переустройства
свойственна не столько идея общности имуществ (как у Платона, Мора, Морелли и др.), сколько проекты управляемой собственности, подчиненной регулированию со стороны
государства или иного общественного центра, либо собственности объединений трудящихся, основанных на совместном труде и справедливом распределении.
В начале XIX в. продолжалось развитие возникших задолго до этого коммунистических идей. Общими для коммунистических и социалистических учений были критика развивающегося капитализма, эксплуатации и угнетения рабочего класса, индивидуализма и эгоизма частных собственников, а также обоснование идеалов общественного строя, основанного на общем труде и справедливом распределении.
Социалистические теории поначалу получили распространение в Англии и особенно во
Франции. В 20—40-е годы XIX в. было опубликовано много различных произведений, содержащих социалистические и коммунистические идеи, больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Эти теории были многочисленны и разнообразны.
Начало развитию социалистической мысли положили Шарль Фурье (1772—1837) Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760—1825).
Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория четырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышленный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опубликованы главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обитателя к современникам"— 1802 г., "Катехизис промышленников" — 1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.).
В тот же период продолжались разработка и обоснование коммунистических
идей. Видным теоретиком коммунизма являлся англичанин Роберт Оуэн (1771—1858), основные труды которого изданы в 20—30-е годы XIX в
Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения коллективистских теорий
в 20—40-е годы стал Париж. Капитализму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное представление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ
и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабувистов существовало множество других направлений.
Новые идеи. Большинство социалистов и коммунистов придавало большое
значение промышленному перевороту. Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство создало в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подготовило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью крупного производства человечество могло бы перейти к высшим этапам истории. Вся теория Сен-Симона основана на идее развития экономики, становления нового "промышленного
общества".
В литературе с 20-х годов XIX в. обозначилась тенденция поиска содержания истории, закономерностей общественного развития, обусловливающих неизбежность социализма и коммунизма.
Стремление создать социальную науку, подобную физике, было свойственно Сен-Симону изучению закономерности истории большое значение придавал Фурье, разработавший
оригинальную концепцию общественного развития;
Прудон утверждал, что социализм становится научным только тогда, когда опирается на выводы политэкономии (все остальные виды социализма он считал утопическими). Общим выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации человека человеком, основанного на всеобщем труде, материальном достатке и высокой духовной культуре.
В то же время было немало сторонников социализма, видевших в нем осуществление заповедей Христа или предписаний морали либо здравого смысла.
Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы и их противоречия.
Предыдущая история человечества обычно определялась ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопротивления.
Представления социалистов и коммунистов первой половины XIX в. о государстве, а также переходе к идеальному обществу были очень разнообразны.
Теоретики социализма и коммунизма относилась отрицательно или безразлично к политике, государству и праву.
Так, Оуэн был принципиальным противником государственных реформ.
Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного им государства в проведении социальных реформ. Сен-Симон – введение палат промышленников и ученых.
Более распространены были среди социалистов и коммунистов надежды на помощь демократически преобразованного государства (Луи Блан).
Почти одновременно с книгой Блана Этьен Кабе (1788—1856) издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Путешествие в Икарию" (1840 г.).
Необходимым предварительным условием осуществления коммунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Кабе считал возможной и необходимой диктатуру временного правительства, если оно одобрено народом и
опирается на народ. Отмена наследования, прогрессивный налог, национальные мастерские.
Теодор Дезами – военное установление мирового коммунизма. Аналогичные идеи высказывал Луи Огюст Бланки (1805—1881).
Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были противниками новой революции.
Сен-симонисты относились к революции как к страшной катастрофе, бессмысленно разрушающей промышленность, учреждения науки и искусства, раскалывающей общество.
Проблемы государства и права занимали немалое место в представлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем идеальном строе.
Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существовать демократическое государство. Наиболее детально такое государство описано Кабе: в Икарии имеются народные собрания, народное представительство, выборное правительство.
Однако икарийский коммунизм близок к тоталитаризму: твердо определен распорядок труда, все живут в одинаковых домах с одинаковой мебелью.
Законы в Икарии принимаются народом по рекомендации ученых; их очень много,
Всенародно принятыми законами Икарии твердо определен распорядок
дня всех граждан.
Идеалом других теоретиков была не традиционная демократия, а научная организация управления обществом. В наибольшей мере это стремление присуще Сен-Симону. В промышленном обществе не будет управления людьми, господства и подчинения. Их место займет централизованная система управления производством. Банки будут становым хребтом общественной организации производства. Носителями управленческой власти станут ученые, промышленники, художники, составляющие
иерархию, возглавляемую Академией наук.
Много споров среди теоретиков социализма и коммунизма было
о принципах распределения. Фурье: 5/i2 — труду, 4/i2 — капиталу,3/12 — таланту. Сен-симонисты отстаивали распределение по труду; многие же социалисты и коммунисты (Блан, Кабе) — по потребностям.
Продолжительность переходного периода определялась коммунистами
и социалистами по-разному.
Все коммунисты связывали становление и успехи нового строя с просвещением.
Многие теоретики полагали, что в будущем обществе вообще не будет надобности в управлении и принуждении. Фурье, Оуэн и их последователи, а также Бланки и некоторые
другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни
государства, ни права.
Выдвигались идеи интернационализма, объединения в производственные сообщества (фаланги).
Наконец, некоторые критики капитализма и сторонники социализма стремились облечь свои планы в форму христианства (Ламенне, Бюше) либо создать новые религию и церковь, призванные объединить людей во имя социализма (сен-симонисты).
На основе этих идей тогда еще не сложились массовые движения и политические
партии. Исходя из убеждения, что истина одна, а заблуждений много, каждый из теоретиков социализма или коммунизма считал свою доктрину единственно научной, а все остальные — неправильными и утопическими.
Фанатичная приверженность к своей собственной доктрине (доктринерство)
закономерно вела к догматизму.
Сен-симонисты доказывали, что догматизм — естественное состояние человеческого разума. Догматическое руководство особенно необходимо в индустриальном обществе, где важно согласие между предпринимателями и рабочими.
В журнале "Братство" (1841 г.) высказывалось созвучное идеям бабувистов опасение, что в случае прихода к власти ученых-социалистов или коммунистов противопоставление социальной истины воле большинства "может легко привести к провозглашению
диктатуры одной личности или нескольких людей, якобы обладающих
истинной наукой".
- Политическое учение Лоренца Штейна
В чем смысл теории «надклассовой монархии» Штейна?
- Учение Огюста Конта о государстве и праве
Что представлял собой проект социократии Огюста Конта?
От либеральных концепций государства и права сильно отличается политико-правовая теория основателя позитивизма ("положительной философии") Огюста Конта.
Огюст Конт (1798—1857) родился и жил во Франции; он учился в Высшей политехнической школе. С 1818 по 1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Разрыв между ними произошел из-за тяги Сен-Симона к религиозным идеям, а Конта — к
точным наукам.
Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику и ряд других наук. В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал свой "Курс позитивной философии" в шести томах. В 1851—1854 гг. издана его "Система позитивной политики, или Социологический
трактат об основах религии человечества" (четыре тома).
Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в странах Европы. В результате научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в., естествознание стало самостоятельной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией и их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм
Конта.
Конт утверждал, что положительное знание дается не спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других "первопричинах", а только опытом
и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения "первоначал бытия и сознания", наука должна изучать факты, закономерности их связи и отношения.
Функция науки — предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике) — созданной им науке об обществе.
Развитие науки еще не распространилось на общество, отчего бедствия и кризисы. Объяснил внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.
История человечества, —процесс становления и развития разума самого человека, история его самосознания и знаний о мире.
Конт сформулировал закон трех стадий, которые человечество проходит в своем умственном развитии, в стремлении осмыслить окружающий мир.(Теологическая – до 1300 – вера в богов и прочих домовых), метафизическая -1300-1800 –первопричины
На метафизической стадии возникают и получают широкое распространение
индивидуализм, либерализм и демократия, выдуманные понятия "общественный договор", "естественные права" и т. п.
Распространение идей альтруизма, социальности, позитивной философии и особенно развитие промышленности и науки, писал Конт, подготовило человечество к переходу в
позитивную стадию, когда военный быт сменяется промышленным бытом.
Общие науки по возрастающей сложности: математика, астрономия, физика, химия,
биология, социология; позже к этому перечню он добавил нравственность.
Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, социократию.
Социология Конта делится на две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие.
В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность, сотрудничество, взаимопомощь.
Социальная статика изучает организацию общества, основу которого
составляет семья; Общество основано на кооперации; необходимым органом социальной
кооперации является правительство, власть, осуществляющая моральные функции (объединение), экономическое управление и политическую деятельность.
Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей. Наилучшей организацией общества Конт считал разделение функций светской и духовной власти.
Политика тоже должна стать наукой.
Основным содержанием социальной динамики являются прогресс как нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни (развитие промышленности и науки). Подверг критике индивидуализм, анархию и конкуренцию производства, безработицу, бедственное положение наемных рабочих, растущий антагонизм между пролетариатом и владельцами капиталов.
В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям. Критиковалась как бессмысленность организации производства при капитализме, так и устранение руководителей в коммунизме.
Конт предлагал не разрушать современное ему общество, ликвидируя собственность
и экспроприируя капиталы, а "все координировать, ничего не нарушая ". Конт не был противником частной собственности.
По разработанному Контом "Плану реорганизации социальной жизни" организацией промышленного общества должна стать социократия. Солидарность классов в социократии будет обеспечена согласным действием четырех сил ("власте-служений").
В социократии отпадет надобность в делении на правителей и подданных, а также в праве и в правах личности, которые он называл пережитками теологического и метафизического
периодов. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным
на представлении о богоустановленности власти. В социократии не должно быть ни права, ни прав личности.
Конт считал, что свойственное либерализму понятие прав личности противопоставляет носителя права другим людям, придает обществу атомарный характер, способствует замыканию людей в границах узкого эгоизма. Статус каждого члена общества социократии определяется его местом в системе промышленного хозяйства.
Частная собственность тоже социальная нравственность.
Ввел категорию нравственности, новую позитивную религию, предмет почитания которой – человечество, социология, жрецы – учение.
Поскольку позитивное мышление формируется в простых науках ранее, чем в сложных, постольку, утверждал Конт, социология, возникшая позже других наук и являющаяся синтезом, итогом достижений мыслительной деятельности, формирует свои выводы как
догмы, которые следует принимать на веру.
Конт осуждал агрессивные войны, критиковал колониализм.
Учение Конта оказало значительное влияние на последующую мысль. Еще в последние годы жизни Конта его ученики разделились. Одни из них отвергали "позитивную
религию. Другие, наоборот, превозносили религиозно-политическую идеологию позитивизма; они создали позитивистские церковные общины.
Затем преимущественное распространение и влияние получили философские идеи позитивизма. Теоретические изыскания Огюста Конта оказали глубокое определяющее
воздействие на развитие философии и методологии естественных и общественных наук. В свое время позитивизм повлиял даже на искусство и литературу. Как всякая значительная доктрина, позитивизм сразу же обрел массу критиков.
Конт — сторонник глубоких общественных преобразований. В этом его программа
Конт был прав и в том, что без организаторов производства и
централизующей роли банков становление и развитие промышленного общества практически невозможны.
Однако в концепции Конта исчезли такие главные и определяющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и равенство граждан.
При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких массовых движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под
влиянием философии Конта сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ковалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).
- Кризис юридического позитивизма и возникновение социологического направления в западноевропейской юриспруденции и государствоведении.
Чем был вызван во второй половине 19 века кризис юридического позитивизма и поворот политико-правовой теории в сторону ее социологизации? Какую роль в этом сыграл Огюст Конт?
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, делало чисто номинальными дворянские титулы. Права и свободы индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре потребовали публично-правовых гарантий, ограничивающих произвол государственной власти, ее вмешательство в частноправовые отношения.
Развитие представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвующих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Немалую
роль в политической жизни играли широкие демократические движения.
Существенные изменения происходили в экономике. От первоначального капитализма, основанного на индивидуальном предпринимательстве частных собственников, их конкуренции и бесплановом производстве, постепенно переходило к капитализму, организованному в тресты, картели, акционерные общества.
В тот же период класс наемных рабочих создал организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Принимаются рабочие законы.
Буржуазные политические и правовые учения этого периода в основном продолжали развитие идей либерализма первой половины XIX в. Новым для буржуазного государствоведения и правоведения было признание необходимости реформ, смягчающих остроту ряда социальных и политических антагонизмов. Новым стало также исследование представительного государства в связи со складывающейся системой партий, каждая из которых имела ясную программу, многочисленный и стабильный круг сторонников.
Общей методологической основой большинства буржуазных теорий оставался философский позитивизм. В нем обрел свое дополнительное обоснование и ранее возникший юридический позитивизм, сохранивший значение преобладающего направления в юриспруденции.
Вместе с тем в политико-правовой идеологии наметилась и стала осуществляться твердая тенденция перехода от чистого позитивизма к обобщениям, от фактологии и текстологии — к философии, социологии, историзму, психологии.
Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома "Юриспруденция и философия права" (1892 г.).
Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное, а желательное право.
Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оценивать или требовать; Теория
права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства. Действующее позитивное право обеспечивает порядок в государстве.
Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядк. Единственное реальное право то, которое выражено в законе. Право – нечто законченное, суд может лишь толковать.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный позитивизм видел источник права в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический позитивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых
норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических.
И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Отказ от "оценочных суждений" и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику права, но и прогностический подход к самому праву,
т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, которое не оправдывалось. Отвергалась проблема прав человека.
На началах юридического позитивизма строились также, концепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии.
Характерным представителем этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848—1913, представитель юридической школы государствоведения, суть которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми
способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии. В книге "Общие основания конституционного права" (1895 г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют различные области знания, у
каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых вопросов. Этим было обусловлено стремление ряда юристов найти внешние по отношению к государству и праву факторы, ссылками на которые можно глубже идеологически обосновать представительное государство. Поиск этих факторов вел к соединению политико-правовых теорий с социологическими, психологическими и иными концепциями.
Социологический позитивизм был связан с потребностью более адекватного отражения социально-политической действительности. Государство и право исследовалось как проявление многочисленных социальных факторов, ориентируясь на позитивистскую социологию в ее вульгарно-биологической, социал-дарвинистской, психологической разновидностях.
Эти направления обладают общими чертами – эмпиризмом, агностицизмом, игнорированием сущностных и ценностных аспектов государства и права, противопоставлением идеологии чистой науки, способом оправдания существующих политико-правовых учреждений. Позитивизм способствовал развитию капитализма, стремился деидеологизировать правовую науку. Настоящая наука должна заниматься описанием явлений, законов их последовательности, сосуществования, структуры, функциональных зависимостей.