Вопрос 2 История политических и правовых учений

Кумскова Светлана Николаевна

Тема: ИППУ как наука.

1. Зарождение политико-правовой мысли

2. Предмет ИППРУ

3. Периодизация истории ИППУ

Вопрос 1.

Зарождение политико-правовой мысли произошло в древнем мире где для этого сложились предпосылки:

1. Социально-политические

1.1. Официально-классовая дифференциация общества

1.2. Образование государства

2. Процесс перехода познания человечества от мифологических форм к рационально-логическим (теориям)

Основные положения мифологических воззрений о политике и праве:

1. Господствует представление о божественном происхождения власти и закона (древний Египет, богиня Рита). Земной порядок это отражение небесного порядка и упорядочен присутствием и усилиями богов.

2. Содержание власти и закона так же определено богами. В древнем мире возникло понятие правды=справедливости. В новое время оно воплотиться в концепциях естественно-божественного права. (древняя Индия. Богиня Маат).

3. Социально-классовая дифференциация общества обусловлена богами.

4. Связь земных порядков с небесными объясняет тот факт, что конфликты между людьми, революции и войны могут привести к мировым катастрофам.

Вопрос 2.

На рубеже второго- первого тысячелетия до нашего времени происходит переход от мифологического к теоритическому познанию государства и закона

1. В древней Греции возникли политическая наука и политическая философия

2. В древнем Риме возникла юриспруденция как систематизированная светская наука о праве.

Предмет ИППУ – это политические и правовые концепции прошлого взятые в их генезисе, развитии и связи с современностью.

Значение науки в том, что она анализирует предпосылки современного политического и юридического знания, выявляет закономерности развития государства и права.

Единство политических и правовых учений объясняется единством или связью политических и правовых явлений. Политика в своей сущности в своей доступности для общества возможна через право. Хотя в истории политической мысли эти явления соотносились по разному. В древней Греции понятие политическое было уже чем государственно правовое. Аристотель писал что высот политики достигли только греки остальные народы были варвары.

В древнем Риме понятие государство уже чем политика. Политика - это борьба за власть государство – организация власти.

Отличие ИППУ от других гуманитарных наук:

1. История государства и права изучает конкретные исторические государства и реальные документы, а история полит. учений представления о них.

2. По отношению к теории государства и права история полит учений выступает исторической дисциплиной так как анализирует процесс развития категорий государства политики, права на разных этапах истории.

3. С философией историю полит учений роднит выяснение сущности политико-правовых явлений.

Вопрос 3.

1 период – история полит учений древнего мира – основные работы Сократ, Платон «государство», «законы», Аристотель «Политика», Цицерон «письма к цезарю». – период становления науки.

2 период – история полит учений средних веков (5 по первая половина 17 вв.) господствует религиозное мировоззрение. Фома Аквинский «о правлении государей», Подуанский Марсилий «защитник мира». В этот период стяжатели в Росии. Илларион «слово о законе и благодати», стяжатели Иосиф Володский, не стяжатели Максим Грек.

3 период – нового времени (2-ая половина 17 века) – науку начинают изучать в универах. В 1695 году в Голландии появляется обобщающий труд по ИППУ Будгея. В России - Константин Ниголин, Николай Коркунов, Десницкий Семен, Чечерин Борис «история политических учений» в 5 томах,затем стал называться «история философии права».

В это время формируется круг классических проблем ИППУ:

1. Происхождение государства

2. Форм правления

3. Лучшая форма правления

4. Сущность и виды закона

4 период – новейшее время (20 век) – Котлеревский Сергей «правовое государство», Булгаков Сергей, Бердяев Николай, Ильин Иван, современники: Нерсисян, Зорькин Валерий Дмитриевич, Малут, Грацианский, Золотухина, Дарская, и д.р.

Методы изучения ИППУ:

1. Хронологическое изучение материала

2. Анализ учений конкретного автора

3. Изучение школ права

Политико-правовое учение Сократа.

1. Софисты и Сократ

2. Учения Сократа о политике и формах правления.

Вопрос 1.

Сократ (470-399 до н.э.) родился в Афинах в семье простых людей. Аналогией с ремеслом своей матери Сократ назвал свое философствование майевтика – содействие рождению истины если она у собеседника есть. Работ у Сократа нет а его учение известно по работам Ксенофонта и Платона его учеников.

Философские основания учения Сократа.

1. Возможно познание объективной истины для доказания истиности тезиса он выдвигал антитезис.

2. Диалог ориентировался на отыскание совместными усилиями истины но с помощью иронии (притворства).

3. Заявлял, что он никого ни чему не учил

Вопрос 2. Учение о политике и формах правлений

Оно базируется на политической этике Сократа:

1. Политика этична а этика политична. Этика это учение о добродетелях стержень любой добродетели справедливость. Самая важная добродетель политическая:

А – ее назначение сделать людей хорошими политиками, начальниками и просто полезными гражданами

Б – ее содержание искусство управлять государственными делами на основе знания.

2. Т.к. добродетель есть знание то править должны знающие. Сократ беседовал с государственными людьми, поэтами, ремесленниками. Выводы которые он сделал после бесед:

А – государственные мужи только по видимости мудрые или они кажутся мудрыми особенно самим себе

Б- поэты не могли объяснить свои творения, так как они творят не мудростью а выступлениями

В- ремесленники лишь хорошо владеют своим ремеслом и не могут быть мудрыми относительно всего прочего, поэтому политиков надо готовить к искусству управления полисом, потому что управление делами государства на основе знания есть единственный надежный путь ко всеобщему благу.

Наказывать надо тех кто не зная дела хлопочет об его назначении на государственную должность.

3. Правитель должны соответствовать определенным моральным критериям.

Человеком управляют телесные удовольствия не воздержанность в разных сферах. Не воздержание отчуждает людей от добродетели влечет их к низкому рабству и не свободе. Властвование – это не удовольствие а добродетель, его цель не удовлетворение личных прихотей но достижение блага для государства.

4. Правители должны прислушиваться к критике.

5. Основа благополучия государства нерушимость закона. Государственные законы те что граждане по общему согласию написали, установив что нужно делать и от чего надо воздерживаться. Полисные законы необходимо соблюдать что возможно при условии единомыслия граждан. Единомыслие это преданность членов государства законам.

Сократ делил законы на гражданские и естественные (божественные) и те и другие имеют один критерий истинности – справедливость.

6. Учение о формах правления. Сократ выделяет 5 форм правления:

1. Царство – это власть основанная на воле народа и на государственных законах.

2. Тирания – власть основанная на произволе правителя и против воли народа

3. Аристократия – власть исходящая от группы лиц исполняющих законы

4. Плутократия – власть исходящая от богатства

5. Демократия – правление исходящее от воли всех

Лучшая для Сократа аристократия и умеренная плутократия.

Недостатки демократии:

1. В ней процветает многоделие

2. Народное собрание не компетентно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: