Реабилитационный уровень. Является важнейшим в системе работы социального педагога с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий:
Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.
Методы (приемы консультирования):
-беседа;
-включенное наблюдение;
-убеждение;
В своей работе социальный педагог может использовать исходя из ситуации: одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать.
Метод легенд (вымысла) - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента, приглашение к себе в кабинет и убеждение в помощи.
|
|
Метод «письмо-обращение», доверие - цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.
Методы групповой реабилитации:
Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.
Лекция – передача информации лектором.
Диспут - подготовленное обсуждение одного важного вопроса.
Дискуссия - столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.
Собрание - плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини – лекция, диспут, беседа, презентации, используются видеоматериалы.приемы игротерапии, мозгового штурма.
Одна из технологий социальной педагогики – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (объявления, листовки, флаеры, памятки, приглашение, анкетирование).
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка.
|
|
Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.