Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности (паспорта) или без регистрации

(ст.19.15 КОАП РФ)

Паспорт гражданина РФ является основным юридическим документом, удостоверяющим его личность и принадлежность к российскому гражданству. Положение о паспорте гражданина РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 (с изменениями на 28.03.08г.). Паспорт обязаны иметь все российские граждане, достигшие 14 лет. Без паспортов проживают военнослужащие срочной службы, иностранные граждане и лица без гражданства, а также прибывшие на временное жительство в Россию граждане России, постоянно проживающие за границей.

В соответствии с действующим законодательством на органы Федеральной миграционной службы возложена обязанность по проведению в жизнь установленных в РФ правил паспортной системы путем выдачи и обмена паспортов, их регистрации и снятия с учета, дачи разрешения на въезд в запретные пограничные зоны и проживание в них, надзора за соблюдением населением и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций паспортного режима, ведения адресно-справочной розыскной работы, применения к нарушителям мер административного взыскания.

Объектом данного правонарушения является порядок управления.

Непосредственный объект – «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ 17.07.95 г. (с изменениями на 28.03.08г.)

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ, характеризуется следующими противоправными действиями:

A) проживание или пребывание без удостоверения личности (паспорта) граждан, обязанных по закону иметь паспорта.

Б) проживание по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту).

B) проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Например - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие) а также иное жилое помещение.

Проживанием без паспорта считаются все случаи отсутствия паспорта у лица, достигшего 14 - летнего возраста (например, отказ от получения паспорта, неполучение паспорта взамен утраченного).

Под проживанием гражданина по недействительному паспорту, следует понимать наличие различных подчисток и исправлений в тексте документа.

Регистрация (прописка) - это предусмотренная законодательством фиксация в органах внутренних дел лиц, прибывших на постоянное или временное жительство в другую местность либо переменивших место жительства в пределах одного населенного пункта, либо вновь получивших или обменявших паспорта.

Проживанием без регистрации признаются ситуации, при которых лица, по прибытии в другую местность на постоянное место жительства или переменившие место жительства в том же населенном пункте, не сдали документов на регистрацию в течение 7 дней.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться за регистрацией в ЖЭО. Регистрация по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственником жилого помещения, в котором регистрируется лицо.

Снятие граждан с регистрационного учета (выписка) - это предусмотренная законодательством фиксация в органах внутренних дел лиц, выбывших в другую местность на постоянное или временное проживание, либо переменивших место жительства в пределах одного населенного пункта. Правила регистрации распространяются и на лиц, имеющих вместо паспорта документы, удостоверяющие личность. Таким образом, регистрация удостоверяет место фактического проживания лица по указанному в документе адресу. Следовательно, лицо, прописанное по одному адресу, а проживающее фактически в другом месте, считается проживающим без регистрации и подлежит привлечению к административной ответственности.

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, туристических базах и иных подобных учреждениях – по их выбытии.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения являются граждане РФ с 16 лет.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч.2 ст. 19.15

КоАП РФ характеризуется следующими противоправными действиями: допущение проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительсва,

Допустить указанные правонарушения могут лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним относятся: должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального фондов; должностные лица жилищно-строительных и жилищных кооперативов; коменданты общежитий, директора (заведующие) гостиниц, санаториев, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов для детей и другие лица, в ведении которых находятся жилые здания и помещения.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом правонарушения являются лица, ответственные за соблюдение правил паспортной системы, а также граждане, сдающие в поднаем принадлежащие им на праве собственности жилые помещения. Сотрудники Федеральной миграционной службы не являются субъектами данной статьи.

Распространенный случай привлечения к ответственности по ч.2 данной статьи это допущение родителями проживания в собственной квартире своих детей старше 14 лет без паспорта или регистрации.

Должностные лица ОВД по данному правонарушению составляют протокол и рассматривают административные дела. Также данные правонарушения могут рассматриваться органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Протокол по данному правонарушению смотри в приложении к конспекту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: