double arrow

Индивидуально-личностные характеристики, оказывающие влияние на формирование механизмов защиты


В подростковом возрасте на фоне гомонального дисбаланса, перестройки организма и изменения социально-психологических характеристик происходит заострение характера подростков. Отдельные черты характера начинают приобретать гипертрофированные черты, в то время как другие особенности практически исчезают из наблюдаемого поведения. Эти характерологические особенности, проявляющиеся в подростковом возрасте, А.Е. Личко назвал «преходящие подростковые акцентуации характера» [55, с.33].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Проблема же отграничения психопатий от крайних вариантов нормы возникла еще на заре учения о психопатиях. В.М. Бехтерев упоминал о переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием, П.Б. Ганнушкин подобные случаи обозначил как «латентную психопатию», О.В. Кебриков как «предпсихопатию», Г.К. Ушаков – как крайние варианты нормального характера, Л.И. Спивак и другие – как нервно-психическую неустойчивость [55,с.33].

Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард [53]. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера" К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. К. Леонгард специально подчеркивал, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. Он полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций характера, которая была предложена детским психиатром профессором А.Е. Личко. Он дает следующее определение акцентуации характера: «Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствии чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [55, с.34]».

Природа акцентуаций характера двояка, с одной стороны, чем ярче выражен тип акцентуации характера, тем скорее среди близких кровных родственников можно встретить лиц, наделенных теми же чертами характера. Роль среды как фактора, заостряющего эти черты, несомненна, особенно когда неблагоприятные влияния адресуются к месту наименьшего сопротивления данного типа акцентуации. Можно допустить, что под влиянием среды могут взращиваться, культивироваться определенные черты акцентуации, и даже создаваться ее тип. Наличие выраженного типа акцентуации характера может влиять на формирование отклоняющегося поведения при определенных ситуациях, в которых проявляются слабые стороны характера подростков, и при особенностях взаимодействия и воспитания подростка родителями.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к месту «наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, отличные от других типов, «слабые места». Это так называемое «место наименьшего сопротивления», которое подразумевает наличие таких особенностей характера подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, отличающихся для разных характеров. В этих ситуациях подросток ведет себя неадекватно, не разумно, не так как другие.

В зависимости от степени выраженности выделят две степени акцентуаций характера – явная (крайний вариант нормы, черты определенного типа акцентуации ярко выражены и проявляются и проявляются в повседневной жизни); и скрытая акцентуация (обычный вариант нормы, черты определенного характера выражены слабо, проявляются в стрессовых ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления»).

Динамика акцентуаций характера может идти по двум путям: акцентуация может быть проходящей, несущий транзисторный характер. Второй путь динамических изменений при акцентуациях характера, подразумевает его стойкие изменения и может быть нескольких видов:

· переход явной акцентуации в скрытую. При повзрослении и под влиянием накопленного жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются. Без знания анамнеза особенностей поведения в подростковом возрасте и без специального патохарактерологического обследования в таких случаях становится трудно составить четкое представление о типе акцентуации. Однако под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к «месту наименьшего сопротивления», присущему данному типу акцентуации, черты этого типа, до этого уже замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно;

· формирование на почве акцентуации характера психопатического развития под действием неблагоприятных условий среды. В этих случаях динамические изменения выходят за рамки вариантов нормы;

· трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими.

В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором человеческой деятельности, позволяющим преодолевать препятствия и трудности, не замечать в некоторых случаях помехи отвлеченно- эстетического свойства. В то же время, излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в достижении цели.

Ниже мы приводим описание типов акцентуации характера у подростков (по А.Е. Личко), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических особенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер. В схеме описания приводятся:

· основные признаки акцентуации характера, проявляющиеся с детства;

· наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений;

· наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации;

· характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения, свойственные данному типу акцентуации;

· индивидуально-дифференцированный подход, применяемый к данному типу акцентированной личности.


Сейчас читают про: