Б) Учение древнегреческих софистов

Впервые политико-правовые вопросы на широкое обсуждение вынесли софисты-платные учителя мудрости (Y век до нашей эры.)

Софист (sofos)- «мудрый» Софисты преподавали вопросы, связанные с государством и правом.

Уже в древности различали два поколения софистов:

Старшие софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт;

В) Младшие софисты: Фрасимах, Калликл, Ликофрон.

Отличие старших софистов от младших: старшие софисты придерживались в целом демократических воззрений, а младшие- наряду с демократией склонялись к тирании, аристократии и другим формам правления.

Г) Сократ (469- 399 год до нашей эры)- принципиальный критик софистов

По Сократу, единственный бог человека- Знание. Все зло в мире совершается по незнанию. Таким образом, классическая борьба зла и добра трактуется им как борьба знания и незнания. Сократ стремился отразить и сформулировать разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. Он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого, законного. Сократ- принципиальный сторонник законности. Полагает истинным положением вещей - совпадение закона и справедливости, добродетели и блага.

Д) Платон ( 427- 347 год до нашей эры.)- один из величайших мыслителей не только древности, но и всей истории философии и политике - правовых учений. Политико - правовые вопросы, освещенные им в трудах " Государство" и " Законы ". Платон полагал, что во главе государства должны стоять философы, править должны только мудрые; идеальное государство может быть только монархией или аристократией; всего существует пять видов государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и монархия; семья- источник безнравственности, аморальности и худшего, поэтому браки должны быть временные. Человек должен стремиться к духовному и физическому совершенствованию.

Е) Аристотель - родился в г. Стагире, поэтому его часто называют Стагирит, в 384 году до нашей эры и умер в 322 году до нашей эры Основатель школы- ликей (лицей) в Ликейских садах.

Политико- правовые вопросы он освещал в таких дошедших до нас работах как Политика", " Этика", " Афинская полития». Государство по Аристотелю образуется из- за природного влечения людей друг к другу: вначале образуется семья, из нескольких семей- селения, из нескольких селений- государство. Граждане те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности. Рабство - естественное явление, вызванное экономическими причинами. Право делится на естественное и условное. Естественное- действует независимо от принятия или непринятия его, а условное может меняться в зависимости от условий. Аристотель делил все формы правления по числу правящих лиц на три группы: правление одного, правление немногих, правление многих.

ППУ периода эллинизма (вторая половина IY-II века до нашей эры)

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, Полибия и стоиков.

А) Эпикур (341- 270 год до нашей эры)- продолжатель учения Демокрита.

Согласно учению Эпикура- главная цель государственной власти- обеспечение взаимной безопасности людей, преодоление их взаимного страха, непричинение друг другу вреда, а настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы. Законы- средства ограждения и защиты мудрых от толпы. Законы изданы ради мудрых не для того, чтобы они не делали зла, а чтобы им не делали зла. Эпикур противник крайней демократии, то есть власти беснующейся толпы. Он за умеренную демократию, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидуумов.

Б) Термин «стоицизм» произошел от слова "stoya"- колонна, портик, галерея в здании в Афинах, где преподавал Зенон Китийский. Основатель стоицизма- Зенон Китийский. Своего расцвета стоицизм достиг уже в Риме. В истории стоицизма различают три периода:

1. Древняя Стоя (III-II века до нашей эры)- Зенон, Клеанф, Хрисипп

2. Средняя Стоя (II-I века до нашей эры) - Панетий, Посидоний

3. Новая (Римская) Стоя (I-II вкеа нашей эры.)- Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

По мнению стоиков государство появляется из- за склонности людей к общению, то есть оно естественное явление. Стоики полагают, что все люди по своей природе - граждане всей планеты, человек- гражданин вселенной космополитизм.

Критикуя эпикурейство, стоики ценят благо государства выше чем благо отдельного человека. Добродетельный человек не должен останавливаться перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.

Как и Платон, стоики семьи и индивидуального брака, за общность жен. Кроме семьи они критикуют суды, храмы, торговлю, деньги. Критикуют рабство.

В/ Стоицизм оказал влияние на учение Полибия- крупного последнего политического мыслителя Древней Греции, автора "Истории" в сорока книгах о пути римлян к мировому господству. Он также как и стоики полагает, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Все явления общественной жизни можно объяснить природными процессами. Подобно тому, как живой организм проходит этап зарождения, расцвета, зрелости и гибнет, также развивается и государство и право и общество. Этот процесс напоминает замкнутый круг, где все повторяется вновь.

3. Политические и правовые учения в Древнем Риме.

Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки- юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико- правовой проблематики в области общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин.

Важнейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106- 43 год до нашей эры). Свое политико- правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах " О государстве", " О законах", в тракте " Об обязанностях".

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика, то есть смешанное правление.

Учение римских стоиков о праве

К числу знаменитых римских стоиков относились люди из совершенно разных сословий.

· Луций Анний Сенека- сенатор, аристократ и знаменитый интриган (3- 65 год).

· Эпиктет- бывший раб, получивший свободу (50- 140 год).

· Марк Аврелий Антонин- император- в 161- 180 год (121- 180 год).

Их учения сложились под влиянием концепций древнегреческих стоиков.

Римские стоики творили в тяжелое время кризиса моральных и нравственных ценностей, укрепляя власти принцепсов и цезарей, превращение Римской империи в мировую державу. В этой обстановке стоики Рима все более склонялись к фатализму, к политической пассивности, космополитизму и проповеди нравственного самосовершенствования.

Учение римских юристов о праве.

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 году до нашей эры юриспруденция освобождается то понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенным и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе (legis aktiones). Эта публикация получила название jus civile Flavianum- цивильное право Флавия.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части:

1. естественное право;

2. право народов (ius gentium);

3. право граждан (ius civile).

Деятельность юристов по разрешению правовых вопросов включала:

1. respondere - ответы на юридические вопросы частных лиц

2. cavere - сообщение нужных формул о помощь при заключении сделок

3. agere - сообщение формул для ведения дела в суде

Причем: юристы оформляли свое мнение по делу в письменном виде. Источниками решений были: законы двеннадцать таблиц, обычное право, законы народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров.

Юристы при решениях дел использовали понятие справедливости- aequitas и учитывали нормы справедливого права- aequum jus.

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II век), Папиниан (II- III век), Павел (II- III век), Ульпиан (П- III век) и Модестин (II- III век). специальным законом Валентиана III (426 год) положениям этих пяти юристов была придана законная сила.

Аврелий Августин " Блаженный" 354- 430 год видный идеолог христианства. С 395 года до конца жизни- епископ Гиппона в Северной Африке.

Разработал основные положения христианской философии, автор работ " О граде Божьем", " О свободной воле".

О соотношении церкви и государства в произведении " О граде Божьем"- А.А. считает, что в мире существуют два града - град Божий- церковь", " град земной - государство". Церковь выше государства, а если государство не подчиняется церкви, то оно становится шайкой разбойников.

Он выступал против совести и вероисповедания и призывал насильно обращать людей в христианство.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте истоки политико-правовых учений.

2. Охарактеризуйте моизм, легизм, даосизм и конфуцианство. Проведите сравнительный анализ.

3. Охарактеризуйте политико-правовые доктрины Древней Греции раннего периода

4. Назовите отличия политико-правовых представлений Древнего Египта от политико-правовых представлений Древнего Востока.

5. Что такое эпикурейство?

6. Охарактеризуйте этапы деятельности римских юристов по решению правовых вопросов

7. Какие три частивыделялиримские юристывсоставе права, действовавшего в Римской империи?

8. Охарактеризуйте учение римских стоиков о праве.

Литература:

1.Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.

2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.

3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.

4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.

5. История политических и правовых учений. Древний мир /ответственный редактор В.С. Нерсесянц, /Москва 1986 год., 467 с.

6. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.

7. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.

8. История политических учений Выпуск 1: Древний мир. Средние Века, Эпоха Возрождения и реформации / под общ. ред. О.В. Мартышина, изд-е 2, исправленное, Москва, 1996г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: