Работа социального педагога в ДОУ с воспитанниками

I. Информационно-аналитический блок – это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

Для этого в своей практике использую:

· традиционные методы: опрос воспитателей, индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), патронаж, который провожу самостоятельно и совместно с воспитателями групп или администрацией.

· сотрудничаю с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, администрацией, так как для выявления реальных условий развития ребенка мне необходимы данные диагностических методик, медицинских карт, наблюдений, которые проводят специалисты.

Для анализа и оценки ситуации в семье предлагала детям анкету «Семья глазами ребенка», которую проводила в форме стандартизированного интервью. Получив ответы на вопросы анкеты, могла в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье смогла получить также из рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой самый любимый человек».

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада, участвовала в проведении анкетирования среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступающих детей — провожу опрос на тему; «Ваши пожелания и ожидания от детского сада».

Для выявления профессионального мастерства педагогов использую опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка использую следующие формы работы с родителями:

· индивидуальные и групповые консультации: «Нарушение прав ребенка в семье», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях», «Права первоклассника в школе»;

· информационные листы на стендах в раздевалках каждой возрастной группы.

· листы-памятки для родителей и педагогов.

В работе с педагогами в основном использую консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», проводилась деловая игра — викторина «Знаем ли мы права детей».

II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация консультативного пункта. Обращаясь в него, родители получают консультативную или практическую помощь администрации ДОУ, старшего воспитателя, педагога - психолога, старшей медицинской сестры, учителя – логопеда, социального педагога, инструктора по физической подготовке. Специалисты помогают определить особенности развития каждого ребенка для подготовки его к поступлению в ДОУ или в школу, помогают решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Её цель: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам психологического развития детей раннего возраста.

Использование в практике работы с детьми коммуникативных игр способствует развитию у последних навыков общения, коммуникативных способностей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.

Особое внимание уделяю взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разработала план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и КДН, разработаны комплексные коррекционные планы работы.

Цель, задачи и содержание социального воздействия на семью, направлены на оказание ей помощи и преодоление проблем.

- Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитывать их детей – это родительское право и обязанность.

- Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.

- Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.

III блок – контрольно-оценочный — это анализ эффективности работы по социализации личности ребенка в ДОУ.

Если в 2011 – 2012 учебном году интерес к проводимым мероприятиям в ДОУ проявили 55% родителей, то уже 2012 – 2013 этот процент составил 64

Все это свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.

В 2011 – 2012 учебном году на профилактическом учете в КДН состояло 3 семьи, в 2012 – 2013 году 2 семьи. На начало 2014 года эти семьи сняты с учета.

Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума (семья, группа детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: