Вопрос 57 неповиновение следует различать отсопротивления

Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно - исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ).

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, либо сотрудника органов уголовно — исполнительной системы, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - это наиболее часто встречающиеся в последнее время административное правонарушение. На практике квалификация поступка нарушителя по этой статье вызывает иногда трудности, иногда просто сотрудники правоохранительных органов не желают привлекать к ответственности именно по этой статье. Причины могут быть разными, но чаще всего незнание или неправильное понимание состава правонарушения.

Объектом посягательства этого правонарушения является нормальная деятельность государственных органов и общественных организаций по охране общественного порядка и общественной безопасности. При неповиновении законному требованию или распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно – исполнительной системы создаются условия, способствующие нарушениям общественного порядка.

Объективная сторона по части 1 рассматриваемого правонарушения выражается в: 1) неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органа или учреждения уголовно - исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

2) воспрепятствовании исполнению указанными выше сотрудниками своих служебных обязанностей.

К сотрудникам милиций относятся лица рядового и начальствующего состава милиции, состоящие на службе в кадрах MBД; к военнослужащим - лица рядового, сержантского и офицерского составов ВВ МВД РФ.

Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые для поддержания общественной безопасности требования.

Эти распоряжения или требования могут состоять в указании на необходимость следования по определенным маршрутам, соблюдать определенные меры безопасности (например, при закрытии движения на отдельных направлениях), также могут выражаться в требовании предъявить документы, удостоверяющие личность, прекратить противоправное поведение (открыть дверь магазина, квартиры, подсобного помещения). Обязательное условие - требование сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы должно быть законным, т.е. основанным на предписании закона и отданным при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому, если указанные действия (неповиновение) имели место не при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, а в связи с выполнением иной какой - либо деятельности, то к этим случаям ст. 19.3 не применяется.

О нахождении сотрудника при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствоватъ наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявленное соответствующее удостоверение.

Требование или распоряжение сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органа или учреждения уголовно - исполнительной системы должны быть выражены в настойчивой ясной форме, а отказ нарушителя от их исполнения - проявляться в недвусмысленной форме - словами, жестами, молчанием и т.д. Не требуется настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений со стороны сотрудника.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновнымнеповиновения, независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать сотруднику милиции, военнослужащему, сотруднику органа или учреждения уголовно — исполнительной системы при выполнении своих служебных обязанностей или охране общественного порядка или нет.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла: Цели и мотивы этого отказа могут быть разными.

Субъектом является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 — летнего возраста.

По ч.2 данной статьи ответственность установлена за неповиновениегражданина законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных, подозреваемых, обвиняемых.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждений, а также лиц, подозреваемых в совершении преступления и содержащихся под стражей в иных учреждениях.

В ч. 3 ответственность установлена за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Необходимо заметить, что, неповиновение следует различать отсопротивления. Сопротивление всегда выражается в активном физическом противодействии сотруднику милиции, военнослужащему, сотруднику уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля. Эти действия могут быть сопряжены также с насилием или угрозой применения такого насилия. В этом случае действия виновных лиц будут квалифицироваться по ч.1 ст.318 УК РФ - применение насилия, не опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти.

Рассмотрение дел о данном правонарушении отнесено к компетенции районных (городских) судов, должностных лиц органов уголовно-исполнительной системы. Сотрудник милиции составляет протокол о данном правонарушении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: