1. Методами социально-педагогического исследования окружающей действительности являются:
✓ изучение документов и других источников;
✓ наблюдение (невключенное и включенное);
✓ устный опрос (в виде диагностической беседы, свободного обмена мнениями двух людей (интервью) или группового собеседования) и письменный опрос (по вопросникам закрытого типа, открытого типа);
✓ оценивание (метод компетентных судей) — разновидность опроса, связанного с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно оценить изучаемое;
✓ анализ диагностических ситуаций;
✓ изучение результатов деятельности, а также различные методики социально-педагогического обследования. Педагогический консилиум представляет собой процесс коллективного оценивания, обсуждения результатов исследования. Своеобразным синтезом оценивания, письменного опроса и педагогического консилиума выступает метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т. д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня — метода моделирования.
2. Исследовательские методики – признанные, апробированные процедуры, используемые для достижения поставленных целей ряда методов исследования.
К их числу принадлежат:
✓ методика социально-педагогического обследования;
✓ методика изучения, анализа, обобщения и использования передового опыта;
✓ опытная работа (ОР);
✓ социально-педагогический эксперимент.
3. Социально-педагогическое обследование представляет собой комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение объекта согласно предполагаемой программе.
Обследование, связанное с выездом группы исследователей на место расположения объекта, называется экспедицией. Можно выделить несколько видов обследования:
✓ разведывательное (пилотажное, зондирующее) обследование связано с апробированием отобранных методик, предварительной ориентацией в объекте;
✓ частичное — проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснения отдельных сквозных проблемных вопросов;
✓ комплексное — изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме изучения и последовательного (систематического) изучения его компонентов.
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа:
✓ сбор информации;
✓ обработка информации;
✓ систематизация информации и подведение итогов (конструирование выводов).
3. Методика анализа и обобщения передового опыта используется при поиске новых подходов и методик. Передовой опыт в социально-педагогической практике, как правило, складывается исходя из практических, прикладных, а не исследовательских задач.
4. Метод опытной работы — это специально поставленный опыт, проводящийся по заранее разработанным программе или проекту. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования.
5. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях.