Диагностический уровень. На этом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога.
Когда клиент обратился сам (добровольное обращение) –оценка ситуации в случае необходимости организация консультации психолога;
При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье (обязательное посещение семьи, составление акта посещения, разговор с соседями и т.д.), организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Этапы диагностики:
Сбор информации; Анализ информации, Постановка социального диагноза.
О бъективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (очень важно смотреть на проблему исходя из интересов клиента)
Этические принципы:
Степень открытости;
Невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы (могут быть опрошены психологом*):
Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента)
Беседа (диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану)
Анкета (письменный опрос);
Тесты (набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике:
А) шкальные методики. Для определения результата в совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.
Б) Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска).
В) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (агрессия, переживание)
Г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
Д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения).
Е) анализ документации. Изучение документов - важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
Ж) метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи.