double arrow

Информатизация судебной системы


Следует учитывать то принципиальное обстоятельство, что возможности применения компьютерных технологий в сфе­ре анализа и оценки судебных доказательств серьезно огра­ничены. Установление истинности юридических фактов — слож­ная, неформализуемая процедура. Фактические данные со­держатся в различных источниках: объяснениях (заявлениях) лиц, в отношении которых выносится решение; различного рода документах; показаниях свидетелей; заключениях экс­пертов и т. д.

Данная проблема была исследована в 1967 г. известным криминалистом А. А. Эйсманом. Он прибегнул к построению алгоритмов судебного доказывания, в основе которых были использованы средства и методы системного подхода, теория вероятностей и теория информации. Были рассмотрены пять типичных алгоритмов доказывания. Каждый из них представ­лен в виде схем. Автор пришел к выводу о том, что количе­ственное выражение доказательств и улик представляет со­бой непреодолимую трудность. Без предварительного глубоко­го качественного анализа практики расследования отдельных видов преступлений нельзя судить о том, какого рода статис­тика нужна для оценки значения фактов.*

* Улики и доказательства часто слишком индивидуальны.

Основные положения Концепции и Программы правовой информатизации России, анализ состояния информатизации в Верховном Суде Российской Федерации позволили определить три основных направления внедрения новых информационных технологий:

обеспечение широкого доступа потребителей (правоохра­нительных органов, организаций и учреждений, граждан) к правовой информации Верховного Суда;

совершенствование судопроизводства и делопроизводства Верховного Суда Российской Федерации;

переход на современные (безбумажные) технологии в ра­боте аппарата Верховного Суда Российской Федерации.*

* Система "Суд присяжных" обеспечивает формирование списков изби­рателей данного региона. По сообщенному председателем суда количе­ству присяжных заседателей администрация региона составляет общие и резервный списки.

В настоящее время Верховный Суд РФ располагает паке­том программ, который позволяет:

1) проследить путь и контролировать решение по прове­ряемой жалобе, сроки ее разрешения;

2) контролировать исполнение писем-поручений, направ­ленных в областные или равные им суды, а также получение истребованных копий судебных документов;

3) получать статистическую отчетность по жалобам. Ста­тистические карточки принятого образца обрабатываются по регионам, категориям дел, исполнителям и т. д., что дает воз­можность проводить полный анализ работы с жалобами, оце­нивать судебную деятельность в отдельном регионе ежемесяч­но, за квартал, полугодие, год;

4) сокращать сроки подготовки исходящих документов, используя шаблоны, хранящиеся в ЭВМ.

Банк постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации предназначен для ввода, хранения, актуализации и выдачи необходимой пользователям информации.

Тексты постановлений Пленума в банке данных представ­лены в полном объеме (начиная с 1961 г.) со всеми принятыми в последующем изменениями и дополнениями. В общем струк­турном плане АСИО "Верховный Суд РФ" представляет собой три взаимосвязанные локальные сети и несколько автоном­ных ЭВМ.

На первом этапе автоматизировались рабочие места сек­ретариатов судебных коллегий и канцелярий судебных соста­вов, а также справочная служба и приемная Верховного Суда;

на втором — учет входящих, исходящих и хранящихся в ар­хивах суда документов.

Локальная сеть создается для решения задач контроля исполнения принятых решений и поручений, учета кадров, расчета заработной платы, учета материальных ценностей и предполагает разработку автономных АРМ.*

* АРМ — автоматизированное рабочее место.

Согласно современным представлениям одним из источ­ников права является судебная практика.* Информация о пре­цедентах также может быть введена в ЭВМ.

* Зачастую эти нормы имеют вспомогательный характер. Так же как и правовая норма, прецедент может быть формализован.

Правовым управлением Аппарата Государственной Думы разработана концепция создания базы данных правоприменительной практики (В. Б. Исаков).

База данных должна включать практику:

Конституционного Суда РФ;

арбитражных судов;

судов общей юрисдикции;

Европейского Суда по правам человека;

иных международных судов (Суда в Гааге и др.);

международных арбитражных судов (морского и др.);

третейских судов;

прокурорского надзора;

Уполномоченного по правам человека.

Форма представления информации:

пакеты документов по делу (досье);

тексты решения (в ряде случаев подготовленных для пуб­ликации с исключением адресов, фамилий участников и т. д.);

"резюме" принятого решения;

взаимосвязанные решения.*

* Помещенный в базу данных судебный акт либо прецедент должен со­держать научно-вспомогательный комментарий: источник опубликования (или иной официальный источник); ссылку на отмену или изменение его другим правоприменительным актом, если это имело место; ссылки на сходные (или противоположные) прецеденты по тем же самым вопросам.

Значительный эффект дает применение ЭВМ при реше­нии управленческих задач. ЭВМ в этой сфере позволяют резко сократить трудовые затраты и время на поиск управленчес­ких документов.

Применение компьютерных технологий позволяет решать следующие задачи:

ускорение оборота управленческого цикла;

хранение информации о нескольких задачах управления;

быструю выдачуинформации;

массовую обработку данных;

планирование и решение в рамках модели, постоянную регистрацию результатов работы.*

* АИС "Контроль" сочетает функции контроля за исполнением докумен­тов и тематического поиска.

В Академии управления МВД РФ разработана автомати­зированная информационная система "Кадры". Применение АИС "Кадры" позволяет в диалоге с компьютером:

накапливать и анализировать информацию по кадровому составу;

производить расчеты по выслуге лет, связанные с при­своением очередных званий и уходом на пенсию;

использовать информацию, хранящуюся в памяти ЭВМ, для автоматизации процесса подготовки кадровых докумен­тов;

хранить и использовать справочную информацию как по личным делам, так и регламентирующую работу с кадрами;

осуществлять эффективный контроль со стороны руково­дителей кадровых подразделений за состоянием кадровой ра­боты.

АИС решает следующие задачи:

ввод документов с возможностью символьного и цифрово­го представления информации, синтаксического и логическо­го контроля;

использование различных форм ввода документа;

поиск документов по совокупности значений одного и/или нескольких реквизитов; последовательный или прямой доступ к информации в зависимости от заданного поискового предпи­сания; использование итерационного подхода;

вывод полученной информации на экран видеотерминала в виде отдельных первичных документов по произвольной форме (анкетный вид), списка первичных документов по про­извольной совокупности реквизитов (табличный вид), статис­тических данных.

§ 2. Компьютеризация расследования уголовных дел

Расследование уголовных дел — это криминалистическая деятельность по собиранию и анализу доказательств, рекон­струкции совершенного преступления, доказыванию виновно­сти обвиняемого. Криминалистическая деятельность сопряже­на с решением одной из важнейших социальных задач госу­дарства — борьбой с уголовной преступностью. Расследование преступлений представляет собой стадию уголовного процес­са, в ходе которой органами дознания и предварительного след­ствия осуществляются процессуальные действия.

Научные основы раскрытия и расследования преступле­ний изучаются в криминалистике; она включает четыре раз­дела: общую теорию раскрытия и расследования преступле­ний, криминалистическую тактику, криминалистические ме­тодики, криминалистическую технику.

Применение компьютерных технологий в криминалисти­ке опирается на особенности информации, собираемой и ис­пользуемой в данной сфере человеческой деятельности. Ин­формация в процессе расследования уголовных дел анализи­руется в форме оценки уголовных доказательств.*

* Законодательство придерживается принципа свободной оценки доказа­тельств. Это означает, что ни одно доказательство не имеет заранее обусловленной силы.

В 1967 г. процессуалист А. И. Трусов сформулировал нео­бычное для того времени положение: доказывание по судеб­ному делу можно рассматривать как информационный про­цесс, т. е. процесс получения, хранения, передачи и перера­ботки информации в целях решения задач судопроизводства.

В. А. Образцов разработал классификацию судебных дока­зательств (информации):

по видам познаваемых событий: информация о преступ­лениях — информация о других познаваемых событиях;

по содержанию: достоверная информация — дезинформация;

по объему: полная — неполная;

по форме отображения: идеальная (психологическая) — материально-фиксированная;

по физической природе: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная;

по степени доступности: общедоступная — ограниченно доступная;

по режиму использования: открытая — закрытая;

по уровню восприятия: очевидная — скрытая;

по форме представления: вербальная, буквенно-знаковая, графическая, цифровая, магнитная запись, иная;

по носителям информации: личностная, предметная, до­кументальная;

по видуисточников: информация из первоисточников — производная информация,

В правовой информатике сформировалось самостоятель­ное направление, цель которого — применение компьютер­ных технологий в сфере расследования. В научной криминали­стике утвердился термин "компьютеризация расследования" (предложен А. К. Караханьяном).

Использование компьютерных технологий в сфере рас­следования включает следующие направления:

1) автоматизация информационно-поисковых систем и бан­ков данных;

2) создание автоматизированных систем уголовной регис­трации и идентификации;

3) создание автоматизированных систем планирования и учета деятельности следователя;

4) другие направления.

Компьютер позволяет:

увеличить объем методической информации;

облегчить поиск необходимых рекомендаций по конкрет­ному делу, получить методические рекомендации в различ­ных формах (таблицах, схемах, перечнях и т.п.) на экране дис­плея;

комбинировать значимые обстоятельства;

демонстрировать полноту использования доказательств. По многоэпизодным делам применение компьютерных технологий дает возможность решать следующие задачи:

учет персонального состава следователей;

формирование сведений о преступных эпизодах;

группировка данных обо всех лицах, фигурирующих в ма­териалах следственного производства;

накопление информации о каждом подозреваемом (обви­няемом);

классификация признаков, черт и свойств задержанных лиц;

систематизация полученных в ходе расследования дока­зательств по эпизодам;

контроль за сроками задержания и содержания под стра­жей;

подготовка данных для обвинительного заключения;

составление справок и других отчетных документов.

В Академии управления МВД разработан ряд АИС, слу­жащих для информационного обеспечения расследования.

Комплекс "Арсенал" включает:

АИС "Картотека уголовных дел", который позволяет кон­тролировать движение дела, соблюдение процессуальных сро­ков, количество и виды проведенных экспертиз, применение научно-технических средств и методов, деятельность сотруд­ников по профилактике преступлений, производить оценку качества их работы и нагрузки;

АИС "Анализ статистических показателей", содержащий показатели следственной работы, необходимые при подготов­ке управленческих решений на уровне следственного управ­ления;

АИС "Доказательства", который автоматизирует подго­товку большинства процессуальных документов. Система осуществляет поиск информации по реквизитам протоколов доп­роса и зафиксированных показаний, а также анализирует ма­териалы дел.

АИС "Постановления", который автоматизирует процесс подготовки постановлений о привлечении в качестве обвиняе­мого и обвинительных заключений, постановлений о прекра­щении, приостановлении уголовных дел и об отказе в возбуж­дении уголовного дела.

Комплекс "Арсенал" постоянно развивается и совершен­ствуется. Разрабатывается интерфейс для обращения к компь­ютерным фототекам и дактоучетам, ведутся, работы по интег­рации автоматизированного рабочего места со специализиро­ванными экспертными системами.

Компьютерная система "Face Manager" разработана с це­лью создания и ведения графических баз данных для исполь­зования в оперативно-розыскной деятельности органов внут­ренних дел при решении задач, связанных о поиском и опоз­нанием интересующих объектов по имеющимся видеозаписям или их фрагментам. Каталогизация и быстрый доступ к имею­щейся текстовой и видеоинформации, ее передача по каналам электронной связи и другие возможности существенно отли­чают "Face Manager" от традиционных архивов на видеокассе­тах.

Заполнение системы возможно из существующей видео- или фототеки. Изображения вводятся в компьютер с видеока­меры, видеомагнитофона при помощи платы видеоввода или сканера. Система позволяет осуществлять поиск информации по текстовым полям (реквизитам), осуществлять просмотр ин­формации в различных режимах и распечатывать ее на любых принтерах. Созданная база данных снабжена системой защиты от несанкционированного доступа.

"Face Manager" адаптируется к различным СУБД.

В рамках Автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации раз­работана функциональная подсистема "След", предназначен­ная для применения в транспортных прокуратурах. Ее внедре­ние будет способствовать более полному, объективному и опе­ративному удовлетворению информационных потребностей, а в конечном счете — принятию информационно обоснованных решений.

В практике оперативно-розыскной работы и расследова­ния преступлений важное место имеют автоматизированные системы "Модус операнди".*

* "Модус операнди" в переводе с латинского означает способ или образ действия.

Человеку свойственно выполнять те или иные действия в определенной (присущей ему) манере, а продукты человечес­кой деятельности несут в себе отражение особенностей лично­сти (индивидуального опыта, психического склада, навыков, умений). Аналогично преступники нередко придерживаются определенных видов посягательств и осуществляют их при по­мощи устойчивых (постепенно выработавшихся) приемов. Спо­соб преступления, система действий по его подготовке детер­минированы условиями внешней среды и психофизиологичес­кими свойствами личности.

"Модус операнди" представляет собой определенным об­разом организованную совокупность данных о способе действий преступников.

Исходная информация включает две части: описание из­вестных преступников и описание способа совершения пре­ступлений. Пользуются картотекой следующим образом: уста­новив характерные особенности способа вновь совершенного преступления, их сравнивают с признаками "Модус операнди" известных преступников и при совпадении признаков выдви­гают версию о том, что и данное преступление мог совершить уже известный человек, ранее действовавший таким же спо­собом. Одновременно просматриваются картотеки на ранее нераскрытые преступления, совершенные похожим способом.

По совпадению способов могут быть выдвинуты версии двух видов: преступление, аналогичное по способу действий, со­вершило лицо, принадлежащее к определенной группе лиц, преступление совершило одно и то же лицо.

§ 3. Следственная тактика и теория игр

В процессе раскрытия и расследования преступления прин­ципиально важно получить и проанализировать психологичес­кую информацию.* Каждого человека окружает информационно-психологическое пространство. За счет вербальных средств передается только 7%, за счет звуковых (включая тон голоса, интонацию звука) — 38% всей информации. В среднем человек говорит в течение 10—11 минут в день. Каждое предложение звучит примерно 2,5 секунды. Словесное общение в беседе за­нимает до 35%; более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

* Психология и информатика тесно связаны между собой. Конфликтую­щие стороны часто действуют в состоянии неопределенности.

У человека есть свои охранные зоны и территории. Лич­ная пространственная территория человека делится на 4 зоны:

1) интимная зона (от 15 до 46 см);

2) личная зона (от 46 см до 1,2 м);

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м); ,

4) общественная зона (более 3,6 м).

Каждая пространственная зона есть одновременно зона информационная, ибо она накладывает отпечаток на протека­ющие информационные процессы. Для каждой зоны характе­рен свой набор средств вербальной информации.

Восприятие информации происходит не поэлементно (не пословно), а через специфический механизм, обеспечивающий "схватывание" общего смысла информации.*

* Целостный образ, возникающий в сознании, называется в психологии гештальтом.

На процессы восприятия, хранения и воспроизведения информации воздействуют и бессознательные процессы» от­крытые и впервые исследованные 3. Фрейдом. Человек бес­сознательно не допускает проникновения в свое сознание не­угодной, неприятной информации; срабатывает феномен ус­тановки на восприятие внешних данных. С другой стороны, неприятная информация, неприятные образы, оценки, суж­дения вытесняются из сознания в область подсознания.

В ходе расследования необходимо использовать следую­щие виды информации:

о состоянии (росте или снижении) психологической на­пряженности, раздражительности, агрессивности;

о субъектах, участвующих в данном конфликте с обеих сторон, числе участников, степени участия в конфликте, за­нимаемых позициях;

о лидере преступной группы, его психологической харак­теристике (волевые и эмоциональные качества, степень пред­сказуемости, цели и намерения, степень влияния на других участников конфликта).

Для анализа ситуаций, возникающих в следственной прак­тике, важно использовать положения такой математической дисциплины, как теория игр.

Анализ математической стороны и основных принципов теории игр был дан Джоном фон Нейманом в 1928 г. В первой работе Нейман не разбирал область практических приложе­ний. В 1944 г. Джон фон Нейман и О. Моргенштерн опубликова­ли книгу "Теория игр и экономического поведения". Эта рабо­та явилась основанием для развития линейного программиро­вания и теории статистических решений, открыла новый под­ход к задачам выбора решений в конфликтных и конкурент­ных ситуациях.

В каждой игре есть цель — конечное состояние, к кото­рому стремятся игроки. Цель игры заключается в достижении результата с наибольшей эффективностью. Конкурентными на­зываются игры, где существует конечное состояние (выиг­рыш). Таким образом, по отношению к этой цели игроки нахо­дятся в противоречии. Но благодаря правилам игры это про­тиворечие приводит к общему направлению действий. Каждый игрок имеет множество возможных ходов. Партия — это по­следовательность или множество ходов, которые приводят игру к конечному состоянию.

Игра с нулевой суммой — это такая игра, в которой сум­ма выигрышей участников равна нулю. Стратегия — это уста­новленный игроком метод выбора ходов в течение игры, т. е. совокупность правил выбора решения.

Формальные схемы теории игр описывают принципы при­нятия решения для очень широкого класса реальных ситуа­ций, так как справедлива теорема о том, что любую игру в развернутой форме можно свести к игре в нормальной форме. Игра в развернутой форме предполагает возможность участия в ней любого числа игроков, возможность учета различной степени информированности игроков о предыстории игры до того момента, как они должны сделать свой ход.

На базе общих положений теории игр была создана в ка­честве одного из направлений теория рефлексивных игр.

Рефлексивными называются процессы, в которых проис­ходит отражение участников конфликта друг другом. Рефлек­сия — это способность встать на позицию исследователя по отношению к другому "персонажу", его действиям и мыслям.

Во многих конфликтах противники познают внутренний мир друг друга. Не имея детальной картины рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия.*

* Так, некоторое перемещение на местности может решать чисто утили­тарную задачу, а может явиться маневром, направленным именно на то, чтобы его отразил противник и принял соответствующее решение.

В мыслительной работе противников их рефлексивные рассуждения неизбежно сопровождаются имитацией мыслей и действий друг друга.*

* Степень взаимного отражения в рассуждениях партнеров, или "ранг рефлексии", зависит от их интеллектуального уровня.

Однако даже при небольшом числе участников рефлек­сивные процессы имеют сложное строение, и необходим специальный аппарат, позволяющий сделать их предметом ана­лиза.

Теория рефлексивных игр разработана В. А. Лефевром. Она включает следующие разделы:

алгебра рефлексивных процессов;

фокальные точки;

рефлексивные многочлены;

рефлексивное управление;

рефлексивные связи в коллективах;

системы, образованные из систем.

Пояснимсказанное примером.

Рис. 22. Первоначальная ситуация

Прямоугольник обозначает "плацдарм", т. е. конкретную ситуацию. Кружочки внутри плацдарма обозначают сознание двух конкретных индивидов: Х и Y.*

* Это, например, могут быть. "переговорщик" и террорист, следователь и обвиняемый.

В этой первоначальной ситуации еще нет акта рефлек­сии, т. е. осознания.

Следующий этап должен отразить акт осознания. В про­цессе этого акта в сознании персонажа Х (как и персонажа Y) отражаются ситуация в целом и наличие в ней двух персона­жей.

Рис. 23. Осознание ситуации персонажем Х

В сознании Х отразилась вся ситуация: особенности "плац­дарма", наличие персонажа Y и наличие себя как персонажа (рис. 23).

Далее должен реализоваться следующий акт: осознание всей ситуации персонажем Y (см. рис. 24).

Рис. 24. Осознание ситуации персонажем. Y

Что же включает картина, которая лежит перед персона­жем Y?

Это следующие элементы:

1) "плацдарм" изучаемой ситуации (прямоугольник);

2) отражение своего собственного сознания (правый кру­жок);

3) отражение ситуации, которая сформирована в созна­нии первого персонажа Х (левый кружок).

Действительностью, которая лежит перед Y, является изображение не только объективного плацдарма, но и той картины плацдарма, которая есть у противника. В рамках такой структуры персонаж Y может отразить цель противника, а также способ решения им задачи — его доктрину,

Обозначим "плацдарм" символом Т. Тогда можно соста­вить следующие выражения:

Тx плацдарм, отраженный в сознании персонажа X,

Тy — плацдарм, отраженный в сознании персонажа Y,

Тxy — отражение в сознании персонажа Y той картины плацдарма, которая имеется у X.

Тyx — отражение в сознании Х той картины, плацдарма, которая имеется у персонажа Y.

Сумма, находящаяся в круглых скобках, это + Тx) спозиции Y. Ей соответствует картина перенесения "внутрь" сознания персонажа Y.

Рефлексивную систему, представленную во втором пря­моугольнике, можно представить в виде суммы

Q1 = Т + Tx

Она содержит две компоненты: плацдарм и картину плац­дарма, лежащую перед X.

Рефлексивная система, представленная в третьем прямо­угольнике, может быть представлена в виде следующего мно­гочлена:

Q2 = Т + Тx + (Т + Тx)y

Для оптимизации задач, возникающих в следственной практике, необходимо использовать положения теории реф­лексивного управления. В следственной практике целесооб­разно использовать следующие виды рефлексивного управле­ния.

Рефлексивное управление посредством формирования кар­тины плацдарма (Пxy ® П). Это один из наиболее распрост­раненных типов управления (например, маскировка своих объектов).

Рефлексивное управление посредством формирования цели противника (Цxy ® Цx). Наиболее распространенным типом такого управления является провокация ("идеологическая ди­версия", коварный "дружеский совет" т. п.).

Рефлексивное управление посредством формирования док­трины противника. Доктрина противника — это оперативное средство, в простейшем случае — алгоритм, посредством ко­торого "вырабатывается" решение. Формирование доктрины противника осуществляется посредством его обучения.*

* Например, футболист — нападающий систематически сознательно "по­падается" на определенные действия одного из защитников. В результа­те защитник закрепляет данное действие как стандарт противодействия данному нападающему, что и используется нападающим в решающий момент.

Прием дезинформации. Противнику передается ложная информация, которая представляется как истинная. В резуль­тате он совершает неправильные или невыгодные для себя действия.

Создание информационного вакуума. Перекрываются все каналы связи, по которым к противнику может поступать ин­формация. Из психологии известно, что человек не может су­ществовать в информационном вакууме. При отсутствии ин­формации он не в состоянии принять обоснованное решение и избрать соответствующую стратегию.

Элементы теории игр нашли косвенное применение в ра­боте видного специалиста в области судебной психологии про­фессора А. Р. Ратинова. В работе "Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике" (1970) А. Р. Ратинов убе­дительно показал эффективность данного метода при реше­нии некоторых задач расследования.

Расследование, как и весь уголовный процесс, является системой сложных отношений, в котором сходятся представи­тели различных интересов: следователь и подследственный, обыскивающий и обыскиваемый, разыскивающий и разыски­ваемый и т. д.

На первый план выдвигается вопрос о том, как рассужда­ют и принимают решения соперничающие стороны. Это рас­суждении такого типа, как: "я думаю, что он думает, будто я думаю".

Автор приводит следующий пример. Следователь разыс­кивает убийцу, скрывшегося с места преступления.

Положим, что имеется суждение «Путь "В" лучше пути "А"». Преступник ("х") рассуждает так: «Путь "В" лучше пути "А", поэтому я выбираю путь "В"». В символической записи это размышление выглядит следующим образом:

х: (В > А) ® В.*

* Используется символика А. Р. Ратинова.

Следователь ("y"), должен воспроизвести ход рассужде­ния преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: убийца знает, что путь "В" для него лучше, чем путь "А", и поэтому выбирает "В", значит, я должен его преследовать по этому пути. Это размышление в символах выглядит так:

у: [х: (В > А В В.

Однако если преступник не уступает следователю в реф­лексии, он может рассуждать так: следователь полагает будто я, зная что путь "В" лучше "А", двинусь по первому пути, станет преследовать меня по пути "В". Поэтому я выбираю путь "А". Это рассуждение в символах:

х: [у: [х: (В > А) ® В] ® В] ® А.

Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии, должен воссоздать мысленно ход его рассуждений и их ре­зультат.

Для некоторых видов юридических конфликтов делается упор на получение невербальной информации (несловесной). Невербальную информацию несут мимика, взгляд, походка, особенности жестикуляции.

§ 4. Автоматизированное рабочее место юриста

Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ.

Технической основой АРМ чаще всего является персо­нальная вычислительная машина, расположенная непосред­ственно на рабочем месте сотрудника. В отдельных случаях технической основой АРМ служит экранный терминал (дисп­лей), соединенный с большой или малой ЭВМ и обеспечиваю­щий режим дистанционной обработки информации. В зарубеж­ной литературе используется термин "Рабочая станция".

С помощью системы АРМ может быть организовано про­ведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документа­цией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают вспо­могательный сервис: копирование, восстановление, архивиро­вание, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового редактора, использование электронной почты.

В зависимости от вида деятельности специалиста на том или ином АРМ в состав его оборудования могут входить сред­ства телефонной и радиосвязи (АРМ диспетчера), комплекс измерительных приборов, анализаторов и т. п.

Автоматизированные рабочие места в настоящее время орга­низуются во всех сферах юридической деятельности (на рис. 25 представлена система АРМ, разработанных НЦПИ МЮ). Так, АРМ системы делопроизводства суда включают автоматизи­рованные рабочие места секретарей канцелярии президиума суда, канцелярий по уголовным и гражданским делам, экспе­диции, группы исполнения, архива;

АРМ секретаря канцелярии по гражданским (уголовным) делам суда 1-й инстанции обеспечивает решение следующих задач:

работа с базой данных суда 1-й инстанции;

регистрация входящих материалов из экспедиции;

прием дел;

оформление документов для сдачи дел после слушания в архив или группу исполнения;

подготовка отчетов и обобщающих справок.

Рис. 25. Автоматизированная система делопроизводства в суде (данные НЦПИ)

База данных АРМ секретаря Пленума Верховного Суда РФ включает: все действующие постановления Пленума, про­екты новых постановлений, перечень постановлений, утра­тивших силу. АРМ обеспечивает автоматическое формирова­ние в хронологическом порядке списков действующих поста­новлений Пленума и постановлений, утративших силу. Пре­дусмотрена возможность ввода текстов как с клавиатуры не­посредственно в базу данных, так и с промежуточных носи­телей (гибких дисков). При необходимости документ, храня­щийся в базе данных, может быть скопирован на дискету или распечатан.

Работы по созданию АРМ юристов различного профиля получают развитие в МВД и прокуратуре.

Важной задачей внедрения новой информационной техно­логии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участкового инспек­тора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и хра­ниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результате станет возможной перестрой­ка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел.

В базу комплекса АРМ следователя включены оператив­ная, справочная, доказательственная, методическая, органи­зационная виды информации. К оперативной относится инфор­мация, получаемая из непроцессуальных источников, главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — дан­ные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных уч­реждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые све­дения об обстоятельствах расследуемого события. Эта инфор­мация находится в материалах уголовного дела. К методичес­кой информация, сосредоточенная в специальной литера­туре в виде рекомендаций по расследованию отдельных ви­дов преступлений, технике и тактике производства следствен­ных действий. К организационной — сведения, содержащие­ся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследо­вания преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д.

Информационное обеспечение правоприменительной дея­тельности включает также использование "малых форм" ком­пьютеризации. Эти формы построены на непосредственном вза­имодействии юриста и ЭВМ.

Системы, реализующие принципы малых форм компью­теризации, различны. Обобщающим является понятие "систе­мы поддержки решений". Здесь можно выделить две группы систем — информационные и консультационные.

Первый тип — информационные системы по праву и за­конодательству. Необходимость их создания вызывается тем, что возникла проблема перегрузки сознания и памяти юрис­тов, занимающихся практической деятельностью (судей, про­куроров, адвокатов). Если юристу приходится оперировать массивом нормативных актов объемом в 200 и выше единиц, то начинает сказываться такой фактор, как недостаточность памяти. В принципе каждое юридическое действие должно быть подкреплено строго и хорошо организованной информа­цией. Так, информационно-поисковая система "Договор" пред­назначена для аккумуляции и выдачи данных в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений, инфор­мационно-поисковая система "Квалификация" — для аккуму­ляции и выдачи уголовно-правовой и иной информации.

Вторым классом систем поддержки решений является класс консультационных систем. В них ЭВМ помогает юристу анали­зировать различные правовые ситуации, исследовать логику рассуждений и аргументации. К консультационным относится система "Ущерб", предназначенная для юридического анали­за ситуаций привлечения рабочих и служащих к материаль­ной ответственности при нанесении предприятию материаль­ного ущерба. Ряд аналогичных систем разработан в сфере кри­миналистики и судебной экспертизы.

Применение ЭВМ для проведения расчетов, подготовки материалов для арбитража получило достаточно широкое рас­пространение. В этой связи Госарбитраж СССР принял 29 мая 1979 г. инструктивное указание "О порядке использования по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью ЭВМ". В 1984 г. подготовлен проект ГОСТа "Придание юриди­ческой силы документам на магнитной ленте и бумажном но­сителе, создаваемом средствами вычислительной техники". Задача этого документа — упорядочить работу министерств, ведомств и предприятий в части предъявления претензий и рассмотрения дел в государственном арбитраже.

Возникает и такая проблема, как судебная оценка дан­ных, полученных с применением ЭВМ. На практике встреча­ются случаи, когда отдельные суды безоговорочно доверяют расчетам и выводам, полученным в результате применения ЭВМ. Однако решение, основанное на некритическом воспри­ятии машинного документа, не подвергнутое строгой проце­дуре и опровергаемое одной из сторон в гражданском судо­производстве, подлежит отмене.

В случае необходимости суд вправе по собственной ини­циативе или по просьбе сторон назначить экспертизу, на рас­смотрение которой могут быть поставлены вопросы, связан­ные с проверкой программы по осуществлению расчетов, про­водимых при помощи ЭВМ.

Литература

Автоматизированные рабочие места и компьютерные си­стемы в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

Бойков О. В. Проблемы информатизации арбитражных су­дов // НТИ. 1992. № 10—11.

Васьков А. А. Концептуальные вопросы создания федераль­ного банка криминальной информации // НТИ. 1992. № 10-11.

Зуйков Г. Т. Поиск по признакам способов совершения преступлений. М., 1970.

Зуйков Г. Г. "Модус операнди", кибернетика, поиск // Кибернетика и право. М., 1970.

Караханьян А. К. Криминалистические основы компьюте­ризации расследования. Автореф. канд. дисс. М., 1992.

Компьютерные технологии в юридической деятельности М., 1999.

Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1972.

Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступ­лений. М., 1981.

Международная конференция. "Информатизация правоох­ранительных систем": тезисы докладов. М., 1993.

Образцов В. А. Криминалистика. Курс лекций. М., 1996.

Полевой Н. С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989.

Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства М 1996.

Трусов А. И. Судебное доказывание в свете идей киберне­тики // Вопросы кибернетики и право. М., 1967.

Хургин В. М. Телекоммуникационная инфраструктура си­стемы правовой информатизации России // Правовая инфор­матика. Вып. II. 1997.

Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере

§ 1. Основы теории информационного поиска

Проблема поиска информации принадлежит к одной из глав­ных задач общей и правовой информации. С проблемой поиска информации (в сфере экономики, науки, техники, военного дела и т. д.) человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архи­вы, адресные бюро, телефонные справочники — все это ин­формационные системы различного уровня и различной сте­пени значимости.

Основы современной теории информационного поиска были разработаны в 50-е и в первой половине 60-х гг. Термин "дес­криптор" был введен в 1947 г., а принципы координатного ин­дексирования, на которых до сих пор базируются автомати­зация информационного поиска, были разработаны в 50-х гг.

За тысячелетия существования библиотек были созданы библиографические методы поиска. Центральная тема произ­ведения выражалась в виде краткого текста, по которому читатель выносил суждение о соответствии или несоответствии данного произведения своей информационной потребности.

Ответ на многие вопросы информационного поиска дает оптимальный выбор стратегии поиска. Более того, в некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным об­разом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться НПА, а затем — сам акт (или правовую норму).

Теория информационного поиска различает ассоциатив­ный поиск и ассоциативное рассуждение. Решение неизвест­ной задачи так или иначе основывается на уже решенных. Способ ее решения должен быть близок к тому, который ког­да-то помог справиться с подобной задачей. Для этого надо обратиться к памяти и попробовать найти нечто похожее, ра­нее уже встречавшееся. Это и есть ассоциативный поиск.

Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и доку­ментированной.*

* Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный письменный до­кумент, выражающий волеизъявление полномочного органа государствен­ной власти по установлению, изменению или отмене норм права.

Каждый НПА представляет собой сложную динамичную систему. В правотворческой деятельности необходимо учиты­вать системообразующие факторы, действующие во внутрен­ней структуре НПА.

Во всем мире растет объем правовой информации, в том числе международного характера. Так, только ООН уже к 1970 г. издала свыше 500 томов договоров и других международно-правовых актов, зарегистрированных в Секретариате.

Ущерб, причиняемый обществу и государству неуправля­емыми потоками правовой информации, огромен. "Инфляция" правовых актов ослабляет основы правопорядка и законности.

Выход из кризиса был найден на путях эффективного применения современных быстродействующих ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является идеальным средством для собира­ния, обработки, хранения, обновления и выдачи потребите­лям информации о законах и других нормативных правовых актах. Во всех развитых странах они активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. При этом формируются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации. В сфере правовой инфор­матики используется значительное число компьютерных тех­нологий. К ним относятся: автоматизированные и экспертные системы, консультационные системы, компьютерные систе­мы и сети, системы, основанные на идеях искусственного ин­теллекта, обучающие системы, автоматизированные инфор­мационно-логические системы и др.

Становление и развитие правовой информатики — яркий пример быстрого и оперативного влияния юридической науки на практику. Первые убедительные эксперименты по приме­нению ЭВМ для решения задачи поиска нормативных право­вых актов были выполнены в середине 60-х гг. в Лаборатории автоматизации правовой информационно-справочной службы под руководством В. И. Иванова и С. С. Москвина.

В середине 70-х гг. эти идеи были реализованы. Самая крупная система правовой информации — АИПС "Законодательство" — была создана в Научном центре правовой инфор­мации бывшего союзного Министерства юстиции.

Учету подлежали как опубликованные, так и непубликуе­мые действующие нормативные акты высших органов государ­ственной власти и управления СССР и союзных республик, об­щеобязательные нормативные акты министерств, ведомств, госкомитетов. Определена последовательность формирования фонда актов. На первом этапе -— акты высших органов государ­ственной власти и управления, на втором — общеобязательные акты министерств, ведомств, государственных комитетов.

На НЦПИ помимо организации осуществления государ­ственного учета и выдачи информации о нормативных актах были возложены: разработка и ввод в действие инструкций, методик и технологических процессов обработки информации; проектирование автоматизированной информационно-поиско­вой системы нормативных актов "АИПС Законодательство"; ввод в действие, эксплуатация и совершенствование разрабо­танных автоматизированных систем.

Создание АИПС по законодательству и развитие право­вой информатики объективно способствует постановке новых проблем теории права, К их числу относится, например, про­блема латентной (скрытной) правовой информации. Латентная информация имеет разнообразные формы. Можно выделить три главные группы.

1. Нормы и правоположения, сходные или близкие по смыслу, но выраженные в различной языковой форме. На­пример, возьмем понятия "договор", "соглашение" и "контракт". Очевидно, что они весьма близки. Массив, содержащий хотя бы один из указанных терминов, представляет значительный интерес для решения конкретных задач правотворчества. Од­нако если пользователю будет предоставлена информация, со­держащая только один из приведенных терминов, то осталь­ная окажется латентной. Надо искать методы, позволяющие перевести ее в информацию явную. Они разрабатываются в теории информационного поиска.

2. Логический вывод из содержания нормативного текста (закона, иного нормативного акта). Например, из сопоставле­ния гл. 1 и 2 Конституции РФ можно сделать выводы о нали­чии у информационных норм, указанных в гл. 2, таких свойств и качеств, которые в латентном виде содержатся в гл. 1. Из сопоставления ч. 4. ст. 29 и ст. 2 Конституции РФ можно сде­лать вывод — право на информацию относится к числу высших ценностей общества и государства. Признание, соблюдение и защита права на информацию — обязанность государства.

3. Латентная информация, логически связанная с опреде­ленным кругом правотворческих задач. Так, в соответствии с положениями общей теории права каждая правовая норма дей­ствует в контексте других, каждый институт права действует совместно с иными институтами, а каждая отрасль законода­тельства — совместно с иными отраслями. Все нормативные предписания действуют совместно с нормами и принципами Конституции РФ.

Приведем простой пример.

Некий субъект желает получить информацию об ответ­ственности за хулиганство (ст. 213 УК РФ). Он может сформу­лировать запрос для ЭВМ, состоящий из трех слов "уголовная ответственность" и "хулиганство". Ответ ЭВМ будет содержать только текст ст. 213 УК РФ. Однако для применения данной нормы надо располагать дополнительной информацией: об ус­ловиях уголовной ответственности за хулиганство, о возрасте уголовной ответственности, порядке расследования дел дан­ной категории и другими сведениями, что достигается в ре­зультате применения более сложных методов.

Реализация задач информационного поиска в правовой сфе­ре потребовала создания соответствующих информационных (компьютерных) технологий. К их числу относятся и автомати­зированные информационно-поисковые системы правовой ин­формации (АИПС). АИПС — система информационных, мате­матических, программных лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и кол­лективного использования правовой информации.

АИПС правовой информации включает:

1) новейшие компьютерные технологии;

2) специалистов, осуществляющих операции по эксплуа­тации системы (инженеры, математики, программисты, опе­раторы и другие представители технических наук, осуществ­ляющие технические операции);

3) специалистов конкретной правовой сферы широкого класса, выполняющих работу по организации создания и экс­плуатации информационно-поисковых систем.*

* АИПС правовой информации относится к классу социально-техничес­ких человеко-машинных систем.

Создание АИПС правовой информации опирается на ре­шение следующих задач:

определение качественных и количественных характери­стик правовой информации;

разработка наиболее эффективных способов сбора и рас­пространения правовой информации;

определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему;

разработка информационных алгоритмов;

набор процедур автоматизированного поиска норматив­ных правовых актов в памяти ЭВМ с большим объемом инфор­мации;

проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и органи­заций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики.

В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки нормативной правовой информации. Это как бы "мозг и сердце" всей системы. В них аккумулируются все норматив­ные правовые акты, необходимые для решения правотвор­ческих и правоприменительных задач.

База данных — совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам. Базой данных яв­ляются специальным образом организованные группы файлов. Для работы сними используется система управления базой данных.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г. "база данных — это объективная форма представления и организа­ции совокупности данных (например, статей, расчетов), сис­тематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ".*

* Российская газета. 1992. 20 окт.

База данных предназначена для хранения больших масси­вов информации, быстрого поиска нужных сведений и доку­ментов. Она создается в любой информационной системе — от автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста до суперкомпьютера.

База нормативных актов представляет собою неограничен­ный по объему набор НПА. Нормативному правовому акту присущи следующие признаки:

он является письменным официальным актом, изданным от имени государства;

НПА издается строго в соответствии с компетенцией госу­дарственного органа;

он предназначен для регулирования различных обществен­ных отношений, обладает формальной определенностью и об­щеобязательностью;

в системе НПА видное место занимает закон — норма­тивный правовой акт высшей юридической силы, издавае­мый законодательным органом или принимаемый путем все­народного голосования для регулирования важнейших обще­ственных отношений.*

* Для многих законов характерна и такая черта, как объединение в блоки (группы) сходных законов.

Для создания и функционирования АИПС в области права большое значение имеет такой фактор, как структура НПА — внутренняя архитектоника. Для удовлетворения таких потреб­ностей необходимо, чтобы код обозначал не только норматив­ный правовой акт в целом, но и статью (пункт, параграф) — его четко выраженную структурную часть, один из микро­элементов формальной структуры НПА. Код, состоящий из номера акта и номера его статьи, является адресом правовой нормы.

Большой эффект дает создание информационных баз, ориентированных на специальные виды правотворческой дея­тельности.

Условия поиска нормативно-правовой информации созда­ют предпосылки для большого разнообразия в вопросах. Для иллюстрации можно указать на следующие характерные воп­росы:

В каком нормативном правовом акте применяется термин "государственное регулирование средств массовой информа­ции"?

Когда и каким органом был принят Гражданский кодекс РФ?

Какими актами определен юридический статус акционер­ных обществ?

К какой отрасли права относится Федеральный закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем"?

Какие акты регулируют государственную регистрацию не­движимости?

Какие акты регулируют предпринимательскую деятель­ность?

Каким нормативным актом регулируется правовой статус президентских программ по борьбе с преступностью?

В каком акте определено понятие "вердикт присяжных"?

Какие нормы и акты международного, права регламенти­руют права граждан на информацию?

Центры правовой информации выполнят также следую­щие функции:

избирательное распространение информации о вновь при­нятых актах; подготовка перечней актов по темам, предло­женным абонентами;

выдача сведений об изменении и признании актов (их ста­тей) утратившими силу, с указанием, каким актом это произ­ведено;

выпуск информационных изданий и тиражирование мас­сивов на машинных носителях для других АИПС;

аналитическая обработка НПА (поиск частоты встречае­мости определенного термина, анализ сбалансированности за­конодательства с учетом роли и места ведомственного законо­дательства и возрастания роли закона).

Методы компьютерного поиска правовой информации не­обходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления — создание гипертекстовых баз знаний.* Гипер­текст — это особая форма организации, представления тек­стового материала. Гипертекстовые технологии опираются на новые формы использования компьютеров, создание специ­альных программ.

* Идея гипертекста была выдвинута в 1945 г. советником президента Руз­вельта по науке Веневером Бушем.

Большинство текстов любой природы, включая и право­вые, содержат наряду с основным и некоторые иные тексты — второго порядка: система ссылок к тексту, комментарии к нему, разные редакции текста, тексты, отвечающие или возражаю­щие друг другу, и др.

Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. В области права характерным примером может быть система ссылок на иные НПА, содержащиеся в данном акте.

§ 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус

Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Пра­во не существует вне языка. Язык права — это система его речевых средств. Слова, термины, предложения и фразы — все это "строительный материал", на базе которого форми­руется законодательный текст.

Статья 2 Федерального закона "Об информации" относит к средствам обеспечения автоматизированных информацион­ных систем также и лингвистические средства. В информати­ке под средством лингвистического обеспечения АИС понима­ется совокупность всех языковых средств обеспечения высо­кой эффективности информационного поиска.

В системе средств лингвистического обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык. В ши­роком смысле язык — это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Зна­ком называется материальный объект, который выступает в качестве представителя какого-либо другого предмета (сим­вол, слово). Информационно-поисковый язык — это формали­зованный искусственный язык, предназначенный для индек­сирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

Любая информация для того, чтобы быть переданной, дол­жна соответствующим образом кодироваться, т. е. переводить­ся на язык специальных символов или сигналов. Сигналами, передающими информацию, могут быть электрические импуль­сы, световые или звуковые колебания, механические пере­мещения и т. д. Построение любого формализованного языка начинается с задания его алфавита — совокупности исходных символов, которые подразделяются на логические и нелоги­ческие. Информационный поисковый язык (ИПЯ) по законода­тельству должен обеспечивать:

эффективную формализацию правовых норм и норматив­ных правовых актов;

высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества;

оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;

минимальный "шум" (т. е. сведение к минимуму выдачи компьютером излишней информации);

полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач пра­вотворчества (создание нового акта, систематизация).

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.

Языки предметного типа — это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрика-торы. При использовании языка этого типа основная тема (пред­мет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками.

В практике информационной работы язык предметного типа не утратил своего значения. Так, Правовым управлени­ем Аппарата Государственной Думы разработан предметно-ал­фавитный указатель к Конституции РФ и к Гражданскому ко­дексу РФ. Юридическим домом "Юстицинформ" подготовлен Словарь-справочник по российскому законодательству, вклю­чающий термины, определения, понятия федеральных законов.

Юридическое информационное агентство Interlex разра­ботало концепцию создания "Словаря законодательной лекси­ки" (СЗЛ). Функционально электронный аналог СЗЛ должен обеспечивать поиск необходимой информации и быстрый дос­туп к любой словарной статье и ее содержанию, а также пе­реход из словарной статьи в соответствующий текст (тексты) нормативного акта.

Язык классификационного типа представляет собой не что иное, как классификатор отраслей законодательства.

Третий тип ИПЯ - это язык дескрипторного типа. Та­кой язык обладает большой "семантической силой", т. е. спосо­бен полностью передавать смысл НПА, выразить комбинацией дескрипторов любое понятие, характеризуются высокой сте­пенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов.

Дескрипторные информационно-поисковые языки, при­меняемые и разрабатываемые для использования в АИПС правовой информации, можно подразделить на два основных класса:

1) языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями,

2) языки, которые содержат в своем составе логико-смыс­ловые отношения.

Важнейшее место среди языков дескрипторного типа за­нимает правовой тезаурус как язык, обладающий наибольшей семантической силой. Правовой тезаурус — это лексико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, приме­няемых в качестве лингвистического обеспечения и использо­вания АИПС правовой информации. Его задача состоит в том, чтобы упорядочить и привести в систему лексические сред­ства, используемые в правотворческом процессе.

В информатике тезаурус выполняет следующие основные функции:

1) используется для организации информационного поис­ка ("информационно-поисковый тезаурус");

2) используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач;*

3) используется как средство, измеряющее смысл сооб­щения;**

4) выступает в качестве важнейшего средства поиска ла­тентной информации.

* Тезаурусы этого типа получили распространение в зарубежной право­вой информатике. Они включают: полный словарь терминов, определе­ния юридических понятий, комментарии, статистические данные о ко­личестве дескрипторов на тему и т. п.

** "Тезаурус пользователя" — совокупность сведений, которыми распола­гает пользователь.

Тезаурус включает ряд основных понятий.

Ключевые слова, которые наиболее полным образом опи­сывают содержание правовых норм (актов), их самые суще­ственные черты. Не относятся к ключевым также слова, кото­рые не имеют существенной смысловой нагрузки. Например, вспомогательные, общеупотребительные, слова, которые мож­но опустить без ущерба для смысла правовой нормы.

Понятие дескриптора. Дальнейшее обобщение понятия ключевого слова приводит к понятию дескриптора. Под деск­риптором понимают лексическую единицу информационно-по­искового языка, служащую для описания основного смысло­вого содержания правовой нормы или нормативного акта. Мож­но сказать, что дескриптор — это выделенное ключевое сло­во, которое представляет целую группу ключевых слов. Такие слова образуют так называемую дескрипторскую статью. В результате происходит "сжатие информации". Дескрипторная статья может иметь следующую структуру: заглавный дес­криптор, ключевые слова из класса эквивалентности; слова, подчиненные заглавному слову; ключевые слова, ассоцииро­ванные с заглавным.

Процедура составления поискового образа правовой нор­мы, правового института или нормативного правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует со­держание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дискрепторов. Оно может выполняться толь­ко высококвалифицированным юристом широкого профиля.*

* Вместе с тем индексирование нельзя сводить к количественному поня­тию индекса.

Понятия дескриптора и ключевого слова служат для дос­тижения двух целей. Первая цель состоит в том, чтобы ис­пользовать эти понятия для составления поисковых образов правовых норм. Поисковый образ правовой нормы (норматив­ного правового акта) — это формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов и дескрипторов). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного акта в памяти компьютера.

Вторая задача применения языка дескрипторного типа состоит в том, чтобы правильно составлять запросы на поиск правовой информации, которые вводятся в ЭВМ. Словарь пользователя должен быть заменен (уточнен) словарем инфор­мационного поискового языка (ИПЯ). Поиск информации с по­мощью ЭВМ основан в конечном итоге на познаковом отожде­ствлении терминов запроса и терминов документа.

Подведем некоторые итоги. Использование тезауруса по­зволяет осуществить более глубокий и всесторонний поиск нормативно-правовой информации. Его роль особенно велика в тех случаях, когда речь идет о поиске и систематизации данных, используемых при решении правотворческих задач.

Существуют тезаурусы различных типов: Научным цент­ром правовой информации Министерства юстиции РФ в 70-е гг. был разработан общеправовой тезаурус; он насчитывает око­ло 102 тысяч слов и словосочетаний. Однако в настоящее вре­мя он не применяется.

Второй тип — тезаурус, специализированный по отрас­лям права. Он содержит гораздо меньшее число дескрипторов и ключевых слов.

Далеко не во всех АИПС нормативно-правовой информа­ции, созданных и действующих в России, применяется тезаурус. Однако такое положение необходимо рассматривать как временное. Предстоит значительная работа по созданию пра­вовых тезаурусов различных типов и видов.*

* Тезаурус используется в большинстве АИПС правовой информации, созданных за рубежом.

Примером специального тезауруса может служить много­язычный политематический информационно-поисковый тезау­рус Eurovoc, признанный в качестве международного термино­логического стандарта. Eurovoc используется в документальных (содержащих информацию о законодательных актах и докумен­тах ЕС) и библиографических информационно-поисковых сис­темах библиотек, информационных служб Европейского сооб­щества. Первое издание данного тезауруса было опубликовано в 1984 г. на семи языках (2 тома). Второе, переработанное, — в 1987 г. на девяти языках. Оно состояло из 21 раздела, 126 мик­ротезаурусов, 5359 дескрипторов (по сравнению с первым из­данием внесены следующие изменения: добавлено 566 новых дескриптора и 26 дескрипторов удалено). Третье — в 1997 г. Перевод данного документа на русский язык осуществлен в 1998 г. Парламентской библиотекой Федерального Собрания.

Созданию АИПС в сфере права способствует наличие раз­личных лингвистических средств — словарей, словников, клас­сификаторов, банков юридических терминов.

Классификатор — систематизированный свод наименова­ний и кодов классификационных группировок. При любой клас­сификации желательно, чтобы соблюдались следующие тре­бования:

полнота охвата объектов рассматриваемой области;

возможность включения новых объектов;

многоуровневая структура.

В общеправовом классификаторе отраслей законодательства 1995 г. имеется 68 рубрик верхнего уровня. В пределах одной рубрики выделяются подрубрики первого и второго порядков.

Общеправовой классификатор систематически обновля­ется. В 1997 г. утверждена его последняя версия (третья по счету),* содержащая 53 рубрики первого уровня. Эти рубри­ки включают не только отрасли законодательства, но и дру­гие его основания (например, отрасли хозяйства и управле­ния и т.д.).

* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 119.

Фрагмент рубрик первого уровня приведен на стр. 247.

В известной юридической фирме "Консультант Плюс" раз­работан проект классификатора правовых актов, предназна­ченный для нужд этой фирмы. В Государственной Думе подготовлен проект Общеевропейского классификатора междуна­родно-правовых актов.

Использование классификаторов нормативных актов дает достаточно большой эффект. Однако их эффективность сни­жается при поиске актов по узким темам.

В процессе упорядочения НПА целесообразно использо­вать не толь


Сейчас читают про: