Зарубежная политико-правовая мысль 4 страница

Влияние – на классический либерализм, в т.ч. на этатистскую тенденцию.

  1. Особенности политико-правовой идеологии европейского Просвещения

Просвещение – общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составляющей борьбы буржуазии против феодализма.

Специфика – социальный и нравственный идеал, план его осуществления.

Стремились утвердить царство разума, в котором люди будут совершенными во всех отношениях, где восторжествует гармония интересов свободного индивида, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Многие основные свои надежды связывали с вытеснением из массового сознания клерикальных идей и ликвидации реакционных традиций, нравов, обычаев. Просветители стремились доказать, что прогресс невозможно остановить, прогресс истины связан со свободой.

Методы – распространение социального знания, преодоление невежества, внедрение в общественную жизнь ценностей, основанных на уважении человеческого достоинства.

Важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания гражданина, привития ему потребностей в добре, качеств гражданских.

Отличительные моменты – в разных странах свои. Просвещение оказывало значительное влияние в науки о государстве и праве.
Реакция – идеология консерватизма.

примерительно ко Франции - XVIII век в историю Франции вошел как век Просвещения. Франция переживала острый кризис "Старого порядка" (ancien regime) — феодально-сословного строя и абсолютной монархии. Привилегированные сословия, составлявшие малую часть 25-миллионного

населения Франции (примерно 140 тысяч духовенства и 400 тысяч дворян) жили за счет третьего сословия. Крестьянство было обременено массой феодальных повинностей и часто голодало; промышленная и торговая части городского населения не только

платили множество податей, налогов и сборов, но и были лишены права заниматься рядом необходимых обществу промыслов, отнесенных к государственной монополии. Тяжелым бременем на народном хозяйстве страны лежало чиновничество абсолютной монархии,

наделенное почти неограниченными полномочиями. Королевский двор и правительство были далеки от народа. Господствующая католическая церковь беспокоилась более о своих доходах и привилегиях.

В стране нарастало массовое недовольство существующим строем. Многие образованные и мыслящие люди понимали, что дальше так продолжаться не может. Социальные противоречия были так остры и очевидны, а Старый порядок настолько абсурден, что орудием его критики стал элементарный "здравый смысл". Критика существовавших отношений опиралась на мысль (присущую еще Сократу и Платону), что все зло — от невежества. Отсюда название и главная идея Просвещения — если все поймут, насколько

нелеп и алогичен существующий режим — откроется путь к новому, разумному обществу.

Просветители осуждали "деспотизм", понимая под деспотизмом бесправие личности, произвол короля, чиновников, неравенство сословий, подавление свободной мысли. Наряду с деспотизмом просветители порицали церковь как главного противника разума и просвещения.

Многие просветители возлагали большие надежды на будущие разумные законы, которые, как предполагалось, способны радикально изменить и перестроить общественно-политический строй. Использовался опыт Англии и США. Основными и исходными

принципами будущего законодательства считались провозглашенные английской и американской революциями равенство, свобода, собственность, безопасность лица и имущества. Государственным устройством, способным обеспечить естественные права личности, считались республика или конституционная монархия. Много внимания просветители уделяли разделению властей, соотношению представительной и непосредственной демократии, унитаризма и федерации, а также проблемам

политических и гражданских прав.

Некоторые просветители отмечали сложность решения социальных проблем, особенно вопроса о собственности. Немалое распространение имел "эгалитаризм", т. е. стремление уравнять имущества. Против эгалитаризма выдвигались возражения, что ограничение

размера собственности убило бы стимулы к труду, стремление к достатку, изобилию и роскоши.

Считая просвещение главным путем к созданию разумного законодательства,

многие французские мыслители возлагали надежды на "философа-правителя", способного провести необходимые реформы. Нередки были высказывания о неизбежности революции, но господствовало убеждение, что бунт непросвещенного народа

способен породить тиранию.

  1. Франсуа Мари Вольтер о государстве и праве

Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — французский писатель и философ. Вольтер выступил с радикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тирании и несправедливости существующих законов.

Вольтер родился в семье парижского нотариуса. Учился в аристократическом

иезуитском колледже.Свой творческий путь Вольтер начал с написания обличительных стихотворений, которые в 1717 г. привели его на одиннадцать месяцев в Бастилию. В начале 1726 г., после нового заключения в Бастилию, Вольтер был выслан

из Франции и в течение двух лет жил в Англии. Английская либеральная политическая система и веротерпимость становятся для мыслителя реальным примером разумного строя, англичане И. Ньютон и Дж. Локк — научными авторитетами. Результат пребывания Вольтера в Англии — работа "Философские письма" (на англ.яз. —1733 г., на фр. яз. — 1734 г. В числе произведений, в которых Вольтер излагает свои политико-

правовые взгляды, также: "Философский словарь", "Комментарий к "Духу законов", "Метафизический трактат" и многие другие.

Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие религии, -— это суеверие. Вольтер критически относится не только к различным религиям,

но и к атеизму, он способен подорвать режим законности. Религия необходима, чтобы держать чернь в покорности, чтобы государственные деятели также имели определенные пределы. "Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать".

Просвещенный человек может быть только деистом. Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок. Бог — это то, к чему человек подходит путем разума, а не веры.

Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Он считает, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то

ни было произвола: "Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам". Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению частной собственностью. Каждому принадлежит свобода на труд, как возможность продавать его тем, кто ничего не имеет. Каждый имеет право на свободу совести. К числу естественных прав Вольтер относил и равенство от рождения.

Эти естественные права предписаны людям естественными же законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы "не делать зла другому и не радоваться такому злу". Естественные законы — это справедливость, которая, по мнению Вольтера, указана людям природой и "запечатлена в наших сердцах". Они действуют везде.

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что "люди злы". Эти законы отличаются от народа к народу по своему содержанию, но без законов не может существовать ни одно общество.

Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Призывал радикально изменить законы, для решения проблем и приведения в соответствие с естественными правами личности. Проблема законодательного волюнтаризма.

Вольтер выступал с критикой уголовного законодательства, и смертной казни ". Рассуждения Вольтера и его современника Беккариа воздействовали на общественное мнение и способствовали модернизации системы европейского уголовного правосудия. Вольтер протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фанатизма судей.

Вольтер критиковал тиранию как форму правления, тиран же для него — это "правитель, не признающий иных законов, кроме своих прихотей ". Вольтер — проповедник идей "просвещенного абсолютизма", оказавших большое влияние на многих европейских монархов (Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России и др.). Однако государство с просвещенным монархом, обладающим неограниченной властью, было не единственной для Вольтера формой "мудрого правления", — политическими идеалами для него были голландская республика и английская конституционная монархия.

Вольтер дал высокую оценку институтам представительного правления и разделения властей, которые он увидел в Англии.

  1. Политико-правовые идеи французских материалистов.
  2. Учение Шарля Луи Монтескьё о духе законов и разделении властей.

В чем новаторский характер рассуждений Монтескье о духе законов по сравнению с теорией естественного права эпохи Просвещения?

Что собой представляла разработанная им теория разделения властей и какое место она занимала в его учении?

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) – деятель французского Просвещения. 1721 – анонимно издал «Персидские письма», где обличал деспотию. 1733 – «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1748 – «О духе законов».

Разделял основные просветительские постулаты – убежденность во всесилии разума и веру в прогресс на основе развития наук, деизм, антиклерикализм. Выступал как социолог, в т.ч. права и государства.

Отрицает влияние божественной воли на течение земных событий. Бог создает мир, но управляется он по определенным неизменным естественным законам. Социальные законы – отношения, как и физические (между телами), проявление их не столь неотвратимо, поскольку люди заблуждаются, причинно-естественные связи сложны. Монтескье описывает и объясняет причины социальных явлений. «Установил общие начала, увидел, что частные им подчиняются, история каждого народа вытекает из них». Существуют общие причины как морального, так и физического характера, которые управляют судьбой государств. Даже если есть повод, то должна быть причина.

Факторы, которые управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Сгруппировать можно на физические, которые имеют значение в состоянии дикости, моральные – нравы, обычаи, экономические отношения, юридические законы и формы правления, которые получают значение потом. Они зависят от духа народа и не могут им противоречить.

Законодатель должен сообразовываться с народным духом.

Причины происхождения государства – близок к Аристотелю, Гроцию, Локку, оппонент Гоббса.

Люди изначально связаны между собой в общество. Естественные законы – мир, стремление добывать пищу, стремление людей друг к другу, желание жить в обществе.

Война появляется тогда, когда люди объединены между собой и исчезает равенство. Начинаются войны между отдельными обществами. Появляется право международное, гражданское и политическое (отношения между народами, правителями и управляемыми, граждан между собой).

Создается правительство, состоящее из нескольких человек или одного, которым передается сила всех людей, которые объединяются в общество. Государство – общество, в котором существуют правительство и законы.

Выделяет республику, монархию, деспотию. Форма имеет свою природу – то, что делает его таким, принцип – что заставляет действовать. Природа определяется числом правящих – весь народ или его часть, один по законам, один вне законов. Республика делится на демократию и аристократию. Каждая форма правления предполагает наличие определенных законов. Из природы демократии проистекает необходимость законов о голосовании, государь является таковым лишь в силу выборов. Возможности самого народа управлять ограничены, поэтому нужны представители.

Пример демократии – античная, разделение на цензы, жребий, открытая подача голосов. Демократия возможна, пока поддерживается участие народа в управлении.

Принцип демократии – политическая добродетель, заключается в любви к законам стран и следовании им в повседневной жизни. Она немыслима без установления равенства между гражданами (политическое равенство, умеренность), которые устанавливаются законами.

Разложение этой формы правления начинается с утраты равенства или доведения его до крайности, появляется либо тирания, либо анархия. Нужен сенат и цензоры, которые контролировали бы народ.

Аристократия – форма правления, при которой власть находится в руках части народа, группы лиц. Они издают законы, заставляют их исполнять, остальной народ – подданные. Статус человека определяется его знатностью, при этом аристократия должна быть ближе к демократии, чем к монархии. Принцип аристократии – добродетель и умеренность – в политическом и имущественном смысле, прежде всего по отношению к знати. Они должны поддерживаться законами.

Монархия – власть одного посредством основных законов, которые определяют статус сословий – духовенства, дворянства, горожан. Сословия ограничивают и сдерживают власть монарха. Критично относится к духовенству, но власть его в монархии уместна, здесь оно препятствует деспотизму. Полезны те учреждения, которые надзирают за исполнением законов – французские парламенты.

Принцип монархии – честь. Это предрассудки каждого лица и каждого положения. Монархия предполагает существование чинов, рангов, званий, природа чести требует предпочтений и отличий. Каждый, стремясь к своему благу, делает что-то для общих интересов. Нужно создать наследственное дворянство, собственность его и привилегии. Дворяне должны быть воспитаны в подчинении монарху, монарх должен уважать знать. Монархия становится деспотией, когда становится абсолютной.

Деспотия – произвольное правление одного. Здесь законы заменяются религией и обычаями, нет основных законов и учреждений. Здесь законы – фактические способы организации государственной власти. Принцип деспотии – страх. Правитель правит через визиря. Народ невежественен, держится в узде, никогда не нуждается в законах. Нет политических и гражданских отношений, они подобны отношениям домашним. Концентрация власти, произвол. Необходимость воспитания отсутствует, здесь равенство в рабстве. Оно разлагается вследствие внутренних причин.

Установление формы правления – зависит от моральных и физических факторов, прежде всего – размера государства, маленькие – республики, средние – монархии, большие – деспотии. Возможна федеративная республика – несколько политических организмов объединяются в одно государство для защиты от внешних нападений, по договору. Объединяются достоинства республики и монархии.

Формы правления делятся на умеренные и неумеренные (деспотия).

Свобода – в том, чтобы делать то, что должно хотеть, не быть принуждаемым делать то, что не должно. Это право делать все, что дозволено законами.

Свобода – политическая по отношению к государству, по отношению к другим гражданам. Она немыслима без юридических законов. Политическая свобода поддерживается разделением властей, гражданская – уголовным законом.

Политическая свобода возможна в умеренных государствах. При этом первейшая гарантия – разделение властей, способствующее созданию справедливых законов и правильному их применению.

«О государственном устройстве Англии» - размышляет об английских институтах. Законодательная, исполнительная и судебная власть обеспечиваются только тогда, когда отделены друг от друга, сдерживаю друг друга взаимно. Нужно функциональное разделение властей, распределение власти между народом, знатью и монархией.

Законодательная власть должна быть представлена всем народом. Возможна прямая демократия, но при этом она неудобна, и народ должен выбирать своих представителей. Компетенция – создание законов, наблюдение за их исполнением (при балансе сил сословий, должна быть цензовая демократия, двухпалатный законодательный орган).

Исполнительная власть – монарх. Законодательная власть собирается и распускается по регламенту, не может противодействовать при этом исполнительной власти, которая предназначается для исполнения законов и решения вопросов, требующих быстрого решения. При этом монарх неприкосновенен, но министры могут быть привлечены к ответственности.

Налоги принимаются ТОЛЬКО законодательной власти, армия – только исполнительной. Право вето монарха.

Суд – одна из властей. Профессиональный суд опасен для свободы, он должен собираться из народа. Главное условие умеренного правления – независимость суда. Суд должен быть отделен от других властей, даже если соединены законодательная и исполнительная.

Споры между людьми в умеренных формах – обычное явление. Монарх не должен присваивать себе судебные функции. Общество нормально живет тогда, когда правильно организован суд.

Сам порядок судопроизводства должен быть регламентирован законом, который должен быть достаточно сложен, гарантировать основные права человека – честь, имущество, жизнь, свободу.

Суд обеспечивает, таким образом, как политическую, так и гражданскую свободу.

Учение о праве – центральная часть «Духа законов». Изучение духа законов – цель Монтескье. Законы должны соответствовать свойствам страны – климату, образу жизни народов, устройству государства, религии, нравам, обычаям, степени свободы.

Монтескье исследует зависимость позитивных законов от этих факторов. При этом он изучает их как ученый, не предлагая способа изменения (так как нет достаточных сведений).

Юридические законы существуют только в отношениях между разумными существами. Они должны соответствовать в том числе и справедливости, которая предшествует закону. Справедливо подчинение законам общества, принцип взаимности между гражданами.

Поведение регулируется не только законами, но и иными нормами – религиозными и нравственными. Человек нарушает нормы, его следует направлять этими нормами на истинный путь Все три нормативных системы дополняют друг друга, но каждая имеет предмет и метод регулирования. В религии не должно быть жестких предписаний, она обращается к сердцу человека. М. считает нужной веротерпимость.

Нравы и обычаи – предмет общество, характер воздействия – как религия, на внутреннее поведение человека. Законы не могут установить нравы, но обычаи же ближе к праву –они регулируют внешнее поведение, законы регулируют действия гражданина, нравы – действия человека.

Выделяет естественное право, божественное, церковное – каноническое, международное, общее и частное государственное право, семейное, гражданское отдельных обществ.

Главное – разделение на публичное и частное право. Публичные законы дают свободу, частные – собственность. Интересы публичные и частные равны, требуют защиты.

Составлять законы следует, руководствуясь умеренностью, целесообразностью, логичностью, простотой слога, стабильностью, не требовать неисполнимого.

М. – создал социологическую теорию, завершил разработку концепции разделения властей.

  1. Теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо

Почему Руссо считают основоположником политического радикализма? В чем особенности его теории народного суверенитета?

Чем объяснить отрицательное отношение Руссо к теории разделения властей?

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – Женева, Франция. «Рассуждения на тему: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750), «Рассуждения о происхождении и основании неравенства между людьми (1754) – критика общества, «О политической экономии» - 1755, «Об общественном договоре, или принципы политического права» - 1762 – описывается политическая утопия Руссо.

18 век – век Просвещения, но оно привело к порче нравов. Цивилизация извращает естественную простоту человека, науки и искусства – ширма, прикрывающие многочисленные пороки цивилизации. Это лживость и лицемерность. Наука порождается пороками – астрономия из суеверия, физика из любопытства, мораль же рождается из гордыни. Право заниматься ими имеют немногие, которые должны быть под опекой власти, которые должны содействовать народам. Он не отрицает пользу просвещения.

Источник происхождения – из гипотезы естественного состояния и человека. На первой стадии человек – животное. Он не знает болезней, пороков, добродетелей, не включен в общество, боится лишь голода. Он имеет способность к самосовершенствованию и в результате становится человеком и приобретает пороки человека. Поворотный пункт в истории человечества – появление частной собственности. Ко времени – сложились объективные условия. Жизнь сложная, человеческий род множится, для удовлетворения ряда потребностей требуется помощь других людей. Человек различает общие и частные интересы. Появляется язык, оседлость жизни, образуется, таким образом, народ.

Особое значение у уважения со стороны других. ИЗ предпочтений рождаются пороки. Человек становится жесток по мере отдаления от естественного состояния.

Начинается разделение труда, появляются ремесла и земледелие, разделяется земля и устанавливается на нее частная собственность. Появляется потребность в установлении правосудия, появляются бедные и богатые, начинается война между людьми.

Убытки терпят прежде всего богатые, у них рождается план – сделать государство, якобы для защиты всех и ради общей пользы. Появляется договор о создании государства, которым бедные обманываются. Учреждаются магистратуры – власть вручается отдельным лицам. Их честолюбие приводит к злоупотреблениям, закабаление все больше и больше. Власть становится неограниченной. Человечество стало рабством.

Руссо подчеркивает необходимость и полезность государственной организации.

Как должна быть – в произведениях части второй.

Человек по природе свободен, несвободное состояние – извращение. Люди, находясь в здравом уме, не могут стать рабами. Отказ от свободы невозможен, несовместим с природой человека. Это соглашение, более того, бесполезно. Народ имеет право на восстание (!)

Нужно найти такую форму ассоциации, которая защищала бы личность и имущество каждого из членов ассоциации, в которой человек оставался бы свободен.

Руссо считает необходимой свободу – руководство собственной волей, равенство – равенство условий.

Суть договора – полное отчуждение себя в пользу общины. Никто не должен сохранять каких-либо прав вне общины. Создается коллективное целое. Государство Руссо представлено сувереном – носителем общей воли, правительством – институтом, ее исполняющим. Это договор об образовании суверена.

Общая воля – объективно существующий интерес, которые может или не может осознаваться большинством или всеми. Воля всех – изъявление частной воли, нужно же отбросить крайности для появления общей воли.

Индивид выступает как член суверена и частное лицо – представитель частной воли. Носитель общей воли – народ – суверен. Совокупность частных лиц – народ-подданный.

Решение, принятое всем народом, может иметь обязательную силу по отношению к суверену. Суверен не обладает интересами по отношению к подданным, поскольку это тот же народ. При этом обязанность подчиняться его установлениям распространяется и на меньшинство (при принятии законов, но не при ассоциации). Меньшинство обязано примкнуть в большинству и подчиниться ему. Это «принуждение быть свободным».

Это не тирания, потому что общая воля действует справедливо и в интересах всех, имеет объективные границы, но государство обладает по этой же причине (частные интересы вне его) неограниченной властью.

Появляется система взаимных обязательств между сувереном и подданным. Суверен не может накладывать несправедливые узы (просто потому что не может!), его решения имеют всеобщий характер. Гражданин обязан служить государству.

Закон – решение всего народа, отношение суверена к целому народу. Люди творят законы для себя самих. Они являются носителем неотчуждаемого (и непредставляемого, неотделимого!) суверенитета (Сводится к праву законодательствовать). Суверенитте, более того, непогрешим и абсолютен. Право законодательствовать не может принадлежать уполномоченным, поскольку свободны люди тогда, когда выбирают, а не в остальное время. Суверенитет неделим.

Существуют же и частные ассоциации, которые продавливают свое мнение.. Нужно отличать народ от толпы, народ хочет блага, но народ нуждается в Законодателе – человеке необыкновенных качеств, который может предложить народу общие законы. Это роль учредителя республики, обладающего высшей властью над законами. Он использует лишь силу убеждения, обращения к богу (религия – средство политики, как у Макиавелли). Народы должны воспринять даруемые законы (Руссо отрицает петровские реформы, поскольку дал законы гражданского общества Петр дикому народу).

Цель законодателя – создать идеальное общество и государство (как у Платона).

Совершенное государство предполагает максимально возможное единение граждан при господстве законов, выражающих общую волю.

В государстве предполагается наличие правительства, которое осуществляет исполнение законов. Законодательная власть принадлежит народу, исполнительная правительству, но правительство – посредующий механизм для сношений между сувереном и подданными, уполномоченный приводить в исполнение законы и поддерживать свободу. Его члены называются магистратами. Это не более чем поручение.

Выделяет демократию (существующую теоретически, при этом здесь соединяется законодательная и исполнительная власть, тот, кто создает законы, не может их исполнять. Ничего нет опаснее влияния частных интересов, при этом производятся частые выборы, геронтократия, складываются противоборствующие группировки, и это приводит к деспотизму).

Аристократия или монархия – от многих факторов. Чем больше, тем больше стремление к монархии.

Государства вырождаются. Существует ряд средств – меры для сохранения суверена – народ в собрании (!) обращается к античному примеру (!), правительство должно быть в разных городах, которых должно быт меньше. Патриархальный быт – лучшая гарантия.

Суверен контролирует действия правительства и препятствует его вырождению. Суверен не связывается законом. При этом для контроля достаточно проводит собрания и выносить вопросы о сохранении формы правления, и сохранении правительства.

Возможна диктатура 0 если есть опасность того, что соблюдение законов – препятствие к ее предупреждению. Диктатор назначается на время, имеет право на все, кроме законодательной власти.

Трибунат – контролирует правильность исполнения законов, цензуру.

Законы – выделяет политические, уголовные, гражданские, нравы (подлинная сущность государства).

Был сторонником эгалитаризма. Законы должны устранять неравенство. Повлиял на ДПЧГ, Конституции Франции 1791-93. революционную мысль, Толстого (по его ХО)

  1. Особенности политико-правовой идеологии якобинцев (Робеспьер, Марат)

Начало Великой французской революции положили созыв Генеральных штатов, образование Национального собрания, вскоре провозгласившего себя Учредительным (Конституционным) собранием, восстание парижского народа и взятие Бастилии. Явная победа над Старым порядком создала условия для осуществления идей Руссо, Монтескье и других просветителей.

Важным достижением революции стала Декларация прав человека и гражданина (провозглашена 26 августа 1789 г.).

В декларации все люди объявлялись свободными и равными в правах. Провозглашались естественные и неотъемлемые права человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Свобода определялась как возможность делать все, что не приносит вреда другому. "Все. что не воспрещено законом, то дозволено". В соответствии с теорией Руссо закон определялся как "выражение общей воли". Вместе с тем, сообразно теории Локка и

Монтескье, признавалась необходимость разделения властей. Влияние идей

Монтескье сказалось и в том, что значительное внимание в декларации уделено принципам уголовного права и процесса, от которых, писал автор "Духа законов", зависит политическая свобода.

Соответственно, в декларации закреплены презумпция невиновности, недопустимость произвольных арестов, запрет обратной силы уголовного закона и другие прогрессивные принципы.

Собственность названа правом священным и неприкосновенным. Установление и взимание налогов ("общих взносов") допускается лишь с согласия граждан или их представителей, имеющих также и право следить за расходованием собранных налогов.

Скептически относясь к возможности широкой непосредственной демократии в большой стране, составители декларации заменили идею народного суверенитета Руссо идеей суверенитета нации: "Источник суверенитета зиждется по существу в нации".

В соответствии с основной идеей Просвещения ("все зло от невежества") необходимость принятия и провозглашения декларации ее составители объясняли тем, что "лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными

причинами общественных бедствий и пороков правительств".

Основные положения декларации сформулированы абстрактно, так, чтобы они могли быть восприняты любым народом. Исходя из идеи естественного равенства людей, авторы стремились создать декларацию прав для всех народов и на все времена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: