Стратегия сотрудничества социального педагога с другими специалистами образовательного учреждения и вне его определяется прежде всего спецификой учреждения, особенностями социума и характером проблем детей.
Социальный педагог (социально-педагогическая служба) должен владеть искусством управления социально-педагогическим взаимодействием, умением определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности специалистов.
Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.
Основу взаимодействия в социальной педагогике, по мнению А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
|
|
Рассматривая социально-педагогическое взаимодействие как сложную полифункциональную и регулируемую систему, в его структуре можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
а) специфика отношений участников педагогического взаимодействия;
б) стиль их общения;
в) особенности построения совместной деятельности; "Чг) направленность взаимодействия.
Социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, который позволяет рассматривать социально-педагогический процесс с целью решения социально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Социально-педагогический процесс реализует цели образования в условиях социально-педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему социально-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников.
Социально-педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов: дидактических, воспитательных и социальных, присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.
|
|
В современном западном и отечественном менеджменте команды считаются наиболее эффективным средством для решения сложных стратегических и тактических задач. Для решения проблем социальной сферы, образования, здравоохранения на сегодняшний день понятие «команда» не является традиционным. Команды могут называться советами, комиссиями, целевыми группами, группами. Часто встречаются на практике и такие обозначения: рабочая, малая, автономная, многофункциональная, самопланируемая, самоуправляемая, эффективная команда и т.д.
Команда должна обладать собственными определенными признаками. Наиболее существенными из них являются (О.А. Филиппова):
целевая природа. Команда создается для реализации определенных программ-проектов, ее эффективность оценивается по степени и качеству их реализации;
разделение и специализация труда. Команда предполагает разделение труда и его специализацию по функциональному признаку, поэтому имеют место различные горизонтальные структуры;
формальная структура. Команда является специфической организационной структурой, в рамках которой осуществляется управление программой, координация усилий членов команды. Разделение обязанностей, прав и ответственности в команде определяет те функциональные обязанности, за которые несет ответственность каждый член команды;
статусно-ролевая структура. Для достижения цели члены команды распределяются по ролям и статусам, поэтому команда представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются ее членами в соответствии с нормами и ценностями, принятыми в данной команде;
рабочие и групповые нормы. В команде существуют рабочие нормы, которые поддерживаются властной структурой команды с помощью административных мер воздействия и формальных организационно-распорядительных документов - положений, инструкций, приказов, распоряжений. Кроме того, существуют групповые морально-этические нормы, которые служат основой проведения социального контроля;
динамизм, команда - динамическая структура. Постоянное обновление состава команды связано с окончанием отдельных этапов программ,проектов, привлечением экспертов и консультантов со стороны, заменой неудовлетворительно работающих и не соответствующих групповым нормам участников, перестановкой персонала и перераспределением задач;
синергия. Команда обладает кооперативным или синергетическим эффектом;
устойчивость. Работа над программами, проектами, является хотя и временным, но достаточно длительным предприятием, поэтому необходимым условием эффективной работы команды, является устойчивость;
корпоративность. Команде присущи принципы корпоративного управления, поскольку реализация программ, проектов - это предприятие, объединяющее ресурсы и усилия нескольких людей для достижения общей цели. Корпоративность - это условие высокой выживаемости организации в условиях недостатка ресурсов, прежде всего, финансовых;
интегративность. Команда выступает механизмом интеграции целей и интересов участников программ и проектов, различных социальных структур.
Указанные выше признаки являются наиболее существенными, для определения команды как социальной организации.
В целом, для команды характерны следующие особенности:
· наличие у членов группы чувства "мы" и осознание своего членства в группе;
· некоторая продолжительность существования;
· наличие общей цели или целей;
· наличие групповой структуры, определенность ролей, обособление лидеров;
· взаимозависимость членов группы;
|
|
· взаимодействие.
Формирование команды характеризуется принципом дихотомии - сочетания формальных и неформальных характеристик. Это позволяет в дальнейшем развитии команды гармонизировать деятельность и отношения между ее участниками за счет психологической совместимости и учета личностных возможностей и ограничений.
Таким образом:
Команда есть группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
Под данным формированием, понимаются также постоянные или временные группы, с четко очерченным составом людей (обязательно членов организации), имеющих функциональную компетенцию, межличностные навыки и навыки лидерства для совместной работы по выполнению важного, четко определенного задания. Они хорошо справляются в выполнении многофункциональных, пересекающих границы конкретного подразделения задач, требующих координации использования ресурсов из многих функциональных областей.
Это предполагает наличие особых требований и условий взаимодействия, которые мы обозначаем как принципы создания подобных междисциплинарных команд:
принцип системности означает, что создание служб многопрофильной помощи детям предполагает не только участие представителей разных профессий (психологов, педагогов, педиатров, юристов, социальных работников и др.), но и многочисленные, разнохарактерные отношения между ними;
принцип целостности позволяет при создании таких команд учесть требование внутреннего и внешнего целевого единства данной организации;
принцип добровольности определяет степень внутренней готовности членов команды, продуманность их решения заниматься деятельностью по оказанию помощи детям, подвергшимся насилию;
принцип активности предполагает содержательную направленность действий каждого сотрудника с учетом его индивидуальных способностей;
|
|
принцип открытости характеризует возможности создаваемой команды постоянно учитывать внутренние и внешние проблемы, способности привлекать к своей деятельности и охватывать ею самые разные слои общества;
принцип развития учитывает возможные внутренние изменения команды, появление новых форм и способов ее существования;
принцип диалогичности предполагает признание ценности и необходимости для достижения цели каждого члена команды;
принцип диалектичности раскрывает внутренние причины самодвижения, самоорганизации службы многопрофильной помощи детям, поскольку любое насилие находится во взаимосвязи с жертвенностью. И даже в одном человеке, совершившем насилие, мы одновременно имеем дело и с жертвой.
Командообразование - это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды.
Процесс командообразования проходит несколько стадий:
Этап формирования (стадия рабочей группы).
Этот этап характеризуется неопределенностью ролей и пробными действиями членами команды по решению задач и установлению взаимоотношений внутри группы. Обсуждение серьезных тем и открытое проявление чувств членами команды избегаются. Руководящие указания могут быть неясными, цели и ожидания неясны, выполняется очень мало работы.
Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды).
Для данного этапа характерно проявление конфликта, соперничество за лидерство между членами команды. Цели и роли в группе по-прежнему могут быть неясны, что порождает враждебность, и приводит к достаточно низкой эффективности в деятельности.
Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды).
К этому этапу снижается конфликтность в группе, появляется чувство командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы. Эффективность решения задач на этой стадии развития команды можно обозначить в диапазоне от от средней до высокой. Но члены команды еще не полностью не посвящают себя достижению командной цели и решению текущих задач.
Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды).
Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности.
Создание команд требует времени и терпения. Причем данная процедура не видна явно, как традиционные финансовые или технологические нововведения. При создании команд важно помнить, что команды - это живые организмы. Они рождаются, растут и развиваются, становятся более зрелыми и умирают естественным путем.
В целом, развитие команды представляется как естественный процесс. Однако этот процесс можно значительно ускорить, применяя различные современные технологии работы с группой, которые позволяют развить навыки командного взаимодействия, способности принимать решения и т.д. Более того, его можно направить в том направлении, в котором требуется.