Следует учитывать то принципиальное обстоятельство, что возможности применения компьютерных технологий в сфере анализа и оценки судебных доказательств серьезно ограничены. Установление истинности юридических фактов — сложная, неформализуемая процедура. Фактические данные содержатся в различных источниках: объяснениях (заявлениях) лиц, в отношении которых выносится решение; различного рода документах; показаниях свидетелей; заключениях экспертов и т. д.
Данная проблема была исследована в 1967 г. известным криминалистом А. А. Эйсманом. Он прибегнул к построению алгоритмов судебного доказывания, в основе которых были использованы средства и методы системного подхода, теория вероятностей и теория информации. Были рассмотрены пять типичных алгоритмов доказывания. Каждый из них представлен в виде схем. Автор пришел к выводу о том, что количественное выражение доказательств и улик представляет собой непреодолимую трудность. Без предварительного глубокого качественного анализа практики расследования отдельных видов преступлений нельзя судить о том, какого рода статистика нужна для оценки значения фактов.*
|
|
* Улики и доказательства часто слишком индивидуальны.
Основные положения Концепции и Программы правовой информатизации России, анализ состояния информатизации в Верховном Суде Российской Федерации позволили определить три основных направления внедрения новых информационных технологий:
обеспечение широкого доступа потребителей (правоохранительных органов, организаций и учреждений, граждан) к правовой информации Верховного Суда;
совершенствование судопроизводства и делопроизводства Верховного Суда Российской Федерации;
переход на современные (безбумажные) технологии в работе аппарата Верховного Суда Российской Федерации.*
* Система "Суд присяжных" обеспечивает формирование списков избирателей данного региона. По сообщенному председателем суда количеству присяжных заседателей администрация региона составляет общие и резервный списки.
В настоящее время Верховный Суд РФ располагает пакетом программ, который позволяет:
1) проследить путь и контролировать решение по проверяемой жалобе, сроки ее разрешения;
2) контролировать исполнение писем-поручений, направленных в областные или равные им суды, а также получение истребованных копий судебных документов;
3) получать статистическую отчетность по жалобам. Статистические карточки принятого образца обрабатываются по регионам, категориям дел, исполнителям и т. д., что дает возможность проводить полный анализ работы с жалобами, оценивать судебную деятельность в отдельном регионе ежемесячно, за квартал, полугодие, год;
|
|
4) сокращать сроки подготовки исходящих документов, используя шаблоны, хранящиеся в ЭВМ.
Банк постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации предназначен для ввода, хранения, актуализации и выдачи необходимой пользователям информации.
Тексты постановлений Пленума в банке данных представлены в полном объеме (начиная с 1961 г.) со всеми принятыми в последующем изменениями и дополнениями. В общем структурном плане АСИО "Верховный Суд РФ" представляет собой три взаимосвязанные локальные сети и несколько автономных ЭВМ.
На первом этапе автоматизировались рабочие места секретариатов судебных коллегий и канцелярий судебных составов, а также справочная служба и приемная Верховного Суда;
на втором — учет входящих, исходящих и хранящихся в архивах суда документов.
Локальная сеть создается для решения задач контроля исполнения принятых решений и поручений, учета кадров, расчета заработной платы, учета материальных ценностей и предполагает разработку автономных АРМ.*
* АРМ — автоматизированное рабочее место.
Согласно современным представлениям одним из источников права является судебная практика.* Информация о прецедентах также может быть введена в ЭВМ.
* Зачастую эти нормы имеют вспомогательный характер. Так же как и правовая норма, прецедент может быть формализован.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы разработана концепция создания базы данных правоприменительной практики (В. Б. Исаков).
База данных должна включать практику:
Конституционного Суда РФ;
арбитражных судов;
судов общей юрисдикции;
Европейского Суда по правам человека;
иных международных судов (Суда в Гааге и др.);
международных арбитражных судов (морского и др.);
третейских судов;
прокурорского надзора;
Уполномоченного по правам человека.
Форма представления информации:
пакеты документов по делу (досье);
тексты решения (в ряде случаев подготовленных для публикации с исключением адресов, фамилий участников и т. д.);
"резюме" принятого решения;
взаимосвязанные решения.*
* Помещенный в базу данных судебный акт либо прецедент должен содержать научно-вспомогательный комментарий: источник опубликования (или иной официальный источник); ссылку на отмену или изменение его другим правоприменительным актом, если это имело место; ссылки на сходные (или противоположные) прецеденты по тем же самым вопросам.
Значительный эффект дает применение ЭВМ при решении управленческих задач. ЭВМ в этой сфере позволяют резко сократить трудовые затраты и время на поиск управленческих документов.
Применение компьютерных технологий позволяет решать следующие задачи:
ускорение оборота управленческого цикла;
хранение информации о нескольких задачах управления;
быструю выдачуинформации;
массовую обработку данных;
планирование и решение в рамках модели, постоянную регистрацию результатов работы.*
* АИС "Контроль" сочетает функции контроля за исполнением документов и тематического поиска.
В Академии управления МВД РФ разработана автоматизированная информационная система "Кадры". Применение АИС "Кадры" позволяет в диалоге с компьютером:
накапливать и анализировать информацию по кадровому составу;
производить расчеты по выслуге лет, связанные с присвоением очередных званий и уходом на пенсию;
использовать информацию, хранящуюся в памяти ЭВМ, для автоматизации процесса подготовки кадровых документов;
хранить и использовать справочную информацию как по личным делам, так и регламентирующую работу с кадрами;
осуществлять эффективный контроль со стороны руководителей кадровых подразделений за состоянием кадровой работы.
|
|
АИС решает следующие задачи:
ввод документов с возможностью символьного и цифрового представления информации, синтаксического и логического контроля;
использование различных форм ввода документа;
поиск документов по совокупности значений одного и/или нескольких реквизитов; последовательный или прямой доступ к информации в зависимости от заданного поискового предписания; использование итерационного подхода;
вывод полученной информации на экран видеотерминала в виде отдельных первичных документов по произвольной форме (анкетный вид), списка первичных документов по произвольной совокупности реквизитов (табличный вид), статистических данных.
§ 2. Компьютеризация расследования уголовных дел
Расследование уголовных дел — это криминалистическая деятельность по собиранию и анализу доказательств, реконструкции совершенного преступления, доказыванию виновности обвиняемого. Криминалистическая деятельность сопряжена с решением одной из важнейших социальных задач государства — борьбой с уголовной преступностью. Расследование преступлений представляет собой стадию уголовного процесса, в ходе которой органами дознания и предварительного следствия осуществляются процессуальные действия.
Научные основы раскрытия и расследования преступлений изучаются в криминалистике; она включает четыре раздела: общую теорию раскрытия и расследования преступлений, криминалистическую тактику, криминалистические методики, криминалистическую технику.
Применение компьютерных технологий в криминалистике опирается на особенности информации, собираемой и используемой в данной сфере человеческой деятельности. Информация в процессе расследования уголовных дел анализируется в форме оценки уголовных доказательств.*
* Законодательство придерживается принципа свободной оценки доказательств. Это означает, что ни одно доказательство не имеет заранее обусловленной силы.
|
|
В 1967 г. процессуалист А. И. Трусов сформулировал необычное для того времени положение: доказывание по судебному делу можно рассматривать как информационный процесс, т. е. процесс получения, хранения, передачи и переработки информации в целях решения задач судопроизводства.
В. А. Образцов разработал классификацию судебных доказательств (информации):
по видам познаваемых событий: информация о преступлениях — информация о других познаваемых событиях;
по содержанию: достоверная информация — дезинформация;
по объему: полная — неполная;
по форме отображения: идеальная (психологическая) — материально-фиксированная;
по физической природе: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная;
по степени доступности: общедоступная — ограниченно доступная;
по режиму использования: открытая — закрытая;
по уровню восприятия: очевидная — скрытая;
по форме представления: вербальная, буквенно-знаковая, графическая, цифровая, магнитная запись, иная;
по носителям информации: личностная, предметная, документальная;
по видуисточников: информация из первоисточников — производная информация,
В правовой информатике сформировалось самостоятельное направление, цель которого — применение компьютерных технологий в сфере расследования. В научной криминалистике утвердился термин "компьютеризация расследования" (предложен А. К. Караханьяном).
Использование компьютерных технологий в сфере расследования включает следующие направления:
1) автоматизация информационно-поисковых систем и банков данных;
2) создание автоматизированных систем уголовной регистрации и идентификации;
3) создание автоматизированных систем планирования и учета деятельности следователя;
4) другие направления.
Компьютер позволяет:
увеличить объем методической информации;
облегчить поиск необходимых рекомендаций по конкретному делу, получить методические рекомендации в различных формах (таблицах, схемах, перечнях и т.п.) на экране дисплея;
комбинировать значимые обстоятельства;
демонстрировать полноту использования доказательств. По многоэпизодным делам применение компьютерных технологий дает возможность решать следующие задачи:
учет персонального состава следователей;
формирование сведений о преступных эпизодах;
группировка данных обо всех лицах, фигурирующих в материалах следственного производства;
накопление информации о каждом подозреваемом (обвиняемом);
классификация признаков, черт и свойств задержанных лиц;
систематизация полученных в ходе расследования доказательств по эпизодам;
контроль за сроками задержания и содержания под стражей;
подготовка данных для обвинительного заключения;
составление справок и других отчетных документов.
В Академии управления МВД разработан ряд АИС, служащих для информационного обеспечения расследования.
Комплекс "Арсенал" включает:
АИС "Картотека уголовных дел", который позволяет контролировать движение дела, соблюдение процессуальных сроков, количество и виды проведенных экспертиз, применение научно-технических средств и методов, деятельность сотрудников по профилактике преступлений, производить оценку качества их работы и нагрузки;
АИС "Анализ статистических показателей", содержащий показатели следственной работы, необходимые при подготовке управленческих решений на уровне следственного управления;
АИС "Доказательства", который автоматизирует подготовку большинства процессуальных документов. Система осуществляет поиск информации по реквизитам протоколов допроса и зафиксированных показаний, а также анализирует материалы дел.
АИС "Постановления", который автоматизирует процесс подготовки постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительных заключений, постановлений о прекращении, приостановлении уголовных дел и об отказе в возбуждении уголовного дела.
Комплекс "Арсенал" постоянно развивается и совершенствуется. Разрабатывается интерфейс для обращения к компьютерным фототекам и дактоучетам, ведутся, работы по интеграции автоматизированного рабочего места со специализированными экспертными системами.
Компьютерная система "Face Manager" разработана с целью создания и ведения графических баз данных для использования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при решении задач, связанных о поиском и опознанием интересующих объектов по имеющимся видеозаписям или их фрагментам. Каталогизация и быстрый доступ к имеющейся текстовой и видеоинформации, ее передача по каналам электронной связи и другие возможности существенно отличают "Face Manager" от традиционных архивов на видеокассетах.
Заполнение системы возможно из существующей видео- или фототеки. Изображения вводятся в компьютер с видеокамеры, видеомагнитофона при помощи платы видеоввода или сканера. Система позволяет осуществлять поиск информации по текстовым полям (реквизитам), осуществлять просмотр информации в различных режимах и распечатывать ее на любых принтерах. Созданная база данных снабжена системой защиты от несанкционированного доступа.
"Face Manager" адаптируется к различным СУБД.
В рамках Автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации разработана функциональная подсистема "След", предназначенная для применения в транспортных прокуратурах. Ее внедрение будет способствовать более полному, объективному и оперативному удовлетворению информационных потребностей, а в конечном счете — принятию информационно обоснованных решений.
В практике оперативно-розыскной работы и расследования преступлений важное место имеют автоматизированные системы "Модус операнди".*
* "Модус операнди" в переводе с латинского означает способ или образ действия.
Человеку свойственно выполнять те или иные действия в определенной (присущей ему) манере, а продукты человеческой деятельности несут в себе отражение особенностей личности (индивидуального опыта, психического склада, навыков, умений). Аналогично преступники нередко придерживаются определенных видов посягательств и осуществляют их при помощи устойчивых (постепенно выработавшихся) приемов. Способ преступления, система действий по его подготовке детерминированы условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности.
"Модус операнди" представляет собой определенным образом организованную совокупность данных о способе действий преступников.
Исходная информация включает две части: описание известных преступников и описание способа совершения преступлений. Пользуются картотекой следующим образом: установив характерные особенности способа вновь совершенного преступления, их сравнивают с признаками "Модус операнди" известных преступников и при совпадении признаков выдвигают версию о том, что и данное преступление мог совершить уже известный человек, ранее действовавший таким же способом. Одновременно просматриваются картотеки на ранее нераскрытые преступления, совершенные похожим способом.
По совпадению способов могут быть выдвинуты версии двух видов: преступление, аналогичное по способу действий, совершило лицо, принадлежащее к определенной группе лиц, преступление совершило одно и то же лицо.
§ 3. Следственная тактика и теория игр
В процессе раскрытия и расследования преступления принципиально важно получить и проанализировать психологическую информацию.* Каждого человека окружает информационно-психологическое пространство. За счет вербальных средств передается только 7%, за счет звуковых (включая тон голоса, интонацию звука) — 38% всей информации. В среднем человек говорит в течение 10—11 минут в день. Каждое предложение звучит примерно 2,5 секунды. Словесное общение в беседе занимает до 35%; более 65% информации передается с помощью невербальных средств.
* Психология и информатика тесно связаны между собой. Конфликтующие стороны часто действуют в состоянии неопределенности.
У человека есть свои охранные зоны и территории. Личная пространственная территория человека делится на 4 зоны:
1) интимная зона (от 15 до 46 см);
2) личная зона (от 46 см до 1,2 м);
3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м);,
4) общественная зона (более 3,6 м).
Каждая пространственная зона есть одновременно зона информационная, ибо она накладывает отпечаток на протекающие информационные процессы. Для каждой зоны характерен свой набор средств вербальной информации.
Восприятие информации происходит не поэлементно (не пословно), а через специфический механизм, обеспечивающий "схватывание" общего смысла информации.*
* Целостный образ, возникающий в сознании, называется в психологии гештальтом.
На процессы восприятия, хранения и воспроизведения информации воздействуют и бессознательные процессы» открытые и впервые исследованные 3. Фрейдом. Человек бессознательно не допускает проникновения в свое сознание неугодной, неприятной информации; срабатывает феномен установки на восприятие внешних данных. С другой стороны, неприятная информация, неприятные образы, оценки, суждения вытесняются из сознания в область подсознания.
В ходе расследования необходимо использовать следующие виды информации:
о состоянии (росте или снижении) психологической напряженности, раздражительности, агрессивности;
о субъектах, участвующих в данном конфликте с обеих сторон, числе участников, степени участия в конфликте, занимаемых позициях;
о лидере преступной группы, его психологической характеристике (волевые и эмоциональные качества, степень предсказуемости, цели и намерения, степень влияния на других участников конфликта).
Для анализа ситуаций, возникающих в следственной практике, важно использовать положения такой математической дисциплины, как теория игр.
Анализ математической стороны и основных принципов теории игр был дан Джоном фон Нейманом в 1928 г. В первой работе Нейман не разбирал область практических приложений. В 1944 г. Джон фон Нейман и О. Моргенштерн опубликовали книгу "Теория игр и экономического поведения". Эта работа явилась основанием для развития линейного программирования и теории статистических решений, открыла новый подход к задачам выбора решений в конфликтных и конкурентных ситуациях.
В каждой игре есть цель — конечное состояние, к которому стремятся игроки. Цель игры заключается в достижении результата с наибольшей эффективностью. Конкурентными называются игры, где существует конечное состояние (выигрыш). Таким образом, по отношению к этой цели игроки находятся в противоречии. Но благодаря правилам игры это противоречие приводит к общему направлению действий. Каждый игрок имеет множество возможных ходов. Партия — это последовательность или множество ходов, которые приводят игру к конечному состоянию.
Игра с нулевой суммой — это такая игра, в которой сумма выигрышей участников равна нулю. Стратегия — это установленный игроком метод выбора ходов в течение игры, т. е. совокупность правил выбора решения.
Формальные схемы теории игр описывают принципы принятия решения для очень широкого класса реальных ситуаций, так как справедлива теорема о том, что любую игру в развернутой форме можно свести к игре в нормальной форме. Игра в развернутой форме предполагает возможность участия в ней любого числа игроков, возможность учета различной степени информированности игроков о предыстории игры до того момента, как они должны сделать свой ход.
На базе общих положений теории игр была создана в качестве одного из направлений теория рефлексивных игр.
Рефлексивными называются процессы, в которых происходит отражение участников конфликта друг другом. Рефлексия — это способность встать на позицию исследователя по отношению к другому "персонажу", его действиям и мыслям.
Во многих конфликтах противники познают внутренний мир друг друга. Не имея детальной картины рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия.*
* Так, некоторое перемещение на местности может решать чисто утилитарную задачу, а может явиться маневром, направленным именно на то, чтобы его отразил противник и принял соответствующее решение.
В мыслительной работе противников их рефлексивные рассуждения неизбежно сопровождаются имитацией мыслей и действий друг друга.*
* Степень взаимного отражения в рассуждениях партнеров, или "ранг рефлексии", зависит от их интеллектуального уровня.
Однако даже при небольшом числе участников рефлексивные процессы имеют сложное строение, и необходим специальный аппарат, позволяющий сделать их предметом анализа.
Теория рефлексивных игр разработана В. А. Лефевром. Она включает следующие разделы:
алгебра рефлексивных процессов;
фокальные точки;
рефлексивные многочлены;
рефлексивное управление;
рефлексивные связи в коллективах;
системы, образованные из систем.
Пояснимсказанное примером.
Рис. 22. Первоначальная ситуация
Прямоугольник обозначает "плацдарм", т. е. конкретную ситуацию. Кружочки внутри плацдарма обозначают сознание двух конкретных индивидов: Х и Y.*
* Это, например, могут быть. "переговорщик" и террорист, следователь и обвиняемый.
В этой первоначальной ситуации еще нет акта рефлексии, т. е. осознания.
Следующий этап должен отразить акт осознания. В процессе этого акта в сознании персонажа Х (как и персонажа Y) отражаются ситуация в целом и наличие в ней двух персонажей.
Рис. 23. Осознание ситуации персонажем Х
В сознании Х отразилась вся ситуация: особенности "плацдарма", наличие персонажа Y и наличие себя как персонажа (рис. 23).
Далее должен реализоваться следующий акт: осознание всей ситуации персонажем Y (см. рис. 24).
Рис. 24. Осознание ситуации персонажем. Y
Что же включает картина, которая лежит перед персонажем Y?
Это следующие элементы:
1) "плацдарм" изучаемой ситуации (прямоугольник);
2) отражение своего собственного сознания (правый кружок);
3) отражение ситуации, которая сформирована в сознании первого персонажа Х (левый кружок).
Действительностью, которая лежит перед Y, является изображение не только объективного плацдарма, но и той картины плацдарма, которая есть у противника. В рамках такой структуры персонаж Y может отразить цель противника, а также способ решения им задачи — его доктрину,
Обозначим "плацдарм" символом Т. Тогда можно составить следующие выражения:
Тx — плацдарм, отраженный в сознании персонажа X,
Тy — плацдарм, отраженный в сознании персонажа Y,
Тxy — отражение в сознании персонажа Y той картины плацдарма, которая имеется у X.
Тyx — отражение в сознании Х той картины, плацдарма, которая имеется у персонажа Y.
Сумма, находящаяся в круглых скобках, это (Т + Тx) спозиции Y. Ей соответствует картина перенесения "внутрь" сознания персонажа Y.
Рефлексивную систему, представленную во втором прямоугольнике, можно представить в виде суммы
Q 1 = Т + Tx
Она содержит две компоненты: плацдарм и картину плацдарма, лежащую перед X.
Рефлексивная система, представленная в третьем прямоугольнике, может быть представлена в виде следующего многочлена:
Q 2 = Т + Тx + (Т + Тx) y
Для оптимизации задач, возникающих в следственной практике, необходимо использовать положения теории рефлексивного управления. В следственной практике целесообразно использовать следующие виды рефлексивного управления.
Рефлексивное управление посредством формирования картины плацдарма (Пxy ® П). Это один из наиболее распространенных типов управления (например, маскировка своих объектов).
Рефлексивное управление посредством формирования цели противника (Цxy ® Цx). Наиболее распространенным типом такого управления является провокация ("идеологическая диверсия", коварный "дружеский совет" т. п.).
Рефлексивное управление посредством формирования доктрины противника. Доктрина противника — это оперативное средство, в простейшем случае — алгоритм, посредством которого "вырабатывается" решение. Формирование доктрины противника осуществляется посредством его обучения.*
* Например, футболист — нападающий систематически сознательно "попадается" на определенные действия одного из защитников. В результате защитник закрепляет данное действие как стандарт противодействия данному нападающему, что и используется нападающим в решающий момент.
Прием дезинформации. Противнику передается ложная информация, которая представляется как истинная. В результате он совершает неправильные или невыгодные для себя действия.
Создание информационного вакуума. Перекрываются все каналы связи, по которым к противнику может поступать информация. Из психологии известно, что человек не может существовать в информационном вакууме. При отсутствии информации он не в состоянии принять обоснованное решение и избрать соответствующую стратегию.
Элементы теории игр нашли косвенное применение в работе видного специалиста в области судебной психологии профессора А. Р. Ратинова. В работе "Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике" (1970) А. Р. Ратинов убедительно показал эффективность данного метода при решении некоторых задач расследования.
Расследование, как и весь уголовный процесс, является системой сложных отношений, в котором сходятся представители различных интересов: следователь и подследственный, обыскивающий и обыскиваемый, разыскивающий и разыскиваемый и т. д.
На первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения соперничающие стороны. Это рассуждении такого типа, как: "я думаю, что он думает, будто я думаю".
Автор приводит следующий пример. Следователь разыскивает убийцу, скрывшегося с места преступления.
Положим, что имеется суждение «Путь "В" лучше пути "А"». Преступник ("х") рассуждает так: «Путь "В" лучше пути "А", поэтому я выбираю путь "В"». В символической записи это размышление выглядит следующим образом:
х: (В > А) ® В. *
* Используется символика А. Р. Ратинова.
Следователь (" y "), должен воспроизвести ход рассуждения преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: убийца знает, что путь "В" для него лучше, чем путь "А", и поэтому выбирает "В", значит, я должен его преследовать по этому пути. Это размышление в символах выглядит так:
у: [ х: (В > А)® В ]® В.
Однако если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: следователь полагает будто я, зная что путь "В" лучше "А", двинусь по первому пути, станет преследовать меня по пути "В". Поэтому я выбираю путь "А". Это рассуждение в символах:
х: [ у: [ х: (В > А) ® В ] ® В ] ® А.
Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии, должен воссоздать мысленно ход его рассуждений и их результат.
Для некоторых видов юридических конфликтов делается упор на получение невербальной информации (несловесной). Невербальную информацию несут мимика, взгляд, походка, особенности жестикуляции.
§ 4. Автоматизированное рабочее место юриста
Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ.
Технической основой АРМ чаще всего является персональная вычислительная машина, расположенная непосредственно на рабочем месте сотрудника. В отдельных случаях технической основой АРМ служит экранный терминал (дисплей), соединенный с большой или малой ЭВМ и обеспечивающий режим дистанционной обработки информации. В зарубежной литературе используется термин "Рабочая станция".
С помощью системы АРМ может быть организовано проведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документацией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают вспомогательный сервис: копирование, восстановление, архивирование, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового редактора, использование электронной почты.
В зависимости от вида деятельности специалиста на том или ином АРМ в состав его оборудования могут входить средства телефонной и радиосвязи (АРМ диспетчера), комплекс измерительных приборов, анализаторов и т. п.
Автоматизированные рабочие места в настоящее время организуются во всех сферах юридической деятельности (на рис. 25 представлена система АРМ, разработанных НЦПИ МЮ). Так, АРМ системы делопроизводства суда включают автоматизированные рабочие места секретарей канцелярии президиума суда, канцелярий по уголовным и гражданским делам, экспедиции, группы исполнения, архива;
АРМ секретаря канцелярии по гражданским (уголовным) делам суда 1-й инстанции обеспечивает решение следующих задач:
работа с базой данных суда 1-й инстанции;
регистрация входящих материалов из экспедиции;
прием дел;
оформление документов для сдачи дел после слушания в архив или группу исполнения;
подготовка отчетов и обобщающих справок.
Рис. 25. Автоматизированная система делопроизводства в суде (данные НЦПИ)
База данных АРМ секретаря Пленума Верховного Суда РФ включает: все действующие постановления Пленума, проекты новых постановлений, перечень постановлений, утративших силу. АРМ обеспечивает автоматическое формирование в хронологическом порядке списков действующих постановлений Пленума и постановлений, утративших силу. Предусмотрена возможность ввода текстов как с клавиатуры непосредственно в базу данных, так и с промежуточных носителей (гибких дисков). При необходимости документ, хранящийся в базе данных, может быть скопирован на дискету или распечатан.
Работы по созданию АРМ юристов различного профиля получают развитие в МВД и прокуратуре.
Важной задачей внедрения новой информационной технологии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участкового инспектора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и храниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результате станет возможной перестройка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел.
В базу комплекса АРМ следователя включены оперативная, справочная, доказательственная, методическая, организационная виды информации. К оперативной относится информация, получаемая из непроцессуальных источников, главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — данные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных учреждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые сведения об обстоятельствах расследуемого события. Эта информация находится в материалах уголовного дела. К методической — информация, сосредоточенная в специальной литературе в виде рекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений, технике и тактике производства следственных действий. К организационной — сведения, содержащиеся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследования преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д.
Информационное обеспечение правоприменительной деятельности включает также использование "малых форм" компьютеризации. Эти формы построены на непосредственном взаимодействии юриста и ЭВМ.
Системы, реализующие принципы малых форм компьютеризации, различны. Обобщающим является понятие "системы поддержки решений". Здесь можно выделить две группы систем — информационные и консультационные.
Первый тип — информационные системы по праву и законодательству. Необходимость их создания вызывается тем, что возникла проблема перегрузки сознания и памяти юристов, занимающихся практической деятельностью (судей, прокуроров, адвокатов). Если юристу приходится оперировать массивом нормативных актов объемом в 200 и выше единиц, то начинает сказываться такой фактор, как недостаточность памяти. В принципе каждое юридическое действие должно быть подкреплено строго и хорошо организованной информацией. Так, информационно-поисковая система "Договор" предназначена для аккумуляции и выдачи данных в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений, информационно-поисковая система "Квалификация" — для аккумуляции и выдачи уголовно-правовой и иной информации.
Вторым классом систем поддержки решений является класс консультационных систем. В них ЭВМ помогает юристу анализировать различные правовые ситуации, исследовать логику рассуждений и аргументации. К консультационным относится система "Ущерб", предназначенная для юридического анализа ситуаций привлечения рабочих и служащих к материальной ответственности при нанесении предприятию материального ущерба. Ряд аналогичных систем разработан в сфере криминалистики и судебной экспертизы.
Применение ЭВМ для проведения расчетов, подготовки материалов для арбитража получило достаточно широкое распространение. В этой связи Госарбитраж СССР принял 29 мая 1979 г. инструктивное указание "О порядке использования по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью ЭВМ". В 1984 г. подготовлен проект ГОСТа "Придание юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемом средствами вычислительной техники". Задача этого документа — упорядочить работу министерств, ведомств и предприятий в части предъявления претензий и рассмотрения дел в государственном арбитраже.
Возникает и такая проблема, как судебная оценка данных, полученных с применением ЭВМ. На практике встречаются случаи, когда отдельные суды безоговорочно доверяют расчетам и выводам, полученным в результате применения ЭВМ. Однако решение, основанное на некритическом восприятии машинного документа, не подвергнутое строгой процедуре и опровергаемое одной из сторон в гражданском судопроизводстве, подлежит отмене.
В случае необходимости суд вправе по собственной инициативе или по просьбе сторон назначить экспертизу, на рассмотрение которой могут быть поставлены вопросы, связанные с проверкой программы по осуществлению расчетов, проводимых при помощи ЭВМ.
Литература
Автоматизированные рабочие места и компьютерные системы в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.
Бойков О. В. Проблемы информатизации арбитражных судов // НТИ. 1992. № 10—11.
Васьков А. А. Концептуальные вопросы создания федерального банка криминальной информации // НТИ. 1992. № 10-11.
Зуйков Г. Т. Поиск по признакам способов совершения преступлений. М., 1970.
Зуйков Г. Г. "Модус операнди", кибернетика, поиск // Кибернетика и право. М., 1970.
Караханьян А. К. Криминалистические основы компьютеризации расследования. Автореф. канд. дисс. М., 1992.
Компьютерные технологии в юридической деятельности М., 1999.
Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1972.
Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.
Международная конференция. "Информатизация правоохранительных систем": тезисы докладов. М., 1993.
Образцов В. А. Криминалистика. Курс лекций. М., 1996.
Полевой Н. С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989.
Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства М 1996.
Трусов А. И. Судебное доказывание в свете идей кибернетики // Вопросы кибернетики и право. М., 1967.
Хургин В. М. Телекоммуникационная инфраструктура системы правовой информатизации России // Правовая информатика. Вып. II. 1997.
Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере
§ 1. Основы теории информационного поиска
Проблема поиска информации принадлежит к одной из главных задач общей и правовой информации. С проблемой поиска информации (в сфере экономики, науки, техники, военного дела и т. д.) человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники — все это информационные системы различного уровня и различной степени значимости.
Основы современной теории информационного поиска были разработаны в 50-е и в первой половине 60-х гг. Термин "дескриптор" был введен в 1947 г., а принципы координатного индексирования, на которых до сих пор базируются автоматизация информационного поиска, были разработаны в 50-х гг.
За тысячелетия существования библиотек были созданы библиографические методы поиска. Центральная тема произведения выражалась в виде краткого текста, по которому читатель выносил суждение о соответствии или несоответствии данного произведения своей информационной потребности.
Ответ на многие вопросы информационного поиска дает оптимальный выбор стратегии поиска. Более того, в некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным образом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться НПА, а затем — сам акт (или правовую норму).
Теория информационного поиска различает ассоциативный поиск и ассоциативное рассуждение. Решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных. Способ ее решения должен быть близок к тому, который когда-то помог справиться с подобной задачей. Для этого надо обратиться к памяти и попробовать найти нечто похожее, ранее уже встречавшееся. Это и есть ассоциативный поиск.
Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и документированной.*
* Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права.
Каждый НПА представляет собой сложную динамичную систему. В правотворческой деятельности необходимо учитывать системообразующие факторы, действующие во внутренней структуре НПА.
Во всем мире растет объем правовой информации, в том числе международного характера. Так, только ООН уже к 1970 г. издала свыше 500 томов договоров и других международно-правовых актов, зарегистрированных в Секретариате.
Ущерб, причиняемый обществу и государству неуправляемыми потоками правовой информации, огромен. "Инфляция" правовых актов ослабляет основы правопорядка и законности.
Выход из кризиса был найден на путях эффективного применения современных быстродействующих ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является идеальным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах. Во всех развитых странах они активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. При этом формируются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации. В сфере правовой информатики используется значительное число компьютерных технологий. К ним относятся: автоматизированные и экспертные системы, консультационные системы, компьютерные системы и сети, системы, основанные на идеях искусственного интеллекта, обучающие системы, автоматизированные информационно-логические системы и др.
Становление и развитие правовой информатики — яркий пример быстрого и оперативного влияния юридической науки на практику. Первые убедительные эксперименты по применению ЭВМ для решения задачи поиска нормативных правовых актов были выполнены в середине 60-х гг. в Лаборатории автоматизации правовой информационно-справочной службы под руководством В. И. Иванова и С. С. Москвина.
В середине 70-х гг. эти идеи были реализованы. Самая крупная система правовой информации — АИПС "Законодательство" — была создана в Научном центре правовой информации бывшего союзного Министерства юстиции.
Учету подлежали как опубликованные, так и непубликуемые действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления СССР и союзных республик, общеобязательные нормативные акты министерств, ведомств, госкомитетов. Определена последовательность формирования фонда актов. На первом этапе -— акты высших органов государственной власти и управления, на втором — общеобязательные акты министерств, ведомств, государственных комитетов.
На НЦПИ помимо организации осуществления государственного учета и выдачи информации о нормативных актах были возложены: разработка и ввод в действие инструкций, методик и технологических процессов обработки информации; проектирование автоматизированной информационно-поисковой системы нормативных актов "АИПС Законодательство"; ввод в действие, эксплуатация и совершенствование разработанных автоматизированных систем.
Создание АИПС по законодательству и развитие правовой информатики объективно способствует постановке новых проблем теории права, К их числу относится, например, проблема латентной (скрытной) правовой информации. Латентная информация имеет разнообразные формы. Можно выделить три главные группы.
1. Нормы и правоположения, сходные или близкие по смыслу, но выраженные в различной языковой форме. Например, возьмем понятия "договор", "соглашение" и "контракт". Очевидно, что они весьма близки. Массив, содержащий хотя бы один из указанных терминов, представляет значительный интерес для решения конкретных задач правотворчества. Однако если пользователю будет предоставлена информация, содержащая только один из приведенных терминов, то остальная окажется латентной. Надо искать методы, позволяющие перевести ее в информацию явную. Они разрабатываются в теории информационного поиска.
2. Логический вывод из содержания нормативного текста (закона, иного нормативного акта). Например, из сопоставления гл. 1 и 2 Конституции РФ можно сделать выводы о наличии у информационных норм, указанных в гл. 2, таких свойств и качеств, которые в латентном виде содержатся в гл. 1. Из сопоставления ч. 4. ст. 29 и ст. 2 Конституции РФ можно сделать вывод — право на информацию относится к числу высших ценностей общества и государства. Признание, соблюдение и защита права на информацию — обязанность государства.
3. Латентная информация, логически связанная с определенным кругом правотворческих задач. Так, в соответствии с положениями общей теории права каждая правовая норма действует в контексте других, каждый институт права действует совместно с иными институтами, а каждая отрасль законодательства — совместно с иными отраслями. Все нормативные предписания действуют совместно с нормами и принципами Конституции РФ.
Приведем простой пример.
Некий субъект желает получить информацию об ответственности за хулиганство (ст. 213 УК РФ). Он может сформулировать запрос для ЭВМ, состоящий из трех слов "уголовная ответственность" и "хулиганство". Ответ ЭВМ будет содержать только текст ст. 213 УК РФ. Однако для применения данной нормы надо располагать дополнительной информацией: об условиях уголовной ответственности за хулиганство, о возрасте уголовной ответственности, порядке расследования дел данной категории и другими сведениями, что достигается в результате применения более сложных методов.
Реализация задач информационного поиска в правовой сфере потребовала создания соответствующих информационных (компьютерных) технологий. К их числу относятся и автоматизированные информационно-поисковые системы правовой информации (АИПС). АИПС — система информационных, математических, программных лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и коллективного использования правовой информации.
АИПС правовой информации включает:
1) новейшие компьютерные технологии;
2) специалистов, осуществляющих операции по эксплуатации системы (инженеры, математики, программисты, операторы и другие представители технических наук, осуществляющие технические операции);
3) специалистов конкретной правовой сферы широкого класса, выполняющих работу по организации создания и эксплуатации информационно-поисковых систем.*
* АИПС правовой информации относится к классу социально-технических человеко-машинных систем.
Создание АИПС правовой информации опирается на решение следующих задач:
определение качественных и количественных характеристик правовой информации;
разработка наиболее эффективных способов сбора и распространения правовой информации;
определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему;
разработка информационных алгоритмов;
набор процедур автоматизированного поиска нормативных правовых актов в памяти ЭВМ с большим объемом информации;
проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и организаций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики.
В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки нормативной правовой информации. Это как бы "мозг и сердце" всей системы. В них аккумулируются все нормативные правовые акты, необходимые для решения правотворческих и правоприменительных задач.
База данных — совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам. Базой данных являются специальным образом организованные группы файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г. "база данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ".*
* Российская газета. 1992. 20 окт.
База данных предназначена для хранения больших массивов информации, быстрого поиска нужных сведений и документов. Она создается в любой информационной системе — от автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста до суперкомпьютера.
База нормативных актов представляет собою неограниченный по объему набор НПА. Нормативному правовому акту присущи следующие признаки:
он является письменным официальным актом, изданным от имени государства;
НПА издается строго в соответствии с компетенцией государственного органа;
он предназначен для регулирования различных общественных отношений, обладает формальной определенностью и общеобязательностью;
в системе НПА видное место занимает закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, издаваемый законодательным органом или принимаемый путем всенародного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.*
* Для многих законов характерна и такая черта, как объединение в блоки (группы) сходных законов.
Для создания и функционирования АИПС в области права большое значение имеет такой фактор, как структура НПА — внутренняя архитектоника. Для удовлетворения таких потребностей необходимо, чтобы код обозначал не только нормативный правовой акт в целом, но и статью (пункт, параграф) — его четко выраженную структурную часть, один из микроэлементов формальной структуры НПА. Код, состоящий из номера акта и номера его статьи, является адресом правовой нормы.
Большой эффект дает создание информационных баз, ориентированных на специальные виды правотворческой деятельности.
Условия поиска нормативно-правовой информации создают предпосылки для большого разнообразия в вопросах. Для иллюстрации можно указать на следующие характерные вопросы:
В каком нормативном правовом акте применяется термин "государственное регулирование средств массовой информации"?
Когда и каким органом был принят Гражданский кодекс РФ?
Какими актами определен юридический статус акционерных обществ?
К какой отрасли права относится Федеральный закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем"?
Какие акты регулируют государственную регистрацию недвижимости?
Какие акты регулируют предпринимательскую деятельность?
Каким нормативным актом регулируется правовой статус президентских программ по борьбе с преступностью?
В каком акте определено понятие "вердикт присяжных"?
Какие нормы и акты международного, права регламентируют права граждан на информацию?
Центры правовой информации выполнят также следующие функции:
избирательное распространение информации о вновь принятых актах; подготовка перечней актов по темам, предложенным абонентами;
выдача сведений об изменении и признании актов (их статей) утратившими силу, с указанием, каким актом это произведено;
выпуск информационных изданий и тиражирование массивов на машинных носителях для других АИПС;
аналитическая обработка НПА (поиск частоты встречаемости определенного термина, анализ сбалансированности законодательства с учетом роли и места ведомственного законодательства и возрастания роли закона).
Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления — создание гипертекстовых баз знаний.* Гипертекст — это особая форма организации, представления текстового материала. Гипертекстовые технологии опираются на новые формы использования компьютеров, создание специальных программ.
* Идея гипертекста была выдвинута в 1945 г. советником президента Рузвельта по науке Веневером Бушем.
Большинство текстов любой природы, включая и правовые, содержат наряду с основным и некоторые иные тексты — второго порядка: система ссылок к тексту, комментарии к нему, разные редакции текста, тексты, отвечающие или возражающие друг другу, и др.
Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. В области права характерным примером может быть система ссылок на иные НПА, содержащиеся в данном акте.
§ 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус
Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Право не существует вне языка. Язык права — это система его речевых средств. Слова, термины, предложения и фразы — все это "строительный материал", на базе которого формируется законодательный текст.
Статья 2 Федерального закона "Об информации" относит к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем также и лингвистические средства. В информатике под средством лингвистического обеспечения АИС понимается совокупность всех языковых средств обеспечения высокой эффективности информационного поиска.
В системе средств лингвистического обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык. В широком смысле язык — это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Знаком называется материальный объект, который выступает в качестве представителя какого-либо другого предмета (символ, слово). Информационно-поисковый язык — это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.
Любая информация для того, чтобы быть переданной, должна соответствующим образом кодироваться, т. е. переводиться на язык специальных символов или сигналов. Сигналами, передающими информацию, могут быть электрические импульсы, световые или звуковые колебания, механические перемещения и т. д. Построение любого формализованного языка начинается с задания его алфавита — совокупности исходных символов, которые подразделяются на логические и нелогические. Информационный поисковый язык (ИПЯ) по законодательству должен обеспечивать:
эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов;
высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества;
оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;
минимальный "шум" (т. е. сведение к минимуму выдачи компьютером излишней информации);
полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества (создание нового акта, систематизация).
Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.
Языки предметного типа — это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрика-торы. При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками.
В практике информационной работы язык предметного типа не утратил своего значения. Так, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы разработан предметно-алфавитный указатель к Конституции РФ и к Гражданскому кодексу РФ. Юридическим домом "Юстицинформ" подготовлен Словарь-справочник по российскому законодательству, включающий термины, определения, понятия федеральных законов.
Юридическое информационное агентство Interlex разработало концепцию создания "Словаря законодательной лексики" (СЗЛ). Функционально электронный аналог СЗЛ должен обеспечивать поиск необходимой информации и быстрый доступ к любой словарной статье и ее содержанию, а также переход из словарной статьи в соответствующий текст (тексты) нормативного акта.
Язык классификационного типа представляет собой не что иное, как классификатор отраслей законодательства.
Третий тип ИПЯ - это язык дескрипторного типа. Такой язык обладает большой "семантической силой", т. е. способен полностью передавать смысл НПА, выразить комбинацией дескрипторов любое понятие, характеризуются высокой степенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов.
Дескрипторные информационно-поисковые языки, применяемые и разрабатываемые для использования в АИПС правовой информации, можно подразделить на два основных класса:
1) языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями,
2) языки, которые содержат в своем составе логико-смысловые отношения.
Важнейшее место среди языков дескрипторного типа занимает правовой тезаурус как язык, обладающий наибольшей семантической силой. Правовой тезаурус — это лексико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации. Его задача состоит в том, чтобы упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе.
В информатике тезаурус выполняет следующие основные функции:
1) используется для организации информационного поиска ("информационно-поисковый тезаурус");
2) используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач;*
3) используется как средство, измеряющее смысл сообщения;**
4) выступает в качестве важнейшего средства поиска латентной информации.
* Тезаурусы этого типа получили распространение в зарубежной правовой информатике. Они включают: полный словарь терминов, определения юридических понятий, комментарии, статистические данные о количестве дескрипторов на тему и т. п.
** "Тезаурус пользователя" — совокупность сведений, которыми располагает пользователь.
Тезаурус включает ряд основных понятий.
Ключевые слова, которые наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты. Не относятся к ключевым также слова, которые не имеют существенной смысловой нагрузки. Например, вспомогательные, общеупотребительные, слова, которые можно опустить без ущерба для смысла правовой нормы.
Понятие дескриптора. Дальнейшее обобщение понятия ключевого слова приводит к понятию дескриптора. Под дескриптором понимают лексическую единицу информационно-поискового языка, служащую для описания основного смыслового содержания правовой нормы или нормативного акта. Можно сказать, что дескриптор — это выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов. Такие слова образуют так называемую дескрипторскую статью. В результате происходит "сжатие информации". Дескрипторная статья может иметь следующую структуру: заглавный дескриптор, ключевые слова из класса эквивалентности; слова, подчиненные заглавному слову; ключевые слова, ассоциированные с заглавным.
Процедура составления поискового образа правовой нормы, правового института или нормативного правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует содержание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дискрепторов. Оно может выполняться только высококвалифицированным юристом широкого профиля.*
* Вместе с тем индексирование нельзя сводить к количественному понятию индекса.
Понятия дескриптора и ключевого слова служат для достижения двух целей. Первая цель состоит в том, чтобы использовать эти понятия для составления поисковых образов правовых норм. Поисковый образ правовой нормы (нормативного правового акта) — это формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов и дескрипторов). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного акта в памяти компьютера.
Вторая задача применения языка дескрипторного типа состоит в том, чтобы правильно составлять запросы на поиск правовой информации, которые вводятся в ЭВМ. Словарь пользователя должен быть заменен (уточнен) словарем информационного поискового языка (ИПЯ). Поиск информации с помощью ЭВМ основан в конечном итоге на познаковом отождествлении терминов запроса и терминов документа.
Подведем некоторые итоги. Использование тезауруса позволяет осуществить более глубокий и всесторонний поиск нормативно-правовой информации. Его роль особенно велика в тех случаях, когда речь идет о поиске и систематизации данных, используемых при решении правотворческих задач.
Существуют тезаурусы различных типов: Научным центром правовой информации Министерства юстиции РФ в 70-е гг. был разработан общеправовой тезаурус; он насчитывает около 102 тысяч слов и словосочетаний. Однако в настоящее время он не применяется.
Второй тип — тезаурус, специализированный по отраслям права. Он содержит гораздо меньшее число дескрипторов и ключевых слов.
Далеко не во всех АИПС нормативно-правовой информации, созданных и действующих в России, применяется тезаурус. Однако такое положение необходимо рассматривать как временное. Предстоит значительная работа по созданию правовых тезаурусов различных типов и видов.*
* Тезаурус используется в большинстве АИПС правовой информации, созданных за рубежом.
Примером специального тезауруса может служить многоязычный политематический информационно-поисковый тезаурус Eurovoc, признанный в качестве международного терминологического стандарта. Eurovoc используется в документальных (содержащих информацию о законодательных актах и документах ЕС) и библиографических информационно-поисковых системах библиотек, информационных служб Европейского сообщества. Первое издание данного тезауруса было опубликовано в 1984 г. на семи языках (2 тома). Второе, переработанное, — в 1987 г. на девяти языках. Оно состояло из 21 раздела, 126 микротезаурусов, 5359 дескрипторов (по сравнению с первым изданием внесены следующие изменения: добавлено 566 новых дескриптора и 26 дескрипторов удалено). Третье — в 1997 г. Перевод данного документа на русский язык осуществлен в 1998 г. Парламентской библиотекой Федерального Собрания.
Созданию АИПС в сфере права способствует наличие различных лингвистических средств — словарей, словников, классификаторов, банков юридических терминов.
Классификатор — систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. При любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования:
полнота охвата объектов рассматриваемой области;
возможность включения новых объектов;
многоуровневая структура.
В общеправовом классификаторе отраслей законодательства 1995 г. имеется 68 рубрик верхнего уровня. В пределах одной рубрики выделяются подрубрики первого и второго порядков.
Общеправовой классификатор систематически обновляется. В 1997 г. утверждена его последняя версия (третья по счету),* содержащая 53 рубрики первого уровня. Эти рубрики включают не только отрасли законодательства, но и другие его основания (например, отрасли хозяйства и управления и т.д.).
* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 119.
Фрагмент рубрик первого уровня приведен на стр. 247.
В известной юридической фирме "Консультант Плюс" разработан проект классификатора правовых актов, предназначенный для нужд этой фирмы. В Государственной Думе подготовлен проект Общеевропейского классификатора международно-правовых актов.
Использование классификаторов нормативных актов дает достаточно большой эффект. Однако их эффективность снижается при поиске актов по узким темам.
В процессе упорядочения НПА целесообразно использовать не толь