double arrow

Социологическая информация

Этот вид информации включает данные о:

степени распространенности тех или иных социальных явлений, связанных с регулируемыми общественными отно­шениями, например степень распространенности правонару­шений;

недостатках в правоприменительной практике;

недостатках в юридическом и социальном механизме за­кона;

проблемах правосознания в рассматриваемой сфере, от­ношении различных социальных групп к конкретным нормам закона — поддержка или же негативное восприятие;

степени информированности населения, социальных групп о нормативных актах, регулирующих данную сферу.

§ 3. Информатизация деятельности Государственной Думы

Основную функцию в обеспечении деятельности Государ­ственной Думы (правовой, организационный, документальный, аналитический, информационный, финансовый, материально-технический аспекты) выполняет Аппарат Государственной Думы. Он не генерирует информацию, но создает и обеспечи­вает функционирование базовых механизмов всех информа­ционных процессов.

Внутренние функции по упорядочению работы Государ­ственной Думы выполняет Совет Государственной Думы, ко­торый создается для предварительной подготовки и рассмот­рения организационных вопросов деятельности палаты, гене­рирует информацию лишь постольку, поскольку необходимо координировать работу собственно Думы. Совет планирует де­ятельность палаты на основании оперативной информации.

В информационных процессах участвуют: субъекты права законодательной инициативы; комитеты Государственной Ду­мы; депутаты Государственной Думы, принимающие участие в обсуждении законопроекта. Кроме того, к обсуждению зако­нопроектов привлекаются эксперты, проводятся общественные обсуждения, "круглые столы" и т.п.

Аппарат Думы состоит из ряда структурных подразделе­ний, каждое из которых выполняет свою функциональную роль.

Правовое управление оказывает юридическое содействие депутатам, ведет учет и систематизацию законодательства, осуществляет правовую и лингвистическую экспертизы тек­стов законопроектов и других официальных документов Госу­дарственной Думы.

Организационное управление обеспечивает подготовку и проведение пленарных заседаний, парламентских слушаний и других мероприятий с участием депутатов.

Аналитическое управление готовит для Государственной Думы материалы по актуальным проблемам общественно-по­литической жизни и деятельности палаты.

Управление документационного обеспечения регулиру­ет централизованный документооборот в Государственной Думе, оперативно выпускает стенограммы заседаний. Обеспечивает учет, доставку, размножение и отправку парламентских до­кументов.

Управление информационно-технологического обеспече­ния Аппарата Государственной Думы организует бесперебой­ное функционирование и развитие общей компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структур­ным подразделениям аппарата оперативно получать необхо­димую информацию.

В Думе введены в эксплуатацию общая компьютерная сеть палаты, локальные вычислительные сети (ЛВС) структурных подразделений, индивидуальные центры для депутатов и со­трудников аппарата, коммуникационный и информационно-справочные центры.

Автоматизации подлежат следующие этапы законопроек-тной работы:

подготовка и формирование текста законопроекта и со­путствующих документов;

унифицированное оформление законопроектной докумен­тации;

учет и контроль за условиями и сроками рассмотрения и прохождения законопроектов.

Автоматизированная система организационного управле­ния предназначена для поддержки планирования законопро­ектной работы, координации деятельности комитетов, фрак­ций и депутатских групп.

Указанные компьютерные системы строятся на базе ЛВС с применением оптоволокна, толстого и тонкого кабелей. Ло­кальные сети создаются и в рамках структурных образований обеспечивающих служб (управлений, отделов, служб).

В аппарате Государственной Думы создана и функциони­рует электронная база нормативно-правовой информации "За­кон". Объем базы — свыше 45 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федера­ции. Ежегодно их число возрастает на несколько тысяч. Нор­мативные акты поддерживаются в контрольном состоянии.

Другие мероприятия в рассматриваемой сфере:

1) образование единого "электронного архива" (переин­дексированы по определенной системе более 2500 документов федеральных органов);

2) разработка методики составления стандартных докумен­тов, используемых в правотворческом процессе.

Вместе с тем практика выдвигает новые формы примене­ния ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относит­ся компьютерный мониторинг (процедуры слежения) дина­мики законодательного процесса.

Конституция РФ установила достаточно сложный порядок подготовки и принятия законов. В системе конституционных установлении, регулирующих законодательный процесс, важ­ное место занимают нормы, устанавливающие сроки для тех или иных стадий законодательного процесса (ст. 105, 107, 108).

Законопроектный и законодательный процессы состоят из ряда взаимосвязанных стадий и этапов. Компьютерный мони­торинг применяется с целью получить оперативную информа­цию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выпол­нения тех или иных действий.

Роль данного метода возрастает в связи с возобновлением полезной практики планирования правотворчества и придани­ем всему законотворческому процессу целенаправленного ха­рактера. Применение метода компьютерного мониторинга по­зволяет получить обширную информацию, необходимую для разработки планов правотворчества, "увязать" все данные о движении подготавливаемого законопроекта в единое целое.

Разработке системы мониторинга законодательной деятель­ности (включая законопроектную) предшествует создание ка­чественной модели, отражающей самые существенные эта­пы, стадии, части всего процесса. В первом приближении.эта модель может быть представлена в следующем виде.

По каждому проекту нормативного акта лицами, ответ­ственными за его подготовку, на каждой стадий ведется (в двух экземплярах) дело, которое отражает ход разработки за­конопроекта. По окончании законопроектных работ один эк­земпляр пересылается непосредственно в законодательный орган, где осуществляется его дальнейшее прохождение. Ве­дение дела начинается с момента внесения его в план законо­проектных работ и завершается вступлением закона в силу.

Дело в законодательном органе (Государственная Дума, Совет Федерации) ведется в одном экземпляре. Для его хране­ния и использования в процессе правотворческой деятельности применяются средства электронно-вычислительной техники.

Законодательные и иные правотворческие органы вправе истребовать любые необходимые для решения задач материа­лы и данные. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требова­ния комиссий Парламента, предоставлять необходимые мате­риалы и документы.

В базе системы находятся: исходный вариант законопро­екта, все остальные варианты вплоть до окончательного, эта­пы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроек­та, а также о лицах и органах (министерство, комитет), дав­ших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения. Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, реализация Президентом РФ права вето. Учетные карточки документов содержат: заголовки нормативного акта; дополнительные сведения о законопроекте, его вид (федераль­ный, федеральный конституционный); данные о разработке; инициативы и обоснования; порядок рассмотрения (внеочеред­ной, плановый) и т. д.

Система выполняет следующие операции: ввод информа­ции в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.*

* Система разработана Управлением информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы выступило с инициативой создания национального электрон­ного архива законодательства России. Национальный архив может быть использован для изучения истории правового ре­гулирования, сравнительных правовых исследований, в коди­фикации законодательства.

Состав национального архива:

архив законодательства России;

архив международного права;

архив регионального законодательства;

архив муниципального права;

архив судебной практики;

архив административной практики;

вспомогательные и специализированные архивы (их чис­ло может быть увеличено);

архив криминальной и судебной статистики;

архив электоральной статистики;

архив правовой библиографии;

архив научных исследований (докторские и кандидатские диссертации);

архив правовой публицистики;

архив сопряженных с правом произведений литературы и искусства, обычаев, традиций, ритуалов, фольклора, мифов и т. д.

В национальный архив предполагается включение право­вых документов в том виде, в каком они были приняты.

В базе данных помещаются сведения как об источнике опубликования, так и о месте хранения подлинника правово­го документа. Когда подлинник документа отличается от офи­циально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспо­могательном комментарии либо путем подключения фотоко­пии подлинного текста.

В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной Думы электронная система может быть использована для:

а) регистрации депутатов Государственной Думы;

б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесе­ния ими предложений и поправок;

в) подсчета голосов и определения результатов голосова­ния;

г) накопления и оперативной выдачи справочной и статис­тической информации о ходе заседаний;

д) формирования и распечатки списков и других докумен­тов заселении;

е) информационного обеспечения заседаний палаты.

В Комитете по регламенту и организации работы Госу­дарственной Думы создана группа, которая осуществляет кон­троль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Члены группы контроля за голосованием на заседаниях Государственной Думы имеют право беспрепят­ственного доступа ко всей информации, необходимой для осу­ществления указанного контроля. Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электрон­ной системы.

Соблюдение правил работы электронной системы в режи­ме тайного голосования оформляется протоколом. Группа кон­троля рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов о неточностях в результатах поименного голосова­ния, записи на выступления и о других ошибках в работе элек­тронной системы.

Группа контроля за голосованием с использованием элек­тронной системы может привлекать к своей работе экспертов и специалистов.*

* Руководитель группы по техническому обслуживанию электронной си­стемы обязан выдать депутату по его письменному запросу имеющиеся данные о заседании Государственной Думы. Данные о закрытом заседа­нии передаются руководителем группы по техническому обслуживанию электронной системы в структурное подразделение Аппарата Государ­ственной Думы по защите государственной тайны на основе письменно­го запроса руководителя указанного подразделения.

Результаты регистрации депутатов, записи их на выступ­ление, результаты голосования и другие данные о ходе засе­дания Государственной Думы, за исключением данных о ходе закрытого заседания, представляются депутатам в виде циф­ровых данных, списков, иных материалов и подлежат вклю­чению в стенографический отчет заседания.

Законодательная деятельность связана с использованием большого числа различных документов, обработка которых (поиск, просмотр, редактирование, выписка нужных сведе­ний) является монотонной и трудоемкой, требующей значи­тельных затрат времени. Поэтому возникла необходимость создания таких систем, которые используют информацион­ные банки и обеспечивают автоматизацию обработки доку­ментов.

Рассмотрим информационную систему, специализирован­ную на обработке текстов документов (см. рис. 20).

Обработка текстов включает:

организацию в информационном банке базы документов;

ввод текстов в базу;

ввод в базу документов, стандартных фраз, выражений, статистических данных и других сведений;

поиск и подбор документов, подлежащих обработке;

обработку документов;

составление, ввод и нумерацию списков адресов;

редактирование списков адресов по мере их изменения;

автоматическое отпечатывание любого числа экземпляров;

автоматическое отпечатывание одного и того же доку­мента с различными адресами по указанному списку;

обеспечение доступа к документам лишь тех лиц, кото­рые имеют на это разрешение.

Автоматизированная система документооборота обеспечи­вает единую автоматизированную технологию работы с документами. В системе предусмотрено введение унифицирован­ной электронной карточки.

Рис. 20. Структура информационной системы обработки документов (разработана Э. А. Якубайтисом)

Система дает возможность создавать, хранить и переда­вать документы в электронном и бумажном виде, вести версии документов, контролировать исполнение поручений руковод­ства.*

* Система управления электронными документами это набор устройств и программ, позволяющих эффективно организовывать процедуры со­здания и хранения электронных документов.

Специфическим объектом обработки являются тексты — в первую очередь на естественном (например, русском) языке. Характерные действия: форматирование текста (разбивка на страницы, абзацы, выравнивание правого края страницы и т. п.), исправление орфографических и пунктуационных оши­бок, проверка наличия обязательных для данного текстового документа разделов, устранение разночтений и логических про­тиворечий, достижение максимально четкого описания фак­тов.*

* В настоящее время создано большое количество текстовых редакторов. Самым популярным является MS Word.

§ 4. Информатизация деятельности Совета Федерации

С 1994 г. ведется трудоемкая работа по созданию инфор­мационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федера­ции. Данная система предназначена для обеспечения индиви­дуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата. Она призвана:

повышать эффективность законотворческой деятельности Совета Федерации;

обеспечивать эффективность принятия стратегических решений, совершенствовать взаимодействие руководства Со­вета Федерации и депутатов с гражданами и органами госу­дарственной власти.

Информатизация законопроектной деятельности Совета Федерации включает реализацию комплекса взаимосвязанных процессов отслеживания и процедур прохождения законопро­ектов в его комитетах, комиссиях. Это позволяет более опера­тивно планировать законопроектную деятельность, иметь пол­ную и достоверную информацию о прохождении проекта. Задачи ИКС делятся на две части:

общесистемные — централизованное информационное обес­печение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

проблемно-ориентированные — информационное обслу­живание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, струк­турных подразделении Аппарата.

Структура ИКС включает следующие компоненты:

информационно-справочный центр;

информационно-коммуникационный центр;

информационно-аналитический центр;

ситуационный центр;

автоматизированная информационная система документо­оборота и делопроизводства;

информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;

электронные офисы руководства и депутатов;

мобильные информационные системы;

систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;

систему управления, администрирования и информаци­онной безопасности ИКС;

технологическую систему сопровождения и развития ИКС.

Специфика базы данных Совета Федерации (как и Госу­дарственной Думы) определяется его главными задачами и функциями. В основе ИКС находится совокупность самых раз­личных баз социальной и правовой информации. Каталог ин­формационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 разде­ла: а) нормативно-правовая информация; б) экономическая ин­формация; в) общественно-политическая информация; г) спра­вочная информация. Всего свыше 150 баз данных.

Каталог включает: наименование базы данных; содержа­ние всех баз; источник информации; средства доступа к базам данных.

Информационно-аналитическое управление предназначе­но для эффективной и всесторонней информационной и ана­литической поддержки работы Совета Федерации. Основными целями такой поддержки являются:

справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий, обеспечение членов Совета Фе­дерации аналитическими материалами по вопросам ведения Совета;

анализ наиболее важных законов, прогнозирование воз­можных последствий их принятия, выработка предложений для законодательной деятельности Совета Федерации;

подготовка докладов, справочных, аналитических и реко­мендательных материалов по кругу проблем, находящихся в ведении Совета Федерации, подготовка материалов по акту­альным проблемам жизни государства, осуществления реформ, прогнозирование развития общества.

Рассмотрим информационную структуру справочных баз:

структура и состав Совета Федерации (список руководи­телей Совета Федерации; состав комитетов и комиссий Совета Федерации; список членов Совета Федерации с возможностью просмотра по фамилии или региону);

структура Аппарата Совета Федерации:

регламент Совета Федерации;

материалы к предстоящему заседанию Совета Федерации;

информационный фонд Совета федерации;

постановления Совета Федерации;

стенограммы заседаний Совета Федерации;

информация о мероприятиях, проводимых в Совете Фе­дерации в течение текущей недели и текущего месяца:

информация о мероприятиях, проводимых в Государствен­ной Думе;

информация комитетов Совета Федерации;

информация структурных подразделений Аппарата Сове­та Федерации;

пресс-служба Совета Федерации (бюллетени пресс-службы);

данные о субъектах Российской Федерации:

информация о событиях;

информация о мероприятиях текущего месяца;

информация о выборах.

Рис. 21. Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

сообщения информационных агентства (сводки событий в Российской Федерации за неделю, сводки МВД и МЧС);

информацияоб СНГ.*

* Продолжается выпуск Аналитических вестников по важнейшим про­блемам ведения Совета Федерации.

В настоящее время определенное развитие получил про­цесс информатизации парламентов зарубежных стран. Иссле­дуя данную проблему, Е. И. Орлов и В. А. Никитов приходят к следующим выводам:

1. Широкое внедрение информатизации парламентской деятельности в США, Канаде и государствах Европы являет­ся важнейшим фактором обеспечения их эффективной работы.

2. Информационно-коммуникационные системы парламен­тов обеспечивают реализацию как собственно "внутрипарламентских" операций, так и информационное взаимодействие их на межпарламентском глобальном уровне.

3. Информатизация парламентской деятельности реализу­ется как государственными органами, так и коммерческими организациями. При этом единая информационно-техническая политика в этой области проводится под эгидой государствен­ных органов.

Представительная власть (парламент) нуждается в самой разнообразной информации. Для ее подготовки создаются спе­циальные центры, подчиненные непосредственно парламен­ту. При парламенте может быть создан постоянно действую­щий орган (например, подкомитет) по научной и технической информации, контролирующий действия правительства в этой области и подготавливающий проекты законодательных актов, регламентирующих научно-информационную деятельность в стране.

Так, библиотека Конгресса — одна из крупнейших биб­лиотек мира; в ее фондах более 100 млн. единиц хранения, в том числе 14,5 млн. книг, более 36 млн. рукописей, 4 млн. карт, 11 млн. изобразительных материалов. Фонды библиотеки воз­растают примерно на 1,3 млн. единиц хранения в год. Юриди­ческая библиотека (свыше 2,7 млн. книг) Конгресса формирует и распространяет в машиночитаемом виде каталоги поступаю­щих в нее изданий. В библиотеке Конгресса используется не­сколько автоматизированных информационно-поисковых сис­тем.

Компьютерная сеть Конгресса США состоит из компью­терных сетей Сената и компьютерной сети Палаты представи­телей.

Сеть Сената включает около 5 тысяч компьютеризован­ных рабочих мест. Они подключены к единой сети Конгресса. Компьютерная сеть Сената подключена и к другим базам дан­ных. Так, она имеет выход через главный компьютерный Центр к базе данных библиотеки Конгресса, на информационно-по­исковую систему Министерства юстиции, другие компьютер­ные сети. Централизованная компьютерная сеть Палаты пред­ставителей насчитывает более 7 тыс. пользователей и 3,5—4 тыс. электронных устройств. Они имеют выходы на главные компь­ютеры независимо от того, находятся ли пользователи в Ва­шингтоне или в избирательных округах. База данных Палаты представителей аналогична базе данных Сената. Специальная программа отслеживает нужную для Конгресса информацию (нормативную, запросы избирателей и т. д.). Всего имеется 30 специализированных баз данных.

Между информационной системой и потребителями (в дан­ном случае таковыми являются депутаты) должно существо­вать промежуточное звено; им являются специальные анали­тические службы. В США это Исследовательская Служба Кон­гресса (ИСК).* Среди ее разнообразных функций (анализ поли­тического курса, поиск юридических документов, история за­конотворчества) главное место занимают специализированные исследования, использующиеся при рассмотрении проектов за­конодательных актов. Исследовательская служба ежегодно выполняет более полумиллиона заказов Конгресса. Она исполь­зует информационные системы технологической поддержки для более эффективной работы по исследованию законодательно­го процесса; анализа законопроектов; анализа бюджетных про­ектов; программ развития. Значительное развитие получила издательская деятельность ИСК. Этот опыт заслуживает изу­чения и использования.

* В настоящее время исследовательская служба насчитывает 860 сотруд­ников.

В ряде парламентов функционируют автоматизирован­ные системы контроля прохождения законопроектов, позво­ляющие получать информацию о том, на какой стадии нахо­дится конкретный законопроект, а также документы, сопро­вождающие этот законопроект при выполнении операций (ста­дий) законодательной процедуры, и интегральную статисти­ческую информацию по совокупности законопроектов, нахо­дящихся в обсуждении, принятых или отклоненных на раз­личных стадиях законодательной процедуры, контролировать сроки их стадий.

В ряде стран (Германия, Швейцария) телекоммуникацион­ное взаимодействие парламентов, региональных электронных офисов парламентариев, правительственных и научных учреж­дений базируется на государственных телефонных сетях (тех­нология ISDN), обеспечивающих передачу цифровых данных.

Информационно-коммуникационная система создана и в Европейском парламенте. Она является сложным программно-техническим комплексом. Используется система полуавтома­тического перевода, включающая словарь терминов на 11 язы­ках — объемом 60 мегабайт. Все языки равноправны, все за­седания сопровождаются переводом на 11 языков.

Литература

Афанасьев А. Ф., Климов В. Н. Автоматизированная систе­ма управления процессом разработки законов // НТИ. Сер. 1. 1997. № 10.

Бородин С. В. Ответственность за убийство: квалифика­ция и наказание по российскому праву. М., 1994.

Гаврилов О. А. Роль информации в гармонизации законо­дательства // Драма российского закона. М., 1996.

Гаврилов О. А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. М., 1999.

Гаврилов О. А. Интеллектуальные системы и технологии в законодательной деятельности // Конституция и закон: ста­бильность и динанизм. М.,1998.

Гаврилов О. А. Информатизация правотворчества, как фактор его эффективности // Концепция стабильности зако­на. М., 2000.

Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Закон: создание и толкование. М., 1998.

Жиров М. В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации // НТИ. Сер. 1. 1999. № 1.

Исаков В. Б. Информация и информационные технологии в процессе законотворчества // НТИ. Сер. 1. 1999. № 8.

Кушаков О. Л. Цель информатизации — эффективность законодательной деятельности // Информатика и вычисли­тельная техника. 1997. № 1.

Никитов В. А., Жиров М. В. Информационно-аналитичес­кое обеспечение деятельности Совета Федерации // НТИ. Сер. 1 1997. № 10.

Никитов В. А., Орлов Е. И. и др. Концепция создания ин­формационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1995. № 8.

Никитов В. А., Орлов Е. И. Основы концепции Единого информационного пространства парламентов государств— участ­ников СНГ // НТИ. Сер. 1. 1996. № 9.

Никитов В. А., Орлов Е. И. Информатизация парламент­ской деятельности США, Канады и стран Европы // НТИ. Сер. 1 1996. № 9.

Никитов В. А., Орлов Е. И. Информатизация государствен­но-правовой сферы // НТИ. Сер. 1. 1998. № 3.

Радугин Н. В. Правовая экспертиза проектов федераль­ных законов. М., 1998.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М. 1995.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учеб­но-практическое и справочное пособие. М., 1998.

Хургин В. М. Проблемы электронного опубликования пра­вовых актов // НТИ. Сер. 1. 1996. № 7.

Якубайтис Э. А. Информатика — Электроника — Сети. М., 1989.

Глава 7. Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности

§ 1. Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности

Применение права — это государственно-властная дея­тельность компетентных органов, состоящая в специально орга­низованных действиях (актах) по реализации юридических норм в данном (конкретном) случае. Это одна из главных форм юри­дической деятельности, сущность которой состоит в переводе требований позитивного права в реальное поведение его субъектов. При этом общее правовое регулирование заменя­ется индивидуальным.

Правоприменительную деятельность можно классифици­ровать по ее субъектам. Основной субъект — суд. Суд осуще­ствляет Правоприменительную деятельность путем отправле­ния правосудия. Другие субъекты — органы прокуратуры, МВД (каждый в рамках своей компетенции), органы исполнительной власти (министерства, комитеты), а также должностные лица всех уровней — при выполнении ими своих обязанностей.*

* Механизм правоприменительной деятельности включает ряд элементов (подсистем): субъектов реализации требований правовых норм, государ­ственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граж­дан и других индивидов, выполняющих требования юридических норм.

Правоприменительная деятельность сопряжена с особым видом информационной работы — юридическим доказыванием. Юридическое доказывание — это деятельность субъектов права, направленная на установление истинных обстоятельств дела. Процесс юридического доказывания опирается на особый вид информации — доказательства. Юридическое доказыва­ние — специфический информационный процесс.

Вопросам оптимизации информационного обеспечения пра­воприменительной деятельности посвящен ряд нормативных ак­тов. Прежде всего это соответствующие статьи УПК, регла­ментирующие такие вопросы, как сбор и оценка доказательств при расследовании и рассмотрении уголовных дел (порядок доп­роса, обыска, осмотра, следственного эксперимента и т. д.).

Большое внимание проблемам информации и информаци­онной деятельности уделяет Федеральный закон "Об опера­тивно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. Закон (ст. 6) закрепляет круг источников оперативно-розыскной информа­ции (наведение справок, наблюдение, прослушивание теле­фонных переговоров, снятие информации о технических ка­налах связи, оперативное внедрение и др.). Статья 10 предус­матривает возможность создания и использования информа­ционных систем и ведение дел оперативного учета.*

* СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Информатизация — один из главных рычагов техническо­го перевооружения всех сфер деятельности правоприменительных органов. В целях информационного обеспечения правоприменительных и правоохранительных органов создаются локаль­ные системы (в Конституционном Суде РФ, Верховном Су­де РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в системе органов прокуратуры, Министерстве юстиции, Министерстве внутрен­них дел). В базах данных этих систем аккумулируется значи­тельная ненормативная информация, соответствующая профи­лю деятельности каждого органа.

В рассматриваемой сфере существуют своеобразные ин­формационные отношения. Это прежде всего горизонталь­ные отношения (например, информационных центров двух ведомств).

Субъектами информационных отношений в правоприменительной сфере являются физические и юридические лица, которые так или иначе связаны с производством и потребле­нием информации. При определенных условиях субъектами в данной сфере выступают и граждане. Имеются в виду те слу­чаи, когда речь идет о персональных данных, собираемых.информационными центрами МВД. Заинтересованные лица имеют право доступа к указанным данным и их контролю. Милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право: получать безвозмездно от предприя­тий, организаций, учреждений и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специаль­ный порядок.*

* Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №. 16. Ст. 503.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: