Тема 2 Политические и правовые учения в Древнем мире

Цель: -дать студентам представление зарождении, становлении и последующем развитии политико-правовых представлений идеологов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Римаи.

План:

1 Политические и правовые учения в странах Древнего Востока.

2. Политические и правовые учения в Древней Греции.

3. Политические и правовые учения в Древнем Риме.

1.Политические и правовые учения в странах Древнего Востока.

Истоки политико-правовой мысли

Различные версии божественного происхождения земной власти и порядка являлись в древнем мире господствующей идеологией и общеобязательной системой жизни. В мифах закреплялся порядок общественных отношений (например, семейно-брачных т.д.). В мифах многих народов говорится о том, что вначале правили на Земле боги, a потом уже они научили править людей. Например: Геродот в своём труде «История» пишет, что со времени первого египетского царя до 5 века до н. э. в Египте прошло 341 поколение верховных жрецов и царей, и в течение этого времени 11340 лет правили только смертные люди, а до этого в Египте правили боги, жившие вместе с людьми. Эти же представления можно найти и у древних греков (мифы о правлении Хроноса, Зевса, Урана, Афины Паллады).

Древние мифологические представления трансформировались в религию (с латинского набожность, святость)

Религия отличается от мифов по следующим признакам:

1. в религиях (основных мифах) наблюдается монотеизм (единобожие), а в мифах (политеизм-многобожие).

2. в мифах боги реальны, а в религии они сверхъестественные сущности.

Политико-правовая мысль Древнего Египта.

Древний Египет - одно из ранних рабовладельческих государств, возникшее в 1 тысячелетии до н. э. Акцент в ППУ Др. Египта делается на идею сильной государственной власти - неограниченной власти фараона, который равен богу.

Религия оправдывает социальное неравенство, царь обожествляется и упоминается в всех молитвах. В древнеегипетских источниках (например: в «Поучении Птахотепа» (3 тыс. до нашей эры), «Поучении гераклеополь-ского царя своему сыну Мери - Ка-Ра» (2100 год до нашей эры), «Поучении Ахтоя», «Речении Ипувера» говорится о делении всех людей на «высших» и на «низших» как божественном установлении, о заметной разнице между роскошью аристократии и нищетой разорившихся сельских общинников, о борьбе различных социальных групп и поражении последних.

Политико-правовые учения Древнего Междуречья.

В конце 4 тысячелетии до нашей эры в Мессопотамии складываются первые города - государства создавшие высокоразвитую цивилизацию.

Политико - правовые учения Шумера и Аккада.

В Шумере долго сохранялись черты племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин, позже племенной вождь превратился, в царя и власть оказалась, в руках рабовладельцев. Шумеры раньше других, научились орошать поля, осушать болота, выращивать пшеницу и лен, изобрели колесо, лук и плуг.

Одним из литературных памятников того времени стала «Поэма о Гильгамеше» (2 тысячелетие до нашей эры.).

В этой поэме описывается высокие человеческие идеалы, справедливость. Все вопросы решаются на совете старейшин а если они поступают несправедливо, то царь Гильгамеш созывает граждан города и на народном собрании добивается обратного решения т.е. в поэме осуждается бесправие и деспотизм власти, подчеркивается важность общественных устремлений личности. Считается, что именно Шумеры стояли у истоков человеческой культуры.

Древний Вавилон.

6 царь, Вавилона - Хаммурапи правил страной с 1792 по 1750 год до нашей эры и, взойдя на трон небольшого государства, вскоре сильно расширил его. Объединив страну Хаммурапи был вынужден позаботиться о сильной власти царя (о укреплении). Чтобы не потерять власть и чтобы страна не распалась на мелкие области, Хаммурапи разработал законы, известные как «Кодекс Хаммурапи» Хаммурапи не отождествляет право с религией, но придавал праву божественный характер.

В законах Хаммурапи нет деления права на частное и публичное, плохо сформулированы виды вины. Наказание- это возмещение вреда отдельным лицам, наказание назначается судами по принципу талиона. На протяжении 1200 лет Вавилон был культурным важнейшим и научным центром Передней Азии. Хаммурапи первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными, право самим заботиться о своей жизни. Он также один из первых, кто предложил людям образ бога, устанавливающего справедливость.

Древний Иран.

Один из крупнейших памятников истории древней культуры Ирана - это Авеста - собрание священных книг зороастризма. Зороастризм - религия древних арийских племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Родиной Авесты считается Мидия. Основал зороастризм некий Зороастр или Заратустра (6 век до нашей эры, настоящее имя Спитак Спитама). Зороастризм возник на основе более, ранних религиозных представлений и, в свою очередь, повлиял на становление раннего христианства. Согласно этому учению в мире идет борьба, всего светлого и хорошего, плохого и темного. Добро олицетворяет светлое божество Ормузд, Ахура - Мазда, а злое Ариман (Ангра-Манью) Ормузд - начало всего лучшего, светлого, законы Мазды – выражение демократии, интересов крестьян, материальное благополучие крестьян. Согласно зароастризму битва добра со злом идет и в наши дни, когда- нибудь в мире победит добро, но для этого необходимо совершение людьми правильных поступков. Делание правильного заключается в трех словах: добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Т.е. надо хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать. Все правовые традиции и нормы изложены в «Ведидате» (в переводе с оригинала - законы против дэвов – зла), состоящем из 22 глав.

Политико-правовые учения Древней Индии.

В первой половине 2 тыс. до нашей эры в Индию пришли арийские племена. Эпоха с пришествия Ариев до образования первых государств (6 век до нашей эры) называется ведийской.

Брахманизм закреплен в Упанишадах-письменном источнике IX- YI вв. до нашей эры.

Все варны должны следовать согласно Ведам и Упанишадам дхарме- закону, обычаю, правилу поведения, установленным богами для каждой варны.

Критику положений Вед, Упанишад и всей идеологии брахманизма предпринял Сидхартха Гаутама (Будда, т. е. просветленный). В YI в. до н. э., он отвергал мысль о боге как о верховной личности и правителе мира и единственного законодателя, отвергал деление общества на варны, неравенство людей и привилегированность брахманов. Он считал, что все зависит от самого человека и его усилий, а брахманом может стать любой человек, достигший своими усилиями совершенства. Это положение закреплено в буддийском каноне IY-III в. до нашей эры. "Драхммападе".

Самый древний текст буддизма- "Паллийский закон " (80 год- середина III века до нашей эры.)

Одним из ранних сводов буддийских законов являлся " Типитака"- в переводе «3 корзины" (II-I в. до нашей эры).

В 268- 232 годы. до нашей эры царь из династии Маурьев Ашока объединил Индию и буддизм стал государственной религией.

Естественный характер мировоззрения и морали отстаивали представители школы локаята или чарвака, критиковавших брахманизм с атеистических позиций.

Позже Каутилья (Чанакья ) - министр царя Чандрагупты I разработал "Артхашастру"-науку о приобретении и сохранении власти, науку об искусстве править.

Хронологически последний источник древнеиндийской политической мысли- " Законы Ману" (II век до нашей эры - II в. нашей эры). Почти 2 тысячелетия законы Ману были действующим сводом правил. Законы Ману- это кодекс социальной жизни - регламентирующий все стороны жизни человека, сборник, правовой материал в котором систематизирован и компактен, основан на жестоких наказаниях.

Политико- правовая мысль Древнего Китая.

Самым распространенным течением древнекитайской философской и общественно-политической мысли был даосизм. Его основатель Лао- Цзы, разработавший труд " Дао дэ цзин"-" Книга о дао и дэ"

Лао- цзы критиковал войну, насилие, армию, несправедливость и прогресс. Он призывал к бездеятельности, пассивности, воздержанию от активных действий.

Даосизм призывает к духовному совершенствованию. Даосизм консервативно утопичен.

Конфуций (Кун-цю или Кун- фуцзы- мудрец, учитель. Кун жил в 551-479 год до нашей эры) В последний годы жизни основал свою школу. Основной труд " Лунь юй" - " Беседы и рассуждения" написан его учениками.

Основные положения учения Конфуция: -отрицание фатализма; объяснение всех явлений природным естественным путем; -деление всех людей на неравные социальные группы: простые люди-"темные, низкие", "младшие"," простолюдины; политический идеал- правление аристократов, но не прирожденных, а добродетельных; добродетель- преданность, послушание и почтительность; поиски компромисса с существующими порядками; отрицание насилия в обществе.
В II-1 веках конфуцианство дополненное легизмом стало официальной религией Китая вплоть до 1913 год- до Сингхайской революции, затем оно вернулось и с 1949 года стало вновь официальной идеологией.

В 1989 г. был отмечен общенациональный праздник- 2500-летие со дня рождения Конфуция.

Мо- Цзы - (47- 400 до нашей эры) вышел из школы Конфуция, но отошел от его учения. Сборник " Мо-Цзы" составлен в Y в. до нашей эры Учению Мо-Цзы характерна договорная теория происхождения государства; утверждение о том, что власть должна быть справедливой, ибо люди сами выбрали себе правителя и могут его переизбрать; моизм выражает интересы ремесленников, торговцев, свободных земледельцев, низших чинов государственного аппарата, которые были близки простому народу и к правящей верхушке; моизм призывает к государству с мудрым правителем во главе и с четко отлаженным исполнительным аппаратом; сильные идеи социального равенства, требование учетов интереса простого народа в процессе управления государством, за освобождение низов общества от гнета страданий и нищеты. "Бедность"- корень беспорядков и войн; сильна идея эгалитаризма- отказа от роскоши, утонченной культуры и церемониала; выдвижение идеи " всеобщей любви"- всех ко всем внутри государства, семьи и так далее.

Школа легистов, законников (фацзя)

Шан Ян (Гуньсун Ян 390- 338 годах до нашей эры) - правитель области Шан во времена циньского правителя Сяо- гуна, автор трактата " Шан цзюнь шу"- "Книга правителя области Шан"

Шан Ян предлагает ввести унификацию - строгую систему наказания и доносов, круговую поруку- слежку за всеми.

Для учения легистов характерно то, что:

- вся их концепция управления пронизана враждебностью к людям, низкой оценкой их качеств и идеей " железного порядка"

- легисты мало внимания обращают на законные права подданных

- ответственность возможна не только за вину, но и без нее, тяжесть наказания не соответствует тяжести преступления

Кроме Шан Яна легизм развивали ученики школы " Фацзя"

2. Политические и правовые учения в Древней Греции.

Общая характеристика политико-правовых учений Древней Греции. Периодизация политико-правовых учений Древней Греции

В истории возникновение и развитие древнегреческих политико-правовых воззрений более или менее отчетливо выделяется три периода:

1. ранний период (IX- YI века до нашей эры)- творчество Гомера, Гесиода и 7 мудрецов, Пифагора, Гераклита

2. период расцвета древнегреческой философской ПП мысли- Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель

3. период эллинизма (вторая половина IY- II века до нашей эры)- период подпадения греческих полисов под власть сначала Македонии, а затем и Рима- Эпикур, Полибий

Отличие политико-правовой мысли Древней Греции от политико-правовой мысли Древнего Востока состоит в том, что в этико - политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, а в Древней Греции на передний план выдвигались вопросы, связанные с положением человека в обществе, идеи нравственной свободы человека, идеи равенства граждан и договорного происхождения закона и государства.

ППУ раннего периода IX- YI века до нашей эры

А) Древнегреческие мифы в поэмах Гомера и Гесиода подвергаются политико-правовой обработке. Древнегреческие мыслители считали, утверждение начал справедливости, добра и законности связано с Зевсом и богами олимпийцами. Так, в поэмах Гомера (YIII века до нашей эры.) описываемые в " Иллиаде" и " Одиссее" Зевс выступает как верховный заступник всеобщей справедливости и сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Гомер использует понятие " дике"- справедливость и " темис"- обычай, обычное право. Честь - " тиме" у каждого бога и человека своя, т.е. свое правопритязание. Идеи права и справедливого общества еще ярче звучат в поэмах Гесиода (YII века до нашей эры.) " Теогония" и " Труды и дни". Боги в его толковании предстают как олицетворение различных нравственно- правовых принципов и сил.

Б)" 7 мудрецов"

К ним относятся Фалес, Питтак, Биант, Периандр, Клеобул, Хилон и Солон.

Некоторые из них были правителями и законодателями и внедрили свое учение в жизнь. Мудрецы выступали за главенство законов во всем всегда. Законы - единственная мера жизни.

В) Гераклит (YI век до нашей эры) активно участвовал в борьбе аристократии и бедных на стороне аристократов, демократию считал правлением глупых несовершеннолетних, полагает, что люди не равны между собой, т.к. только аристократам присуще мышление. Также считал, что для формирования и принятия закона не обязательно одобрение на народном собрании, можно не спрашивать мнение народа, т.к. народ не понимает, что все делается для его блага.

Феогнид Мегарский (началоY века до нашей эры.)- прославленный поэт и защитник аристократии. Правление добрых- аристократов противопоставляет правлению худых- простых людей. Благородство и у людей и у животных обусловлено происхождением и дается с рождения. Демократия по его мнению - неуправляемый корабль, демос нужно безжалостно истреблять.

Г) Ликург (7 век до нашей эры)- младший сын спартанского царя, убитого во время волнений. Придя к власти существенно реформировал жизнь Спарты отменив деньги, торговлю между частными лицами, ввел пост двух царей и своеобразную систему воспитания детей. Добился укрепления страны.

Законы Ликурга и мощь Спарты оставались неизменными пять веков подряд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: