double arrow

капиталом будут распоряжаться государственные чиновники

В процессе осуществления этой теории внутри народничества определились разные направления, имеющие своих идеологов.

Им являлся и теоретик анархизма М. А. Бакунин. Он полагал, что Россия и вообще

славянские страны могут стать очагом всенародной социальной революции. Славяне, в противоположность немцам, не питали страсти к государственному порядку

и к государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу:.

Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. "Прибавление А" к книге "Государственность и анархия" стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта.

Исходя из основных положений теории "русского социализма", Бакунин считал, что в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, принадлежность земли народу; во-вторых, право на пользование ею не лицом, а целой общиной, миром; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "общинное

самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству".

При этом социализм выработает сама народная жизнь. С этим связаны его выпады против Лаврова, ставившего на первый план задачу научной пропаганды и предполагавшего

создание революционного правительства для организации социализма.

Последователи Бакунина в народническом движении назывались "бунтари". Они начали хождение в народ, стремясь прояснить сознание народа и побудить его к стихийному бунту. Неудача этих попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили ("пропагандисты", или "лавристы", ставившие задачей систематическую революционную пропаганду, просветительство, подготовку в деревне сознательных борцов за социальную революцию.

Петр Лаврович Лавров (1823—1900) с 1873 г. в эмиграции издавал журнал "Вперед!". Им написан ряд работ, пропагандировавших теорию "русского социализма".

Вкладом в теорию "русского социализма" была выведенная Лавровым "формула прогресса": "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости".

Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст "народную федерацию русских революционных общин и артелей".

В отличие от Бакунина Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до минимума".

Полемизируя с "якобинской теорией" Ткачева (см. далее), Лавров писал, что "всякая диктатура портит самых лучших людей...". Для построения социализма, по Лаврову, необходима государственная власть как форма руководства коллективной деятельностью

и применения насилия к внутренним врагам нового строя.

Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844—1885). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат".

В отличие от других народников Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие "принцип общины". Сегодня государство — фикция, не имеющая корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет конституционным

и получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку революции, как предлагают "пропагандисты" (сторонники Лаврова).

Вместе с тем Ткачев считал бесполезным звать народ к бунту, особенно во имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства.

Вопреки мнению "бунтарей" (сторонников Бакунина) анархия — идеал далекого будущего; она невозможна без предварительного установления абсолютного равенства людей и воспитания их в духе всеобщего братства.

Задача революционеров, в том, чтобы ускорить процесс общественного развития, двигая прогресс самостоятельно, пользуясь механизмом государства.

Необходимость революционного государства, руководимого партией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не является народным идеалом крестьянства в России. Исторически сложившийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному

идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая должна повести его к коммунизму. Достаточная гарантия – коммунистические убеждения.

Реформы Ткачева –постепенное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий производства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), развитие

общинного самоуправления, ослабление и упразднение центральных функций государственной власти.

Организованная в 1876 г. социально-революционная партия "Земля и Воля" принципиально отрицала борьбу за политические права и свободы, за конституцию. Народник Степняк-Кравчинский писал (в 1878 г.), что социалисты-революционеры могут ускорить падение правительства, однако не смогут воспользоваться конституционной

свободой, так как политическая свобода усилит буржуазию (владельцев капитала) и даст ей возможность сплотиться в сильную партию против социалистов. Кроме того, среди партии "Земля и Воля" было распространено отрицательное отношение к формальному праву как к буржуазному обману.

Преследование правительством пропагандистов вынудило народников поставить вопрос о необходимости завоевания сначала политических свобод, дающих возможность

вести социалистическую пропаганду. В 1879 г. "Земля и Воля" раскололась на две партии: "Народная Воля" (признавала необходимость политической борьбы) и "Черный передел" (оставалась на прежних позициях). "Народная воля" стремилась добиться демократических реформ, устрашая правительство террористическими актами.

Народнические идеи лежали в основе программы партии социалистов-революционеров ("эсеры", 1901—1923 гг.). Партия ставила задачу свержения царского правительства и одним из главных средств борьбы с ним считала вооруженное восстание и террористические действия.

  1. Либеральное народничество (теория солидарности Н.К.Михайловского)

Почему Михайловского относят к этому направлению? Что в этом отношении представляла собой его теория прогресса и типов общества?

Николай Михайловский (1842-1904) – идеологи либерального народничества, литературный критик, социолог. Учился в Петербурге, был исключен за революционную деятельность. Участвовал в «Народной воле». С середины 19 века эволюционировал к либерализму. Сотрудничал в ряде газет. 1892 – редактор органа либеральных народников «Русское богатство». Ряд трудов – «Теория Дарвина и общественный прогресс», «Что такое прогресс?» «Борьба за индивидуальность» и т.р.

Взгляды сформировались под влиянием Герцена, Лаврова, Прудона. Он критиковал существовавшие порядки и теории, которые их оправдывали. «Что такое прогресс?» - противопоставлял социал-дарвинистской концепции борьбы за существование идеологию солидарности, борьбу за индивидуальность и права человека, разоблачал самодержавие и социальное неравенство.

В «Что такое прогресс?» выделяет переход от развития физического к развитию социальному. Прослеживает – в первобытном обществе разделения труда не существует, каждый занимается всем. Семейство удовлетворяется собственным трудом. (здесь через строчку ссыли на Спенсера, учти, студент!). С течением времени общество дифференцируется на управляющих и управляемых. Сначала вожди властвуют, попутно работая, потом власть становится исключительной и наследственной. Общество распалось. В результате сложной дифференциации возникает современное Михайловскому сложное общество. Появляется духовная власть, общество распадается на классы, слои, появляется точное разделение труда. При этом Спенсер не доказывает свой закон – есть прогресс общества и личный прогресс человека, они не совпадают в своем объеме. М. критикует Спенсера за это, М. считает, что личный прогресс человека не осуществляется при прогрессе общества при разделении труда – каждый знает и умеет меньше, чем раньше. Происходит движение к однородности. Ссылается на органическую теорию – отождествляя с телом, но в этом противоречие - прогресс разнонаправленне, организм разнороднее, человек однороднее. Говорит о необходимости высокого нравственного уровня, при котором возможен прогресс, возможно осуществление идеалов либерализма. Необходима солидарность, индивидуальность человека.

«Политические письма социалиста» - говорит о чертах русской революции. Говорит о возможности союза с либералами, которые ближе народникам (при этом возражает радикальным революционерам, считающим, что помощь либералам невозможна, народничество еще не сильно). Необходимо дать крестьянам землю при этом, поскольку именно в этот исторический момент этот вопрос в повестке дня.

  1. Политическое учение анархизма П.А.Кропоткина

Суть закона взаимной помощи и солидарности, положенного им в основу анархизма.

Видным теоретиком анархизма был Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921). Политическая деятельность Кропоткина началась в самый первый период народничества; после ареста и побега он издавал в эмиграции газеты революционного и анархистского направления ("Бунтарь", "Свобода"). Его политические произведения стали активно издаваться в России и в других странах с начала XX в. В работах "Записки революционера", "Государство, его роль в истории", "Нравственные принципы анархизма", "Современная наука и анархия" и других Кропоткин изложил и обосновал теорию анархо-коммунизма.

Общая философия – отрицание метафизики, немецкой классики (в т.ч. Гегеля), использование естественно-научного индуктивного метода.

Кропоткин писал, что в основе общества лежат всеобщее равенство, солидарность и свобода. От общества отличается одна из его исторических форм — государство.

Государство Кропоткин определял как "общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты.".

Согласно теории Кропоткина сущность истории — стремление к личной свободе; этому стремлению враждебно государство, подавляющее личность и творчество.

Особенностью исторической концепции Кропоткина является представление о случайности и прерывности государственной организации общества, которое в отличие от государства существует необходимо и постоянно. Оригинальность концепции в том, что целые периоды истории, по Кропоткину, государства не было; античные республики Греции, средневековые вольные города, свободные сельские общины, по его мнению, не были государствами в собственном смысле слова. Начало государственности в Европе положила Римская империя — централизованная бюрократическая иерархия. Выделяются две тенденции – имперская инародная.

Под великой социальной революцией Кропоткин понимал освобождение работника от ига капитала и организацию общества на принципах коммунизма. Идеалом Кропоткина был коммунизм, основанный на всеобщем труде и коммунальном производстве, свободном

потреблении продуктов совместной работы, на свободной федеративной группировке. Отношения между людьми будет определять "свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая".

Золотое правило морали Кропоткин считал основой общежития, началом анархизма..

Место правительства займут соглашения, в случае споров – третейские суды. Переход – сочетание разрушения старого и созидание нового строя. Марксизм – отрицал, как и Бакунин. Строительство нового общества – дело всего народа, а не государства.

Особенностью концепции Кропоткина было признание промежуточных ступеней между государством и анархо-коммунизмом.

Преданархическая фаза — эпоха государственного федерализма — включает распад больших централизованных государств, развитие общественных организаций, служащих разрушению монополии церкви и государства, кооперативное движение, создающее

предпосылки перехода к коммунизму.

Идеи анархо-коммунизма распространялись в России примерно с 1903 г. организацией сторонников Кропоткина "Хлеб и воля". Приветствовал Советы, противостоял диктатуре большевиков.

Труд «Закон и власть» - критиковал веру во всемогущество доказательства. Писал, что во времена Французской революции революционеры способствовали поддержанию закона, тем самым укрепления буржуазии. Равенство перед законом – фикция.

Основная черта закона – застой, неизменность. Дух закона не меняется как таковой. Нужен бунт против всех законов.
Закон – продукт исторического развития, ранее (и всегда) – обычаи и т.п. Крестьяне и сейчас живут обычным правом. В силу самой общественной жизни утверждаются эти законы, законы солидарности, вне зависимости от законов и религий. Однако, желание навязывать другим свою волю привело к появлению законов в позитивном смысле, и, следовательно, неравенства. Закон давал положительные правила для обеспечения жизни и прикрывал государственное насилие. Закон эволюционирует в сторону установления в пользу немногих, способствует власти капитала.

В итоге законы, которые поддерживают право собственности и власти, не нужны, как и законы, карающие преступление против собственности. Преступник исправляется лишь хорошей социальной обстановкой, а не тюрьмой. Ему нужно прийти на помощь.

  1. Христианский анархизм Л.Н.Толстого

В чем особенность?

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – граф, идеолог крестьянства, писатель, теоретик христианского анархизма. Участник Крымской войны, в 1857 знакомится с Герценом и Прудоном. По возвращении занимается просветительской работой в своем имении в Ясной Поляне, содействует крестьянской реформе.

1870-е – встает на защиту крестьянства. Занимается публицистикой, обрушивается на устои общества. Он разрабатывает новое учение, которое отвергает революционные принципы борьбы со злом и может переустроить мир на новых основаниях. Это идея «очищенного от церковной лжи христианства», которое может изменить отношения между людьми. Сердцевина учения – непротивление злу насилием. При этом в 1901 году его отлучают от церкви.

Взгляды представлены в его публицистических (а не литературных работах. Особенность – учение о непротивлении злу насилием. Он отвергает государственное насилие, с которым связано все зло (частная собственность, эксплуатация, неравенство), приходит к учению анархизма. С анархистских позиций трактует право как совокупность узаконений, не имеющих ничего общего со справедливостью. В качестве борьбы с государственным насилием – «неделание» - отказ от сотрудничества с государством.

Во–первых, мыслитель полагал, что насильственное искоренение общественного зла приводит к ожесточению нравов, к проявлению жестокости и насилия в новых формах, в новых вариантах, в результате чего общественное зло не только не искореняется, а наоборот, увеличивается. Он часто повторял, что нельзя тушить огонь огнем.
А во-вторых, внимательно изучив историю всех, имевших место в Западной Европе насильственных революций, он пришел к неутешительному выводу о том, что они не привели к желаемому результату, а «власть правящих классов только усилилась».

У Толстого появились последователи, которые организовывали свои коммуны, однако Толстой противился политической борьбе.

Толстой вовсе не был религиозным мыслителем, и вся его религия, все рассуждения о Боге, целиком сводятся к проповеди непротивления злу насилием. Религия – средство решить общественно-политические вопросы. При этом он изучал многие религиозные системы и считал искренне, что именно в христианстве воплощено ненасилие. Но при этом он ссылался на Будду, пророка Мухаммеда, Монтеня, Вольтера, компилировал суждения многих других мыслителей.

Повлиял на Ганди (Ахимса), Мартина Лютера Кинга. «Когда человек скрупулёзно следует законам общества, он в состоянии судить о том, какие из законов хороши и справедливы, а какие несправедливы и порочны. Только тогда у него появляется право на гражданское неповиновение определенным законам в точно определенных обстоятельствах». – Ганди о Толстом.

Современная теория ненасильственной политики включает в себя, наряду с естественно-правовыми идеями, и положения такой новой науки, как синергетика – о самоорганизации политических систем и недопустимости вмешательства в естественные процессы, обеспечивающие саморазвитие общества.
Неотъемлемой частью теории ненасилия является учение об активных ненасильственных методах социальной борьбы, включая и самое радикальное из них - гражданское неповиновение.

  1. Особенности политико-правовой идеологии русского либерализма конца XIX – начала XX века

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не решали острейшие социальные, правовые и политические проблемы. Россия была отсталой страной с самодержавным государством, замшелой правовой системой, с рядом пережитков сословного строя, с нарастающими и обостряющимися классовыми и сословными противоречиями, грозящими социальным взрывом.

В этот период в России продолжалась деятельность социалистов-народников, призывавших крестьян к социальной революции.

Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание в России конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

А теперь кратенько от автора:
- Во-первых, либерализм был не то чтобы, но все же не сильно и доминирующим направлением в общественной мысли. Он был представлен весьма достойно, но все же не сравнимо с народничеством и марксизмом, вообще социалистическими направлениями.
- Это было вызвано малой социальной базой (достаточно образованные люди, но все же небольшая прослойка, при этом прослойка расколотая между идеями охранительными и консервативными, либеральными и даже социалистическими).

- Выделяются различные направления, как в государственной мысли (охранительный либерализм Чичерина, либеральное народничество Михайловского, Булгаков и Струве – идеологи К(Д)П, ранее легальные марксисты).

В праве: (см. по отдельным школам)

  1. М.М.Ковалевский о государстве и праве

В чем смысл рассуждений его о стадиях развития общества и государства?

Максим Максимович Ковалевский – 1851-1916 – правовед, историк, экономист, политический деятель. Закончил юрфак в Харькове, познакомился потом в Лондоне с Марксом, которого считал учителем, несмотря на то, что не был марксистом. 1878-80 – магистр и доктор по истории права. Потом – профессор государственного права (вместе с Муромцевым). Потом – уволен и проживал за границей. 1906-16 – читал лекции в СПб, слушатель – Сорокин Питирим, например.

Основные труды – «Современный обычай и древний закон: обычное право осетин», «Закон и обычай на Кавказе», «Происхождение современной демократии», «От прямого народоправства к представительному и от монархии к парламентаризму», «Общее учение о государстве» (1909), «Социология» (1911).

Каждая социальная группа, по Ковалевскому, есть прежде всего "замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется "солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Право, по Ковалевскому, — это "нормы, ставящие

себе целью поддержание и развитие солидарности", "приводимые в жизнь организованной силой общества — государством", обладающие принудительной силой.

Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

Он был сторонником позитивизма, поэтому рассматривал право по аналогии с естественными науками. Особую роль играет закон эволюции Дарвина. Занимался разработкой генетической социологии как части социологии. В центре его внимания находились вопросы общественной жизни, связанные с происхождением социальных институтов. Основу составлял историко-сравнительный метод. Поскольку жизнь опережает право, то нельзя, не обращаясь к истории, выявить природу права.

Он рассматривал право как продукт исторического развития общества и отстаивал идею зависимости между существующим правом и экономическим, политическим, религиозным укладом жизни. Развитие права зависит от роста гражданственности. Для целей законотворчества нужно заниматься сравнительным правоведением.

Связывал понятие права с человеческой солидарностью, которая присуща любому обществу. Это продукт социального приспособления, который имеет исторически изменчивый характер. Право возникает раньше государства как право родоплеменное. Оно может отрицать государство.

Государство возникает в результате психического воздействия власти на население. Власть возможна лишь тогда, когда ей добровольно подчиняются. Зародыш государства возникает при захвате одной ордой другой, когда к ней начинают под страхом добровольно присоединяться.

Критиковал юридический догматизм за абсолютизацию нормативного начала права, критиковал естественное право. Стремился объединить в творчестве историческую, социологическую и догматическую школы права.

Основной закон социологии – закон прогресса. Сущность - в росте общественной солидарности и единства между группами, классами и народами, т.е. социальной гармонии эволюционным путем. Право с этой точки зрения – нормы, цель которых поддерживать и развить солидарность, государство – организованная сила общества, с помощью которой эти нормы воплощаются в жизнь. Для России лучшая форма – «демократическая монархия»

  1. ППУ Б.Н.Чичерина

Какой смысл сабж вкладывал в свои рассуждения о четырех видах социальных союзов? Почему не разделял мнения о праве как минимуме нравственности? В чем особенность понимания им права?

Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828—1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических учений, теории государства и истории русского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование "История политических учений", сочинения "Собственность и государство", "Курс государственной науки", "Философия права".

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четырех элементов, в результате которой образуется круговорот четырех начал (единство — отношение — сочетание — множество).

Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из требования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает требование

свободы внешней: действия людей необходимо разграничить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров.

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения,

неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы.

Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утверждавших, что "право — минимум нравственности" (Еллинек, Соловьев). Право, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку такое воззрение отводит праву подчиненное положение, что приводит к уничтожению

свободы, к насильственному осуществлению нравственных начал.

Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. Критиковал доктрины, принижавшие личность.

Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал собственность.

Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Критиковал социализм, имущественное равенство – противоречащее свободе, способности людей не равны. Государство – худший собственник.

В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц". Только в обществе человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению

в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин отмечал, что первой ступенью человеческого общежития является семья. Вторую — составляют церковь и гражданское общество.

В государстве идея человеческого общежития достигает высшего развития. Государство,

по его учению, "есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага". Основными элементами государства, по Чичерину, являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Он писал, что идея государства и его цель — гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству.

Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию определялось

тем, что в его реакционной политике он видел нечто, чреватое революцией. Чичерин был противником революции, но сторонником реформ.

Чичерин утверждал, что земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость сильной монархической власти.

Чичерин был современником реформ и контрреформ в периоды царствования Александра II и Александра III. Перспективы развития государственного и правового строя России по-разному ставились и обсуждались в газетах того времени, в различных обществах

и кружках. Чичерина тревожило то, что "либерализм", по-разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда новомодных "либералов" расходились с его представлениями о свободе.

Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма. Он отвергает либерализм "уличный" и "либерализм оппозиционный", которые все порицают и критикуют, ничего реального не предлагая взамен. Позитивный смысл свободе может

придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный, сущность которого состоит "в примирении начала свободы с началом власти и закона".

Чичерин был одним из основателей юридической (государственной) школы русской историографии второй половины XIX в. Движущей силой российской истории, по его мнению, является монархия, которая в интересах общества в целом закрепощала все сословия, а затем, когда исторические цели были достигнуты, раскрепощала

их (отмена обязательной службы дворянства, затем отмена крепостного права). Чтобы привести самодержавие к конституционному правлению, он считал необходимым создать в России двухпалатное законосовещательное собрание.

  1. Социологическая концепция права С.А.Муромцева

Что представлял собой социологический подход Муромцева? Чем объясняется его подход к праву как системе правоотношений?

Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению

общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.

Выдвинутая Р. Иерингом теория юридически защищенного интереса нашла немало сторонников в России. Наиболее известными из них были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов

Сергей Андреевич Муромцев – основоположник социологической теории права. Родился в СПб, учился в Германии у Иеринга, профессор римского права в 1877-84, потом продолжил науку самостоятельно, первый председатель ГД РИ.

Право нужно исследовать эмпирически во взаимодействии с другими социальными явлениями. Право – не чистая форма, но одно из выражений всей социальной жизни общества. Значение уделял психологической составляющей права.

Общество – исходный момент при определении понятия права. Право есть порядок отношений, защищенных организованным способом. Норма – атрибут правового порядка, фактор в процессе его образования. Он отождествил право с отношениями, правовые среди них выделяются благодаря порядку защиты с помощью органов. Право есть правовой порядок. Возможно существование право вне государства.

В догосударственных обществах возможна организованная форма защиты – по решению совета старейшин, например, наказывается лицо изгнанием.

Неорганизованная форма - в зависимости от обстоятельств в формах, не определенных заранее. В цивилизованных обществах среди органов важную роль отводил суду, в задачу суда входит приведение порядка в соответствие со справедливостью. Именно суд могут изменять право.

Граница права и неправа – организованное принуждение. При этом трактуется широко. Муромцев считал необходимой санкцию у нормы.

К праву нравственные явления не относятся. Возможно существование мертвых норм, которые не порождают правовые отношения, поскольку смысл права в отношениях.

Право – общее народно-правовое убеждение. Обращает внимание на психическую составляющую права, его действие и социальную легитимацию. Право – есть те нормы, которые применяются в жизни. Это положительное право – правила закона или обычая, применяемого судебной властью.

  1. Взгляды на государство и право Н.М.Коркунова

Чем объясняется взгляд Коркунова на право как на разграничение интересов? В чем особенность трактовки теории разделений властей в его учении о государстве?

Николай Михайлович Коркунов (1853-1904) – один из ученых петербургской школы права, находился у ее истоков. Родился в семье академика, читал лекции по энциклопедии права и государственному праву в СПб

Основные работы – «Лекции по общей теории права», «Международное право», «Общественное значение права», «Русское государственное право», «История философии права» и др. – 1886-1896 гг.

Он обосновывал социологическую концепцию права, в соответствии с ней право не перекрывается государством, а относится к самой сути общества, сосуществуя в нем на разных уровнях и в различных формах. Он выделял в праве не только нормативный аспект, но и социально-деятельный (правоотношения), а также аспект психический (социально-ценностная легитимация права). Он использовал метод позитивизма.

Опирался на учение Рудольфа фон Иеринга об объективном интересе. Главное содержание общественной жизни – столкновение различных интересов: политических, юридических и других. Для возможности осуществления они должны быть разграничены с помощью права. Нравственность же лишь оценивает интересы, и отграничивается поэтому от права, которое лишь определяет границы осуществления интересов.

Правом не устанавливается навсегда содержание норм. Право, по мнению Коркунова, не принудительно.

Право относительно. К нему нельзя подходить с абсолютными критериями (как юснатуралисты) – то, что у одних народов правовое, неправовое у других, т.е.., не может быть противоположности права и бесправия. Понятие права исходя из этого – разграничение интересов, установленных законом или обычаем.

Исходил из того, что любая попытка определить право приведет к тому, что будет определено право по чьему-либо субъективному мнению. Право через свободу, например, определить нельзя, ибо существует право и в рабстве. При этом считают, что это нормы свободы потому. что свободу ограничивают (а это любые нормы). Также не нужно считать право противопоставляющим интересы.

Он выступает в философии как противник индивидуализма, который противопоставляет личность и общество. Общество – не совокупность личностей, связанных договором. Личность должна подчиняться обществу, законодатель учитывает общественные интересы, поскольку они – совокупность личных, личные интересы иногда интересы всего человечества.

Разделяет право на частное и публичное на основе теории интересов.

Против этатизма, не отождествляет право и закон. Закон понимает как одну из форм право, содержание закона существует изначально уже как судебная практика или требование общественного мнения. Реализация права возможна без принуждения физического (психическое – в каждом правовом явлении).

Однако, к Иерингу относился критически – считал, что право разграничивает, но не охраняет интересы. Если оно стремится охранять интересы, что это приводит к правительственной безграничной опеке.

Право – развивающийся и необходимый продукт общественной жизни. Фундамент права в индивидуальном сознании. В субъективном осознании права его сила и действие. Личность воспроизводит объективный порядок общественных отношений. Представления о праве не произвольны и не индивидуальны.

Государство – первенствующая форма человеческого общения. История человечества творится государственной деятельностью. Признаки государства – власть (нет суверенной власти, так как любая власть ограничена). Принудительная сила и монополия на нее – главный признак власти. Власть самостоятельна, но при этом не независима (союз государств – Швейцария, САСШ).

Основы – в психике человека. Авторитет государства основывается на признании обязательности предписаний государства со стороны общества. Воля государства может не направлена на властвование, для него нужно сознание зависимости, а не реальность.

Государство также обусловлено единством языка и культуры, общими границами.

Государство – состояние властвования. Вооруженная оккупация не есть государство, это мирный порядок.

Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается "в обеспечении свободы надлежащим распределением функций

властвования". При безусловном единстве власти как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение распоряжения государственной властью.

Возведением принципа разделения властей к более общему началу — совместного властвования, объясняется признание за правительством самостоятельного права издавать

общие юридические правила в административном порядке. Взаимное сдерживание государственных органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при условии непротиворечия законам; необходимо также, чтобы суду принадлежало право проверять юридическую силу указов.

Коркунов нередко излагал радикальные идеи. Так, он неоднократно высказывался против ограничений избирательного права, поскольку "государство призвано служить не отдельным классам, а быть организацией всего народа, как одного целого".

Характеризуя государственный строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов о правах гражданской свободы.

Однако Коркунов полагал, что ближайшей перспективой развития государственного строя России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а "правомерная, но самодержавная монархия".

По мнению Коркунова, упорядочение издания законов, наделение судов правом разрешать противоречия между указами и законами, учреждение административной юстиции в виде самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновенность

собственности, право граждан на подачу петиций) в России не требуют наделения подданных политическими правами и создания представительства, ограничивающего власть самодержца.

  1. Право и нравственность в концепции В.С.Соловьева

Владимир Соловьев (1853-19000) – оказал огромное влияние на формирование русской правовой мысли. Его идеи стали одним из источников русского духовного ренессанса и возрожденного естественного права. Кистяковский отмечал его заслуги в отстаивании идеи связи права и нравственности, защите государства от правового нигилизма Толстого.
»Критика отвлеченных начал» (1877), «Оправдание добра» (1897), «Право и нравственность» (1897).

Испытал влияние славянофильства, а также отцов Церкви, Платона, Канта, Шопенгауэра. Выступал против абстрактного рационализма классической философии. Его философская концепция – метафизика христианства, идеализм на религиозной основе. В противоположность позиции рационализма выдвигает концепцию о сущем всеединстве. Истина – есть истинное бытие, все и единое. Она не может быть дана в опыте, рассудке, мышлении логическом, ощущении. Только через интуитивное познание можно прийти к истине. Оно возможно через акт религиозной веры. Он применяет эту методологию к практическому знанию. Этика – также основана на вере.

Нравственное выражение общественной жизни возможно лишь в соединении личного и общественного, соединения религиозного переживания и нравственной автономии.

Правовые взгляды – также отражали стремление к синтезу. Давал три определения – онтологическое, аксиологическое, интегральное.
Онтологическое – близко к феноменологическому. Он утверждал связь права с духовной природой каждого человека и одновременно с обществом. Всякое положительное право подлежит логическим условиям, которые определяют право. Общий смысл права – естественное право.
Исходный пункт правовой теории в понятии личности. Идея права связана со свободой, которая представляет собой характерный признак личности. При этом самоограничение собственной свободы порождает право, ибо означает признание права на свободу другого лица, равенство может быть гарантией свободы.

Право трактуется как отношение между людьми, требующими взаимных ограничений.

Считал, что право и нравственность (! далее важно!) не должны отрываться и противопоставляться друг другу. Соловьев обосновывал, оппонируя Чичерину и Толстому, нравственное значение права как необходимого средства, дающего возможность для осуществления нравственного идеала. Аксиологическое понимание права – оно определяется также и справедливостью, равенством во исполнение должного. Несправедливые законы не являются правовыми и подлежат отмене. Отличал право от нравственности. Право в этом случае – минимум нравственности, нравственное – неограниченное, соответствующее идеалу, право служит задержке проявлений зла. право допускает принуждения.

Нравственный интерес требует личной свободы как условия человеческого достоинства и совершенствования, ибо человек не может совершенствоваться в обществе, и личная свобода должна сопоставляться с интересами общества, реальной безопасностью все.

Право в отношении к нравственности есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.

Интегральное определение права – подчеркивает объективность, ценность права, процессуальность. Право есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между нравственными интересами личной свободы и общего блага. Через согласование интересов достигается равновесие, которое является отличительным признаком права, устраняющее индивидуализм и подчинение личности обществу. Принудительность права – гарант реализации правовых интересов. Право есть проект, устремленный в будущее, к поиску наилучшего выражения справедливости. Минимум нравственности – наличие определенных коммуникативных предпосылок, необходимых для того, чтобы люди могли вступать в правовые отношения, быть субъектами коммуникации.

Необходимое условие осуществления права – государство. Существуют негативные права и права позитивные (не вмешиваться в сферу личной свободы – требующие определенных действий со стороны государства). Среди последних – право на достойное человеческое существование, социальное государство.

  1. Естественно-правовые идеи Е.Н.Трубецкого

Евгений Николаевич Трубецкой – русский религиозный философ и правовед. Закончил М(Г)У, знакомится с Соловьевым в 1887, живет с 1863 до 1920. Занимается политикой и издательской деятельностью, профессор.

Работы – Энциклопедия права (1911), Миросозерцание Соловьева (1913).

Трубецкой основывался на идеях Чичерина и Соловьева, доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Позитивизм и эмпиризм в праве ведет к разрушению самой идеи права, в нем отсутствует субъект – носитель безусловной ценности. Это вывод из Гегеля. Эмпиризм – равен материализму. Если в человеке нет ничего постоянного – в нем нет ничего заслуживающего уважения, в человеке следует признать духовное.

Право – социальное явление, имеющие трансцендентную природу.

Право – внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой. Право может существовать помимо государства. Право предшествует государству и обусловливает само его существование. Под определение права подпадают некоторые нормы нравственности.

Различие между юридическими и неюридическими обычаями в том, что юридическими обычаями предоставляется определенная свобода и ограничивается свобода других лиц. Область обычного права расширялась (дуэли). Признание государственной властью в этой связи не является отличительным признаком права. Нормы, не признающиеся государством (церковные, международные) также в этой связи не право, государственная власть – не право, не может быть признание самой себя.

Право и нравственность – не взаимоисключающее понятие, правовая норма может быть и нормой нравственности. Трубецкой писал, что право и нравственность представляют

собой две тесно взаимосвязанные области. Нравственные нормы, подпадающие под вышеуказанные признаки, есть нормы юридические. Право прежде всего психическое явление, источник права – человеческое сознание. Действительность права зависит от неписаных норм, которые находятся в сознании человека. Убежденность в необходимости положительного права делает его действующим.

Естественное право – то же, что и правда. Трубецкой выступил сторонником нового понимания естественного права — "возрожденного" естественного права. Право в целом,

утверждал ученый, должно служить нравственности, однако для того необходимо определить четкий критерий данной цели. Оно заключает в себе совокупность нравственных норм, в которых власть находит себе оправдание и осуждение, да и право позитивное вообще делает то же. Отношения правовые покоятся на нравственном праве. Если власть не служит благу граждан, она падет. Содержание идеи добра с течением времени менялось, кроме того, оно неодинаково для разных народов, но сам закон, требующий поступать нравственно, признается всеобщим, т. е. обязательным для всех людей. Таким всеобъемлющим законом добра Трубецкой считал требование солидарности людей с ближними.

Естественное право – синоним нравственно должного в праве. Право дает правопорядку санкцию и опору, если не соответствует добру – меняет его, право – движитель прогресса.

Внешняя свобода лица всегда должна быть ограничена свободой других лиц в той мере, в которой это требует добро. Все остальное – внешнее и изменчивое. У естественного права содержание меняется.

Заимствовал идею Соловьева о сочетании внешней свободы индивида и благом общества.

  1. Нация и государство в религиозной концепции С.Н.Булгакова

В чем усматривал Булгаков кризис либерального правосознания своего времени и какой вывод из него он предполагал? В чем особенность его подхода к проблемам государства и права?

С.Н.Булгаков – философ, богослов, экономист и общественный деятель, представитель религиозного возрождения. Поступил в Ливенское духовное училище, далее – семинарию, потом юрфак М(Г)У. Был представителем легального марксизма, видным экономистом, применяя марксизм к практическому хозяйствованию. Был профессором, участвовал после революции 1905 в кадетской партии.

1912 – Философия хозяйства – проблематика марксизма переработана с позиций религиозной философии. 1917 – принял сан. 1923 – философский пароход.

Помимо богословских сочинений, ему принадлежит ряд произведений, в которых внимание уделяется государству и праву. Это «От марксизма к идеализму» (1903), «Два града. Исследование о природе общественных идеалов» (1911), «Свет вечерний» (1917).

Религиозно-философская его система приближена к ортодоксии в православии. Он пытался рационалистически обосновать связь бога, мира и человека. Основа отношения – всемогущество бога. Власть в обществе становится таковой потому, что она представляет собой образ и символ могущества бога, лишь бог дает человеку силу власти. В этой связи он критически относился к теории общественного договора – власть возникает по воле людей. Рационалистическая власть не могла бы существовать (революции Нового времени это показывают). Под влиянием Соловьева – свобода личности ограждается от произвола других личностей. для чего необходимо поддержать правовой порядок. Для достижения этого нужно преобразовать государство в соответствии с требованиями нравственного сознания.

Марксизм – попытка оторвать мораль от социальной политики, но социализм прав – это такой же минимум христианской политики, как право – минимум нравственности.

Выделял публичное и частное право, право государственное, гражданское, церковное и международное. Право и хозяйство же находятся в связи между собой (право регулирует больше). Изменения способа производства влекут за собой изменение социальной жизни (1903). Право – форма хозяйства, внешняя оболочка социального способа производства. Право консервативно и эластично (частная собственность по сути не менялась с Рима). Право не сводится к праву писаному – существует право справедливости.

Право меняется в результате борьбы классов. Создатель права – государство, которое является орудием классового господства. Форма господства же значение имеет второстепенное.

О социальном идеале – высшая норма личной морали есть любовь к ближнему, требование справедливости, признание за каждым его прав. Спор о социальных идеалах есть спор о справедливости. Естественное право – правовое и социальное долженствование, идеальные нормы, которые должны быть и отрицают действующее право. Аксиомы права – в т.ч. равенство людей. Зависимость от государства необходима.

Основание социализма – свобода, ради свободы лицо подчиняется обществу.

  1. Взгляды на государство и право Н.А.Бердяева

В чем заключался консерватизм и аристократизм позиции Бердяева по вопросам государства и права? Чем характеризовалась критика капитализма и западной демократии, а также теории и практики коммунизма?

Николай Бердяев – философ, религиозный мыслитель. «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1918), «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека» (1939), «Царство духа и царство Кесаря» (1947).
В центре творчества – проблема свободы. Вся проблематика освещается с позиции экзистенциалистской и эсхатологической концепции христианского персонализма. Раньше был марксистом, при этом позднее признавал «правду социализма» в своей трактовке.

Подход к социальным проблемам – аристократическое понимание личности, свободы и творчества и социалистическое требование утверждения достоинства каждого человека. Творчество и свободу оскорбляет и тирания уравнительности, и социальное неравенство.

Отделяет личность (духовную категорию, микрокосмос) от биологической категории индивида. Личность – самоцель человека, свобода по отношению к обществу и государству.

Человек может объективироваться – выйти в посюсторонний мир, реальность общества и государства – это потеря личности, объективный мир зла, рабства, несправедливости в силу подчинения его общеобязательным нормам.

Духовный путь – реализация личности в человеке, путь самоуправления, трансцендентирования, стремления к жизни в свободе, экзистенциальной встрече с богом. Бог есть не объективная реальность, а тоже личность при встрече в человеческой личности. Есть лишь субъективные личности.

Обосновывает концепцию антииерархического персонализма, отвергает теософияю, коммунизм, фашизм, капитализм, другие концепции общественно-государственнические.

Объективный мир, государство и закон – царство кесаря, которому противостоит царство духа. Разрыв человека между мирами даст новую мистику, которая объединит религии, это победа над ложными формами мистики. Это метод и средство очищения мира.

Критикует реальную практику за авторитаризм. Призывает перейти к общинной жизни, федеративности – коммюнитарность, соборность.
Христианский социализм – необходимость победить несправедливость и установить большую справедливость.

Права человека имеют божественное происхождение, государство создано же актом насилия, и лишь терпится богом. Государство конфликтует со свободой.

Ценность личности выше ценности государства. Они соприкасаются, это столкновение личности и власти. поскольку свобода отрицает несвободу и в т.ч. власть.

Права человека и суверенитет противостоят друг другу. Он решает в пользу верховенства личности, суверенитет не примирим с христианством.

Любое государство должно признать свободу человеческой личности, изначально ему принадлежащую. Декларация прав человека Франции – также воля бога.

Права человека устанавливаются духом, именуются идеальным правом. Силовое начало выражается принудительным законом, противостоящим свободе.

Стоит сказать, что в его понимании свобода – героична, аристократична и противостоит либеральному пониманию свободы. Неравенство он считает условием развития культуры, считает, что с неравенством связано всякое бытие. Правовая форма равенства требует неравенства в правах различных лиц. Не нужно формальное равенство. Свобода изначальнее справедливости. По его мнению, христианство выразило идею правды, а не справедливости.

Идея Соловьева – государство поддерживает минимум справедливости, но из-за того, что потом начнется хаос. Т.е., позитивный закон несет определенную функцию, иначе хаос и вообще АдЪ. Но позитивные аспекты государства он не разрабатывал, просто констатируя, что общество не может жить только по благодати, нужен закон, который охраняет личность от насилия.

Отмечает достоинства учений о правовом государстве. Однако, это вещь очень относительная, права человека глубже институтов. Он отвергает государственный позитивизм, отвергая абсолютистское государство.

Сабж не считал сам свои идеи анархизмом, поскольку не отвергал саму систему государственного управления (а Нерсесянц его таковым считает).

  1. И.А.Ильин о государстве и праве

Что такое «аксиомы государственной власти» по Ильину? В чем особенность трактовки естественного права сабжем?

Иван Ильин (1883 – 1954) русский философ, правовед, публицист, религиозный и политический деятель. Закончил юрфак М(Г)У, готовился у Новгородцева на кафедре, был командирован в Германию. После 1917 отрицательно относился к большевикам, выслан на философском пароходе в 1922 году. В эмиграции – в Германии и Швейцарии.

Основные работы – Понятие права и силы: опыт методологического анализа (1910), Общее учение о праве и государстве (1915), Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека (1918), О сопротивлении злу силой (1925), О сущности правосознания (1956), О монархии и республике (Год издания – 1979).

Философские взгляды Ильина были связаны с его правовыми. Ильин – православный религиозный философ. В работе Философия Гегеля… уже проявил себя. Центральный пункт – учение об очевидности, в котором нашли отражение феноменологические установки. Очевидность – противоположное слепоте или ослепленностью поверхностной видимостью. Очевидность предметна. Опыт очевидности накапливается и осуществляется по-разному в разных областях культуры, требуя дара созерцания, ответственности, воли, любви, вопрошания, вчувствования. Ильин отрицает возможность полноценных исследований в религиозной философии, поскольку она требует религиозного опыта. В основе философии лежат определенные аксиомы – требуется опыт правовой.

На пути к очевидности следует растить духовный опыт.

Право – те же вершины духа, что и добро, истина, красота. Отстаивал объективное значение права, критиковал Петражицкого именно за отсутствие объективных элементов права. П. отстаивал субъективизм – правосознание есть эмоциональное воображение о праве. Сознавать право – не то же самое, что иметь эмоции.

Развитие правосознание требует, чтобы каждый усмотрел объективное значение права. Квалификация, разграничения, постановления, получившие природу права, сохраняют значение правовой верности, обязательности вне зависимости от незнания или несогласия субъекта.

Сторонник духовной версии правового нормативизма – объективное значение права наглядно выражается в том, что момент его становления и отмены получают строгое формальное определение, нормы права получают значение в связи с определенными моментами времени. Судья, применяющий отмененную норму, право не применяет.

Мотивы поведения важны как в моральной сфере, так и в правовой. Духовное назначение права в том, чтобы жить в душах людей, наполняя своим содержанием их переживания и слагая в их сознании внутренние побуждения, воздействующие на их жизнь и поведение.

Право необходимо для сдерживания злой воли, право не есть привычка подчиняться авторитету, человек сам может определять себя в духовной жизни, если право воспринимается так, как двумя строками выше, то он утрачивает духовную свободу. Это правосознание озлобленного раба, которого дрессируют на «право». Право – организованная сила.

Право нормативно, но нормативность не есть результат внешней установленности нормы государством. Оно должно быть обосновано и признано человеком. Обосновать право – показать, что оно практически необходимо человеку на его пути к верховному благу. Нужно различать идею права и ее историческое воплощение. Идея права вытекает из его естественной необходимости. Человек человеку инобытие – не все люди связаны общей основой существования.

Правота может быть установлена только через связь с ценностью, которая находится в основе правовой нормы. Ценность обосновывает должное. Здесь появляется идея естественного права – права вечного и неотчуждаемого. Ценность в его основе – достойная, внутренне самостоятельная внешне свободная жизнь духов, составляющих человечество. Это равновесие, баланс субъективных притязаний, но не равенство.

Естественное субъективное право принадлежит каждому человеку. Нарушение равновесия возможно лишь в пользу справедливости. Люди равны лишь в праве на достойную жизнь.

Совокупность естественных субъективных прав и обязанностей – естественное право. Оно присутствует в правосознании каждого, но искажается сознанием обыденным.

Право – необходимая форма духовного бытия человека. Необходимость положительного права – обусловлена незрелостью духов, это целесообразная форма поддержания права естественного.

Положительное право сохраняет в ядре естественное право, ибо некие основы права нельзя извратить, без них оно существовать не может. Право разграничивает свободу, устанавливает равенство, предполагает самоуправление. Здесь выделяет элементы правовой коммуникации – взаимную потребность друг в друге, соотнесенность субъектов друг с другом – мутуальность и коррелятивность.

Аксиомы правосознания. Нормальное правосознание состоит в том, что на его основе человек может сам в соответствии с положительным правом управлять своим поведением. Оно может быть на высоте лишь там, где право организует жизнь как школу самоуправления. Выбор – в пользу положительного против естественного. Развитое правосознание соблюдает несовершенную форму положительного права как искаженную форму естественного. В правосознании участвуют знание, мышление, воля, воображение, чувства.

Аксиомы правосознания – закон духовного достоинства (человек существо духовное и обладает достоинством. Чувство достоинства есть знак духовного самоутверждения, без которого немыслима борьба за право. Сознание в себе духовного начала заставляет ценить право, сознавать ответственность, соблюдать обязанность. Уважающий себя постольку, поскольку его уважают другие, себя не уважает.)
Автономия Духовное достоинство дает возможность управлять собой. Это значит самостоятельно определять свои действия, выбирать свои жизненные содержания, утверждать свое достоинство, соблюдать свои пределы, отстаивать полномочии, исполнять обязанности. Гражданин нуждается в нестесненном внешнем проявлении духовной жизни. Подавление автономии ведет к появлению почвы для противоправного поведения.

Взаимное духовное признание. Анализируется коммуникативная составляющая правосознания и права. Право каждого на духовно достойную жизнь может рассматриваться как атрибут духа, но это связь между людьми. Оно возможно лишь там, где есть живое отношение между людьми. Это настроение воли, отношение духа к духу.

Духовное признание лежит в основе духовного общения людей.

Нет принципиального расхождения между правопорядком и евангельским учением.

Аксиомы власти – государственная власть должна применяться и принадлежать на основе правового правомочия, единой в пределах каждого политического союза, соответствовать высокому этическому и политическому \цензу, политические программы должны быть осуществимы и нести общий интерес, государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, имеет право отступать от нее тогда, когда это требует поддержание национально-духовного бытия народа. Исходя из этих аксиом критиковал большевизм.

  1. П.И.Новгородцев о праве и правосознании

Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из создателей концепции "возрожденного" естественного права в России, исследователь истории политических учений Нового времени. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге.

Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" и "Об общественном идеале".

Философско-методологической основой его концепции являлись учения Канта и Гегеля, теоретические положения которых Новгородцев стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX — начала XX в.

Поиск и обоснование общественного идеала — тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования

нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти идеи Новгородцева во многом определялись философией права Канта, согласно которой

человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи,

которая в них проявляется. Необходимо определить, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т. д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность

отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность,

солидарность и т. п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер. Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема

связи "индивидуального — коллективного" ("личностного —общественного").

Поскольку общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется

нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной субстанции.

Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права (1) не выходить за пределы моральных критериев и (2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился соединить с этической теорией Канта. Результат не мог быть иным, чем идея "естественного права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогресса

в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если "право — минимум нравственности" (как утверждали Г. Еллинек, В. Соловьев и

др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий.

Новгородцева тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и общественной среды, которая может всецело поглотить личность. Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в качестве

орудия или средства" своего существования. С этих позиций Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революционного синдикализма.

Общественно-политический идеал выражался, согласно его учению, в требовании социально-правового государства.

В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах.

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна

и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеческое существовани


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: