1. Конструкция «идеального» государства Платона по работе «государство».
2. Классификация форм правления, учения об их деградации и круговороте.
3. Платон о праве и государстве в книге законы.
Вопрос 1.
Софист (от гре. Sophos)– человек, сведующий во всяком умении, ремесле, знаний.
В V до н.э термин приобрел специфический смысл – люди обучающие за плату особой мудрости.
Платон (427-347 до н.э.) – ученик Сократа и учитель Аристотеля.
Всего 35 произведений, работа - государство, законы.
Конструкция идеального государства основана на учении Платона «об идеях». Суть учения: есть мир вещей и есть мир идей, мир идей настоящий, истинный, мир вещей разрушается, ветшает, стареет, разрушается поэтому он не истинный.
Идеальное государство - это максимальное приближение мира вещей к миру идей.
Платон сам придумывает его конструкцию для того чтобы создать такую модель которая сделает людей счастливыми.
Признаки идеального государства:
1. Социальная структура
3 части души | 3 сословия |
Разум | правители |
Чувства | Войны |
Вожделение | производители |
В идеальном государстве правители господствуют, войны яв-ся вооруженной защитой, производители находятся у них в подчинении.
|
|
Проникновение людей в 3 сословия в 1 это начало гибели государства.
2. В нем воспитан идеальный гражданин который обладает 4-мя добродетелями – мудрость (мудростью обладают только философы потому что они видят идеи), мужество (есть у война, это есть защищать своих и быть грозным к другим), благоразумие (сдерживающая мера) – умение подчиняться закону разделения души, справедливость (каждый занимается своим делом и не покушается на чужое).
3. В нем правят лучшие и благородные, либо аристократы если несколько правителей, либо царь если он превосходит всех остальных. Лучшие и благородные:
А-они интеллектуалы так как могут философствовать
Б- они лучшие в смысле происхождения и воспитания
В- их не развращает богатство так как они владеют частной собственностью
4. Коллективизм образа жизни и образа мысли. Средства для этого:
А-небольшой размер государства
Б- нет моногамных браков, существует общность жен и детей
В-общество это такая родственно-гражданская община, где правителя называют спасителем народ кормителем.
В идеальном государстве правители если нужно могут прибегать ко лжи.
Т.о. для идеального государства свойственны:
1. простота
2. порядок
3. ясность
4. законность
5. отсутствие нововведений
Вопрос 2.
Идеальное государство не вечно, оно в конце концов деградирует.к. возможна генетическая порча при смене поколений. Платон создал ….. суть чем хуже душа тем хуже форма правления.
|
|
Формы | |||
Аристократия | Это есть идеальное государство, остальные отрицательные государства | ||
Тимократия | |||
Олигархия | |||
Демократия | |||
Тирания |
Тимократия (честь) приходит на смену аристократии когда люди решаются установить частную собственность. Это ведет к исчезновению справедливости, меняется социальная структура. Честь есть у война, теперь правят войны. Среди производителей появляются рабы. Появляется моногамная семья исчезает коллективизм образа жизни и мысли. В семью приходит раздор так как женщина получает власть в ней.
На смену тимократии придет олигархия она побеждает тогда когда появиться крупная частная собственность. Меняется социальная структура богатые и бедные. Правители теперь богачи. Меняется представление о добродетели. В государстве вражда богатые и бедные вечно злоумышляют друг против друга. Преступность процветает.
Демократия – отношения к ней резко отрицательное. 1- она приходит с кровью, насилием, она побеждает тогда когда бедняки одержав победу над богатыми некоторых уничтожают, некоторых изгоняют а оставшихся равных и не равных уравнивают в правах и в замещении должностей. Основной принцип демократии свобода, но равная вседозволенности, анархии. Портиться человек при демократии. То что отрицалось в идеальном государстве теперь восхваляется.
Социальная структура:
1. Трутни – самая ядовитая часть общества. Они жужжат.
2. Дельцы – это самая упорядоченная часть общества, но им труднее всего.
3. Народ – развращен, так как он в доле с трутнями. Он не рассуждая голосует за предложенные решения.
Тирания – вырастает из основного принципа демократии – свободы. Она побеждает тогда когда во главе государства становиться негодяй.