Арифметические преобразования при вычислении выражений

При выполнении операций производится автоматическое преобразование типов, чтобы привести операнды выражений к общему типу или чтобы расширить короткие величины до размера целых величин, используемых в машинных командах. Выполнение преобразования зависит от специфики операций и от типа операнда или операндов.

Рассмотрим общие арифметические преобразования.

1. Операнды типа float преобразуются к типу double.

2. Если один операнд long double, то второй преобразуется к этому же типу.

3. Если один операнд double, то второй также преобразуется к типу double.

4. Любые операнды типа char и short преобразуются к типу int.

5. Любые операнды unsigned char или unsigned short преобразуются к типу unsigned int.

6. Если один операнд типа unsigned long, то второй преобразуется к типу unsigned long.

7. Если один операнд типа long, то второй преобразуется к типу long.

8. Если один операнд типа unsigned int, то второй операнд преобразуется к этому же типу.

Таким образом, можно отметить, что при вычислении выражений операнды преобразуются к типу того операнда, который имеет наибольший размер.

Пример:

double ft,sd;unsigned char ch; unsigned long in;int i;....sd=ft*(i+ch/in);

При выполнении оператора присваивания правила преобразования будут использоваться следующим образом. Операнд ch преобразуется к unsigned int (правило 5). Затем он преобразуется к типу unsigned long (правило 6). По этому же правилу i преобразуется к unsigned long и результат операции, заключенной в круглые скобки будет иметь тип unsigned long. Затем он преобразуется к типу double (правило 3) и результат всего выражения будет иметь тип double.

Пример:

#include<stdio.h>

main()

{

double b=2.1;

int a=3;

double d1=b*a*a/2;

double d2=b*(a*a/2);

printf("%f %f",d1,d2);

}

даст результат d1=9.45 и d2=8.4, т.к. в первом случае переменная а при умножении на переменную b преобразуется к типу double, после чего происходит деление на 2. Во втором случае сначала выполняется вычисление выражения а*а целого типа, затем деление на 2 с получением целого результата, а только затем умножение на b, что приводит к типу double. Поэтому для получения верного результата во втором случае необходимо выполнить деление не на 2, а на 2.0.

При преобразовании символьных переменных в целые возникает один тонкий момент. Дело в том, что сам язык не указывает, должны ли переменным типа char соответствовать численные значения со знаком или без знака. Может ли при преобразовании char в int получиться отрицательное целое? К сожалению, ответ на этот вопрос меняется от машины к машине, отражая расхождения в их архитектуре. На некоторых машинах (pdp-11, например) переменная типа char, крайний левый бит которой содержит 1, преобразуется в отрицательное целое ("знаковое расширение"). На других машинах такое преобразование сопровождается добавлением нулей с левого края, в результате чего всегда получается положительное число.

Определение языка C++ гарантирует, что любой символ из стандартного набора символов машины никогда не даст отрицательного числа, так что эти символы можно свободно использовать в выражениях как положительные величины. Но произвольные комбинации двоичных знаков, хранящиеся как символьные переменные на некоторых машинах, могут дать отрицательные значения, а на других положительные.

Наиболее типичным примером возникновения такой ситуации является сучай, когда значение 1 используется в качестве EOF. Рассмотрим программу

char c; c = getchar();if (c == EOF)...

На машине, которая не осуществляет знакового расширения, переменная 'c' всегда положительна, поскольку она описана как char, а так как EOF отрицательно, то условие никогда не выполняется. Чтобы избежать такой ситуации, мы всегда предусмотрительно использовали int вместо char для любой переменной, получающей значение от getchar.

Основная же причина использования int вместо char не связана с каким-либо вопросом о возможном знаковом расширении. Просто функция getchar должна передавать все возможные символы (чтобы ее можно было использовать для произвольного ввода) и, кроме того, отличающееся значение EOF. Следовательно значение EOF не может быть представлено как char, а должно храниться как int.

Другой полезной формой автоматического преобразования типов является то, что выражения отношения, подобные i>j, и логические выражения, связанные операциями && и ||, по определению имеют значение 1, если они истинны, и 0, если они ложны. Таким образом, присваивание

isdigit = c >= '0' && c <= '9';

полагает isdigit равным 1, если с - цифра, и равным 0 в противном случае. (в проверочной части операторов if, while, for и т.д. "истинно" просто означает "не нуль").

Неявные арифметические преобразования работают в основном, как и ожидается. В общих чертах, если операция типа + или *, которая связывает два операнда (бинарная операция), имеет операнды разных типов, то перед выполнением операции "низший" тип преобразуется к "высшему" и получается результат "высшего" типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: