Диагностика уровня невербальной креативности

Шкалы: уровень креативности

Тестируем: свойства личности · Возраст: младший школьный, подростковый, взрослым
Тип теста: невербальный, проективный · Вопросов: 10

Инструкция к тесту: Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, получаются интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения – 15 мин. Поэтому работайте быстро.

Обработка и анализ результатов теста

Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов – 20.

Критерии, используемые при проведении результатов тестирования

Рисунок №1.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка.
  • 1 балл. Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака.
  • 2 балла. Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки.

Рисунок №2.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок.
  • 1 балл. Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №3.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты.
  • 1 балл. Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №4.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак.
  • 1 балл. Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №5.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт.
  • 1 балл. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №6.

  • 0 баллов. Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека.
  • 1 балл. Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок.
  • 2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.
Рисунок № 7 · 0 Абстрактный узор, машина, ключ, серп. · 1 Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и молот, теннисная ракетка.· 2 Все остальные более оригинальные рисунки. Рисунок № 8 · 0 Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека. · 1 Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит. · 2 Все остальные более оригинальные рисунки. Рисунок № 9 · 0 Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного. · 1 Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура. · 2 Все ктальные более оригинальные рисунки. фигура Количе- ство баллов Вид рисунка Рисунок № 10 · 0 Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса. · 1 Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура. · 2 Все остальные более оригинальные рисунки.


Тест «Свободный рисунок»

К. Юнг позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого В структуре личности.

Типология Юнга основана на доминировании основных психических

функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К.Юнг предлагает рассматривать 8 типов: экстравертированный мыслительный тип, интровертированный мыслительный тип, эктравертированный ощущающий тип, интровертированный ощущающий тип, экстравертированный чувствующий тип, интровертированный чувствующий тип, экстравертированный интуитивный тип, интровертированный интуитивный тип.

Важно отметить, что, со своей стороны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г.Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К.Юнга. В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразия форм художественного выражения детей. Для обнаруженных восьми видов рисунков - эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный - он выделил некоторые характеристические признаки.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, "болит ухо", "голова болит" и т.д.

3. Ритмический рисунок - в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т.д.

4. Структурный рисунок - главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города.

5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем дает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д.

6. Перечисляющий рисунок - в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы;

7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т.д.

8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также из книги или собственной фантазии и т.д.

Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже. Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:

Мыслительный тип Личностный тип Вид рисунка
экстраверт интроверт перечисляющий органический
Чувствующий (эмоциональный) экстраверт интроверт декоративный имажинарный
Ощущающий (сенсорный) экстраверт интроверт Эмфатический Гаптическикий
Интуитивный экстраверт интроверт Ритмический Структурный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: