Исследовательские методы в работе социального педагога в ДОУ

1. Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:

изучение документов и других источников;

✓ наблюдение (невключенное и включенное);

✓ устный опрос (в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования) и письменный опрос (по вопросникам закрытого типа, открытого типа);

✓ оценивание (метод компетентных судей) — разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;

анализ диагностических ситуаций;

✓ изучение результатов деятельности, а также различные методики социально-педагогического обследования. Педагогический консилиум представляет собой процесс коллективного оценивания, обсуждения результатов исследования. Своеобразным синтезом оценивания, письменного опроса и педагогического консилиума выступает метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т. д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня — метода моделирования.

2. Исследовательские методики – признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования.

К их числу принадлежат:

✓ методика социально-педагогического обследования;

✓ методика изучения, анализа, обобщения и использования передового опыта;

✓ опытная работа (ОР);

✓ социально-педагогический эксперимент.

3. Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.

Обследование, связанное с выездом группы исследователей на место расположения объекта, называется экспедицией. Можно выделить несколько видов обследования:

разведывательное (пилотажное, зондирующее) обследование связано с апробированием отобранных методик, предварительной ориентацией в объекте;

частичное — проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснения отдельных сквозных проблемных вопросов;

комплексное — изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме изучения и последовательного (систематического) изучения его компонентов.

Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа:

✓ сбор информации;

✓ обработка информации;

✓ систематизация информации и подведение итогов (конструирование выводов).

3. Методика анализа и обобщения передового опыта используется при поиске новых подходов и методик. Передовой опыт в социально-педагогической практике, как правило, складывается исходя из практических, прикладных, а не исследовательских задач.

4. Метод опытной работы — это специально поставленный опыт, проводящийся по заранее разработанным программе или проекту. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования.

5. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow