Задача клиента: понять с помощью консультанта, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны.
Задача консультанта: помочь клиенту, применяя персонификацию: «я», а не «мы», «мое», а не «наше» (то есть клиент должен быть сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей: «я почувствовал», «я подумал», «я сделал»). Дать возможность клиенту проработать горе в его темпе.
Условия работы на этой стадии:
• развитая эмпатия, позволяющая консультанту видеть мир глазами клиента;
• стимулирование (побуждение клиента оспорить те его утверждения, которые прозвучали раньше, например, женщина говорит: «Я – плохая мать», – но до этого она рассказывала о том, как занимается с детьми. Консультант в этом случае говорит: «Давайте остановимся на том, что вы – плохая мать. Раньше вы говорили, что много времени уделяете детям, а плохая мать не будет этого делать…»);
• немедленная реакция на то, что происходит в ситуации консультирования.
Навыки, необходимые на второй стадии:
• новые умения, предлагаемые как «подарок», а не угроза, в помощь клиенту для продвижения вперед к более глубокому эмпатичному пониманию;
• помощь в понимании затрагиваемых тем, непоследовательности поведения клиента, в разговоре и пр.;
• информирование;
• разговор «я – ты» о том, что происходит между консультантом и клиентом;
• постановка целей.