Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.
1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт. На этой стадии:
• используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы защиты;
• задействуются знакомые ресурсы;
• сохраняется гибкость в решении проблемы;
• напряжение и релаксация сбалансированы.
Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения:
|
|
• растет ощущение неуверенности и страха;
• еще больше возрастает напряжение;
• происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи;
• пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;
• уменьшается гибкость в подходе к проблеме;
• напряжение преобладает над релаксацией.
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может получить помощи, наступает следующая стадия.
3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:
• проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса;
• разрушаются привычные механизмы преодоления;
• происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи);
• человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации, как суицид, убийство и другие противоправные действия.
На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. На любой из этих стадий может закончиться развитие кризисного процесса.
4.2. ПОМОЩЬ В КРИЗИСЕ
Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция — это:
|
|
• работа, направленная на выражение сильных эмоций;
• уменьшение смятения благодаря процессу повторения;
• открытие доступа к исследованию острых проблем;
• формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента;
• создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
1. Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.
2. Кризисная интервенция — это не консультирование и не психотерапия, при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.
3. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.
4. Нерешенные «исторические» проблемы вплетены в кризисную ситуацию, эмоциональное топливо прошлого подогревает
актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда — нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме.
5. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему.
6. Навыки активного слушания (перефразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию) позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.
ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ
Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.
Первая стадия: Сбор информации
1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы, к которым можно подступиться.
2. Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.
3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной ситуации.
Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы
100
101
102
1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку:
• формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть отрицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
• проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
• формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и «исторические» проблемы.
2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.
3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему— она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.
|
|
4. Что делать, если определение проблемы застопоривается:
• перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;
• перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;
• проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;
• исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.
Третья стадия: Альтернативы и решения 1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
• когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
• когда решение усугубляет проблему.
2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
ПРИМЕРЫ РАБОТЫ
С КРИЗИСНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. «Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них. „Хочу, чтобы все было как раньше", „Почему это произошло со мной?" — подобные мысли могут принимать характер навязчивости»44.
«Тихая воительница»
Это была высокая и очень красивая девушка. Пока она сидела в коридоре, ожидая приема, головы проходящих мимо людей невольно обращались в ее сторону. Казалось, такая красавица должна говорить спокойно и уверенно. Но она, сев в кресло, опустила голову и забормотала очень тихо, запинаясь и останавливаясь на каждом слове. Ее трясло. Звали девушку Ирина. Вот что можно было понять из ее рассказа.
|
|
Неделю назад Ира возвращалась домой от подруги. Было всего девять часов вечера, и потому мысль об опасности не приходила ей в голову. В проходном
44 Перри Г. Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-пресс, 1995. С.141-176.
103
i04
дворе на нее налетел мужчина. Угрожая ножом, он поволок девушку в пустую парадную и потребовал удовлетворить его желания. В парадной не было квартир, это был просто сквозной проход на соседнюю улицу, к тому же кричать Ирина боялась. Но несмотря на испуг, ей удалось вырваться и убежать.
С тех пор она боится ходить по улицам, в каждом мужчине видится насильник. «Я привыкла доверять мужчинам, они всегда меня опекали, теперь я от всех шарахаюсь. Я ничего не рассказывала родителям, только своему молодому человеку. Он беспокоится за меня, видит, как я изменилась, сказал, что мне нужен психолог, и записал меня сюда». Днем, когда Ирина была чем-то занята, она могла отвлечься, но когда оставалась оДна, воспоминания о пережитом страхе не давали покоя.
Консультант: Что вы вспоминаете больше всего?
Клиент: Разное... Думаю о том, что это все могло кончиться иначе... Когда я увидела нож, я ужасно испугалась. Я вспомнила передачу, может, вы видели по телевизору, про милиционера, который знакомился с девушками, потом насиловал их и убивал. Я представила себе расчлененные трупы... И тогда откуда-то взялись силы, я ударила его ногой... (Ира еще ниже опустила голову) ну сами понимаете куда... Он скривился, уронил нож, а я выбежала на Съездовскую, там ведь народу полно.
К концу рассказа Ирина уже почти шептала слова, теребя в руках платочек. Это выглядело очень странно. Человек сам спас себе жизнь, казалось бы, надо гордиться своим подвигом...
Консультант: Ира, у меня к вам предложение. Представьте, что вы смотрите на эту ситуацию со стороны. Вот показали по телевизору историю про девушку Ирину, как напал на нее мужчина в темном дворе, как угрожал ей ножом, как ей удалось ударить его и спастись... Что бы вы сказали об этой девушке Ирине?
Клиент: Ну, что она молодец... Что не растерялась... Сильная...
Консультант: Вы как-то об этом так вяло говорите, без энтузиазма.
Клиент: Мне кажется, это не я...
Консультант: Растерянная, испуганная Ирина— это вы, а сильная и смелая — нет?
Клиент: Вот как будто так. Это как будто откуда-то взялось.
Консультант: Откуда-то извне?
Клиент: Да.
Консультант: Можете представить себе образ растерянной Иры и сильной Иры?
Клиент: Нет, не знаю...
Консультант: Хорошо, какого цвета растерянная Ира?
Клиент: Она серая.
Консультант: А сильная?
Клиент: Фиолетовая.
По просьбе консультанта Ирина изобразила на разных листах серое и фиолетовое пятна.
Консультант: Вот это серая Ира. Что вы можете
сказать о ней? Клиент: Она слабая, она многого боится, но она мягкая,
добрая, понимающая. Консультант: А фиолетовая?
Клиент: Она сильная, но жесткая, в ней нет понимания. Консультант: Она вам нравится? Вы улыбнулись,
когда о ней говорили. Клиент: Я восхищаюсь ею, но она мне не нравится. То
есть, скажем, я не хотела бы, чтобы она была мне
другом...
По мере дальнейшего разговора образы менялись, в них появлялись новые краски, Ирина вносила их в свои рисунки, менялось отношение к ним Ирины и сам тон ее голоса. Казалось, она впускает в себя сильную Иру и по-другому видит слабую.
Клиент: Она теперь меня немного раздражает. Она добрая, это хорошо, но она беспомощная, привыкла,
105
чтобы ее опекали. Она использует других людей, и ее используют.
Консультант: А сильная как видится теперь?
Клиент: Она независимая, может сама о себе позаботиться. Правда, может и не заметить чего-то, не почувствовать, например, когда другому плохо. Но она самостоятельная, с ней не скучно. А слабая может быть унылой и скучной. В сущности она как ребенок... Как ребенок... (смотрит на рисунок). Теперь в ней появился желтый цвет.
Консультант: Это веселый ребенок?
Клиент (улыбаясь): Да.
Консультант: То есть вам нужна и та и другая?
Клиент: Да.
Консультант: И сколько от каждой Ирины вы хотели бы взять себе?
Клиент: Я хотела бы 70% сильной и 30% слабой.
Консультант: Вы сможете узнать в себе эти части, когда той или другой будет больше, чем вам хотелось бы?
Клиент: Да. И вспомню эту картинку.
Консультант: И вы всегда будете помнить, что вы главная, что вам выбирать и решать, какой быть?
Клиент: Да.
Консультант: Какую часть вы сейчас больше в себе ощущаете?
Клиент: Сильную.
Консультант: Вы перестали дрожать, вы это чувствуете?
Клиент: Да, конечно. Яне думала, что эту ситуацию можно увидеть как-то по-другому. Я только сидела, все вспоминала, мучилась и думала: почему это случилось со мной? Наверное, я в этом виновата... Но когда вы сказали посмотреть со стороны, что-то как будто изменилось.
Консультант: Вы хотите взять с собой рисунки?
Клиент: Хочу... (улыбаясь). Меня сейчас там, за дверью, не узнают.
Клиентке пришлось пережить страх за свою жизнь, отвращение, ужас. И эти сильные чувства нужно было проработать.
Но произошло еще кое-что. Она встретилась со своей силой и агрессией, и ей трудно было принять эти свои качества, хотя именно они спасли ей жизнь. Испытанию подверглись и ее представления о мире как безопасном месте, где ее никогда не дадут в обиду сильные мужчины, всегда любившие и опекавшие ее. Она чувствовала себя незащищенной, но вместо того, чтобы соприкоснуться со своей силой, она, сохраняя старый стереотип поведения и, может быть, неосознанно усиливая его («Чем я буду слабее, тем скорее найду себе защиту»), полностью растворилась в мягкой и слабой части своей личности. Она утратила контроль над ситуацией и своим состоянием. Поэтому такое большое значение имело для нее (и она сама отметила этот момент как поворотный) предложение консультанта встать в позицию наблюдателя и посмотреть на ситуацию со стороны. Из этой позиции она смогла пересмотреть свои отношения с разными частями своей личности и принять свою силу.
В кризисном состоянии человек настолько захвачен своими переживаниями, что он просто не может говорить и думать ни о чем другом, даже объективно более значимом. Приводимый ниже случай мы часто разбирали на учебных группах, и это позволяет нам подробно и предметно поговорить о типичных ошибках начинающих консультантов при работе с кризисным состоянием.
«Отставка палачу»
На прием обратилась женщина лет 35, Елена. Она работает вахтером в общежитии, разведена, имеет ребенка 6 лет. Рассказывая о своей ситуации, клиентка волновалась, иногда почти кричала, в голосе ее слышались слезы. Год назад ее оставил мужчина, с которым она жила два года. Она очень переживала разрыв и решила обратиться за помощью к платному психотерапевту. «Он показывал мне какие-то рожи и спрашивал, что я чувствую. Потом дал заполнить какой-то тест. Потом сказал, что пора уже расти, сколько можно быть ребенком. А потом говорит, что надо еще прийти. Я говорю: „И заплатить, конечно... чтоб вам Кент курить" — а он так развалясь сидел, и Кент у него на столе. А он: „Ну уж не бесплатно, мы, психотерапевты, тоже кушать хотим...". А я говорю: „Нет у меня денег платить. Да за
106
107
что платить? Что вы мне сделали, чем помогли?" Так он меня просто выгнал. Я шла всю дорогу от него и плакала. Какое он имел право! Он унизил меня, влез в мою жизнь. Что он знает обо мне, о том, какая я? Что он знает о моей жизни, чтобы меня судить?!»
С тех пор, вот уже в течение года, Елена ведет мысленные диалоги с обидевшим ее психотерапевтом. Она чувствует себя обманутой, жалеет, что у нее не осталось никаких квитанций об оплате, чтобы она могла как-то наказать психотерапевта, потому что в этом наказании видит единственный способ избавиться от преследующего ее образа обидчика. «Я все время вижу перед собой его рожу. Я больше не хочу этого, я устала, я хочу, чтобы он ушел из моей жизни. Кто он такой, чтобы я все время о нем думала?!»
Для дальнейшего развития сессии большинство студентов, обучающихся консультированию, видят следующие возможности: поговорить о том, что привело ее к психотерапевту год назад и какую помощь она хотела от него получить; предложить рассказать о том, как жила она до визита к терапевту; оттолкнувшись от фразы «Что он знает о том, какая я?», предложить клиентке рассказать о том, какая она, и, может быть, настроить ее на позитивный лад; выяснить, что же такого сказал психотерапевт, что так обидело ее; может быть, постараться показать ей, что ее реакция неадекватна.
Кажется, что все усилия таким образом направляются на то, чтобы незаметно увести клиентку с того пика переживаний, на котором она в данный момент находится. И это типичная реакция на сильные эмоции другого — хочется их немедленно прекратить, «ведь он так страдает, надо его отвлечь». На самом деле основная мотивация стратегии отвлечения — страдания собеседника (или консультанта, как в данном случае).
Реакция клиентки, конечно, неразумна, логика чувств не всегда совпадает с логикой разума. Но вряд ли ей нужно это объяснять. И конечно, ей самой хочется отвлечься от своих переживаний. Скорее всего, она в этом более изобретательна, чем консультант, но у нее не получается сделать это уже год. И, конечно, острая реакция клиентки обусловлена всей ее жизненной историей, но вопросы, направленные на исследование жизненной истории, обращены скорее к интеллектуальной
109
сфере, а клиентку захлестывают эмоции и ей трудно что-то анализировать. И может быть, ничего особенного этот психотерапевт ей и не сказал, а просто это была последняя капля, которая, как мы говорили, может быть пусковым механизмом кризиса. Настойчивые расспросы — что же все-таки такого он сказал — могут восприниматься как недоверие и вызывать раздражение или обиду у клиента.
Когда бушует пожар, важно его потушить, а потом уже разбираться в том, бросил ли кто-то непотушенный окурок или сгорела проводка. И эти вопросы выясняет уже другое ведомство. Консультант — не комиссия по этике и ему не нужно решать судьбу того психотерапевта. Нужно помочь клиентке, которую мучает не тот человек, а тот образ, который живет в ее фантазии. Она ничего не может сделать с тем человеком, но образ находится в зоне ее контроля. Сейчас, в момент обращения, этот контроль утрачен. И консультант может помочь его вернуть. В группе 20-25 студентов, обучающихся консультированию, обычно находятся два-три человека, которые предлагают именно этот путь обращения к образу психотерапевта. Так в реальности и складывалась сессия.
Обговорив с клиенткой направление работы — постараться обрести контроль не над реальным человеком, которого она уже год не видела, а над тем образом, который она носит в себе, — консультант предложила ей представить, что образ материализовался здесь, в кабинете, где она находится рядом с консультантом, и она может сказать ему все, что захочет. Плача и срываясь временами на крик, клиентка проговорила свои обвинения. Затем, помня о желании клиентки наказать психотерапевта, консультант предложила ей представить, что она, Елена, — главный психотерапевт Ленинграда и ее обидчик предстал перед ней в качестве подчиненного. Елена с удовольствием отругала его.
Следующим шагом был вопрос консультанта: «Что вам напоминает этот образ?»
В ответ Елена разрыдалась и стала говорить о том, что она никогда не знала отца, что у матери менялись партнеры и она мечтала о том, чтобы кто-то из них остался с ними жить и стал ей отцом. Наконец, когда ей было 8 лет, такой человек появился, но он не оправдал
108
ее надежд, обижал и унижал ее, ревновал ее к матери, ограничивал их контакт, а мать не могла ее защитить. Образ врача-обидчика и образ отчима слились. Оба они обманули ее ожидания. Может быть, сыграло роль и то, что врач появился в ее жизни в тот момент, когда она пережила еще одно разочарование — ее оставил партнер, с которым она жила. Эта годами копившаяся горечь зарядила образ психотерапевта такой колоссальной энергией.
Консультант: Как представляется вам этот образ?
Клиент: Он дьявол, черт!
Консультант: Можете его нарисовать? (Елена черным фломастером нарисовала бородатого черта.)
Консультант: Еще есть ассоциации?
К л и е н т: Он палач, у него лицо закрыто и дырки для глаз (она рисует палача в капюшоне).
Консультант: Елена, вы хозяйка этому образу, вы можете приказать ему все, что угодно, он должен вам подчиниться. Скажите ему это.
Клиент (обращаясь к своему рисунку): Ты должен уйти из моей жизни. Я твоя хозяйка, я приказываю тебе, и ты должен меня слушаться.
Консультант: Как теперь вы себя чувствуете?
Кл иент: Мне легче.
Консул ьтант: Елена, когда вы говорили о своей жизни, мне показалось, что в этом очень много невысказанной боли. Может быть, вы хотели бы прийти еще раз, чтобы подробнее поговорить о том, как вы можете помочь себе.
На следующей встрече Елена сказала, что образ психотерапевта ее больше не мучит, что ее подруга даже заметила, что у нее изменился голос. Работа продолжилась, и ее предметом стали те проблемы клиентки, о которых на прошлой встрече упоминалось в общих чертах.
В работе с кризисным состоянием важно было дать клиентке отреагировать свои чувства и вернуть ощущение контроля. Но для дальнейшей работы может оказаться важным
исследовать: что же все-таки так обидело клиентку в словах психотерапевта? В какое больное место попали его, скорее всего, случайно брошенные слова? Какая часть представлений клиентки о себе оказалась в результате разрушенной? И почему она несколько раз упомянула о деньгах, которые она заплатила за консультацию? Спрашивать об этом клиента напрямую бесполезно, он этого не знает. Это вопросы консультанта к себе. Отвечая на них, мы можем построить гипотетическую картину внутренней реальности клиента, в которой эта необычная реакция будет не только логичной, но единственно возможной. В данном случае эта гипотетическая картина выглядела для консультанта примерно так: Елена потратила много усилий, доказывая самой себе и всем окружающим, что она взрослый, самостоятельный человек, заслуживающий уважения и признания. Она пришла к психотерапевту, заплатив деньги! И столкнулась с тем, что на нее смотрят свысока и упрекают в инфантилизме. В результате и без того хрупкие представления о себе как о Личности, с которой нужно считаться, рухнули. И если для снятия острой реакции потребовалась одна сессия, то, чтобы обрести настоящую веру в свою человеческую ценность и значимость, Елене нужно проделать долгий путь.
4.3. РАБОТА С СУИЦИДАЛЬНЫМИ КЛИЕНТАМИ
Суицид— это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему. Представление о суициде в нашей культуре окружено огромным количеством мифов. Осознание их может удержать консультанта от многих ошибок.
МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ
Миф: Суицид — редкое явление.
Факт: В Северной Америке суицид входит в число десяти основных причин смерти (для детей и юношества это одна из двух основных причин смерти). Мысли о самоубийстве приходят почти половине населения Соединенных Штатов. Суицидальные попытки совершают 1 из 250 человек. Фактически число суицидальных попыток может быть и гораздо больше, т. к. некоторые самоубийства маскируются под несчастные случаи.
110
т
112
Миф: Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда его не совершают.
Факт: Восемь из десяти людей, покончивших жизнь самоубийством, выражали суицидальные намерения.
Миф: Если человек уже решил умереть, его невозможно остановить.
Факт: Большинство людей, имеющих суицидальные намерения, колеблются между желанием жить и желанием умереть. Обращение за помощью к специалистам говорит об этой амбивалентности и надежде найти другой выход.
Миф: Вопросы и разговоры о самоубийстве могут заронить эту идею в голову человеку или укрепить его намерения.
Факт: Только открытый разговор о мыслях и намерениях человека, который хочет покончить с собой, может помочь человеку.
Миф: Человек, который говорит о самоубийстве, просто хочет привлечь к себе внимание. Если относиться к этому серьезно, он будет использовать это как средство шантажа.
Факт: Разговор о самоубийстве действительно может быть средством привлечения внимания. Может быть, это последняя попытка быть услышанным, когда человеку кажется, что все иные способы уже испробованы. Может быть, это крик о помощи, о которой человек не решается попросить в другой форме. Недоверие к серьезности намерений человека может оттолкнуть его и вызвать (особенно у подростка) желание «доказать», что он не играет. Кроме того, даже демонстративные попытки могут привести к трагическому исходу.
ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Предупреждающие знаки:
• сниженное настроение;
• нарушения сна, режима питания;
• злоупотребление алкоголем, наркотиками;
• саморазрушительное поведение;
• разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти;
• социальное отчуждение;
• снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);
• резкое изменение состояния — например, внезапное просветление после периода длительной депрессии;
• резкие изменения в поведении — человек, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей;
• приведение дел в порядок— составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных (для подростка— раздаривание любимых кассет, книг, безделушек);
• разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.
Факторы, увеличивающие риск:
• суицидальные попытки в прошлом;
• годовщины утрат;
• переживание потери;
• алкоголизм;
• смертельные болезни (СПИД, рак);
• психическое заболевание.
Разумеется, человек может быть печальным и не собираться покончить с собой, а составление завещания может означать только сознание ответственности перед семьей и ничего более. Но сочетание нескольких разных признаков может настораживать. Клиенту не всегда легко прямо сказать о своих намерениях, он может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться.
Если у консультанта в процессе разговора появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни. Например:
• «Я услышал, вы сказали, что так жить дальше невозможно»;
• «Меня беспокоит ваше состояние»;
• «Я хочу узнать, не думаете ли вы о самоубийстве». Если у человека нет подобных намерений, он просто даст
отрицательный ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, нужно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии:
• степень разработанности плана, конкретизация деталей;
• степень летальности;
• доступность средств.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
Прежде всего, дать возможность человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом — это желание обрести покой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи? Консультанту важно «прочитать» это скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если невозможно полностью разрешить проблему, то, может быть, можно сделать что-то, что принесет хотя бы временное облегчение.
Часто начинающие консультанты задаются вопросом: «А если клиент убедит меня в том, что самоубийство действительно самый лучший для него выход?» Но клиент обращается к консультанту не для того, чтобы посоветоваться о том, стоит ли ему умирать. И мы не судьи, которые могут решить его судьбу и сделать за него выбор. Задача консультанта в этом разговоре, как и в любом другом, слушать клиента, понимать и принимать его чувства. Но, разумеется, окончательный выбор, как и в любой другой ситуации, делает сам клиент.
ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
1. Не впадайте в замешательство и не выглядите шокированным.
2. Не пытайтесь спорить или отговаривать от суицида, вы проиграете спор.
3. Не пытайтесь преуменьшить боль, переживаемую другим. Высказывания типа: «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают человеку, что вы не понимаете его.
4. Не пытайтесь улучшить и исправить состояние клиента. Ему больно, и важно показать, что вы это понимаете.
5. Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы. Принимайте проблемы человека серьезно, говорите о них
115
открыто и откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей собственной или общепринятой.
6. Не говорите: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!» Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред.
7. Никогда не обещайте держать план суицида в секрете.