Эмпирические нормы опросника CISS при адаптации методики к русскоязычной выборке (получены Т.Л. Крюковой (2001)

Название стилей/субстилей Пол Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Проблемно-ориентированный копинг (ПОК) М 31-52 53-65 66-79
  Ж 24-52 53-64 65-80
Эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) М 16-35 36-48 49-64
  Ж 20-37 38-51 52-76
Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) М 17-34 35-45 46-64
  Ж 20-38 39-49 50-69
Субшкала «Отвлечение» М 8-14 15-22 23-32
  Ж 8-16 17-22 23-32
Субшкала «Социальное отвлечение» М 5-12 13-17 18-25

Обработка результатов

При обработке полученныхданных за каждый вариант ответа на­числяются определенные баллы:

—вариант «никогда» — 0 баллов;

—вариант«редко» — 1 балл;

—вариант «иногда» — 2 балла;

—вариант «часто» — 3 балла.

После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.

Для интерпретации результатов используются тестовые нор­мы, приведенные втабл. 2.

Личко

Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросни­ка. Тестирование проводится индивидуально или с группой, вклю­чает в себя два исследования и требует на каждое исследование от 30 до 60 минут: Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование лиц более раннего воз­раста (с 11-12 лет), принципиальных ограничений для этого нет, но достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недоста^-точностью либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.

В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов. Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выби­рает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.

Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить вы­боры до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испытуемый должен по­пытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть рассмотрены как достоверные.

Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудно­сти работы с опросником, либо о негативном отношении к иссле­дованию. Во втором случае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.

Инструкция к первому исследованию. Перед Вами текст опрос­ника, разбитого на 25 разделов. Каждый раздел содержит от 10 до 19 утверждений. Вам следует в каждом разделе выбрать наиболее подходящее для Вас утверждение и отметить соответствующий но­мер на листе ответов. Если в каком-либо разделе Вам подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать 2-3 выбора, но не более. В разных разделах можно делать неодинаковое число выбо­ров. Если ни один из выборов в каком-то разделе Вам не подходит, разрешается не делать выбора. В этом случае на листе ответов от­мечается номер 0.

Инструкция ко второму исследованию. Вам надо повторно про­смотреть все разделы и выбрать в каждом утверждение, которое наиболее для Вас НЕ подходит. Разрешается делать несколько вы­боров в каждом разделе, но не более трех. Номера соответствующих выборов отмечаются в листе ответов для 2-го исследования. Разре­шается не делать выбора в отдельных разделах. В этом случае в листе ответов отмечается номер 0.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обозначения типов и дополнительных показа­телей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соот­ветствующего типа показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по нескольким типам.

Получаемые таким образом баллы фиксируются на графике подсчета баллов (форма 9) символом «X». Далее осуществляются оценка и уточнение графика, определение дополнительных и вспомогательных показателей. Уточнение графика производится начис­лением дополнительных баллов по шкале ОШ («объективная шка­ла»). Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнару­живается наличие каких-либо из следующих показателей:

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ГРАФИКУ ОШ: Г=0 или 1 Ц≥6 А≥4 П=0 или 1 Н=0 или 1 К=0 К=1 Д≥6 Т>Д В=5 В≥6 Е≥6 d≥5 О≥6 М<Ф (у мальчиков) У≥-6 У≥+6 1 ошибка в выборах 2 ошибки и более НАЧИСЛЯЕМЫЕ БАЛЛЫ: П,С Л К Н П ШШ, И Ш Н пп, ц Э Э,Э Ш, И Ш с С, Ш, И с и э ээ

Конформность. Если К=0 или 1 — низкая конформность, да­же нонконформизм; К=2, 3 —умеренная конформность; К=4, 5 — средняя конформность; К=6 и более — высокая конформ­ность.

Негативное отношение к исследованию. Об этом свидетель­ствует величина 0=7 и более. Надежность диагностики типа при этом существенно снижается.

Возможная склонность к диссимуляции. Здесь этот показатель трактуется как стремление не раскрывать черт своего характера и действительного отношения к проблемам. Если Д больше, чем Т, на 4 балла и более, это значительно снижает точность диагностики типов и практически полностью исключает правильную диагности­ку типов Ц и К. Высокий Д (6 и более) наиболее часто встречается у типа Н.

Повышенная откровенность. Об этом свидетельствует превы­шение показателя Т над Д. Чаще встречается у типа Ц и особен­но П.

Возможность органической природы психопатии и акцентуа­ции характера. Основывается на значении В: если оно равно 5 или более, то вероятность органического генезиса очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность тем не менее не отрицается.

Выраженность реакции эмансипации в самооценке. Оценивает­ся величина показателя Е: при Е=0 или 1 — реакция эмансипации слабая; при Е=2 или 3 — умеренная; при Е=4 или 5— выраженная; при Е=6 и более — очень сильная. Выраженная реакция эманси­пации не свойственна типам С и П — в этом случае эти типы не диагностируются независимо от количества баллов по объективной шкале (ОШ). Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не отражает часто резкую ее выраженность в поведении.

Психологическая склонность к делинквентности. Определяет­ся только у подростков мужского пола при значении показателя с!=4 и более. Исключением является тип Ш, у которого этот по­казатель часто высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого d обычно низок, но при этом склонность к делинквентности, как правило, высока.

Выраженность черт мужественности-женственности в си­стеме отношений. Если разность М — Ф положительная, то в си­стеме отношений преобладают черты мужественности, если отри­цательная— женственности. Преобладанием у подростков-девочек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, преобладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и акцентуациях по типу И, Ш, С.

Психологическая склонность к алкоголизации. Определяется без графика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов в ше­стой теме («Отношение к спиртным напиткам») по 1-му и 2-му исследованию. При V отрицательном — склонность к алкоголиза­ции отсутствует; при У=0 или +1 — результат неопределенный; при У=+2 и выше — предполагается склонность к алкоголизации; при У=+6 и выше — результат говорит скорее о склонности выставить напоказ свое алкогольное поведение.

Высокий риск депрессии. Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы — по одному за

каждое событие из следующих: 1) Г--2 и меньше, 2) С=7 и боль­ше, 3) Н=2 и меньше, 4) Т>Д, 5) М<Ф (только для подростков-мальчиков). Затем из полученного числа вычитается по одному бал­лу за каждое событие из следующих: 1) Г=7 и больше, 2) Н=7 и больше, 3) М=7 и больше, 4) есть диссимуляция личного отноше­ния. При Дп отрицательном — высокий риск депрессии отвергается; при Дп=0 или +1—результат неопределенный; при Дп=+2 и вы­ше—существует высокий риск депрессии.

Диагностика типов психопатии и акцентуации характера произ­водится с помощью последовательно применяемых правил.

Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не на­брано минимальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.

МДЧ составляет для типа Г —7 баллов, для типа А —5, для остальных — 6.

Правило 1, Если МДЧ достигается или превышает только для одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указан­ных в правилах 2 и 3).

Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то ти­пы Ц и К не диагностируются.

Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в самооценке, то типы С и П не диагностируются.

Правило 4- Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагности­руется.

Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказывается, что МДЧ достигнуто в отношении еще двух типов, то:

а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагно­стируется смешанный тип:

ГЦ, ГН, ГИ;

ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН;

АС, АП, АИ;

СП, СШ;

ШЭ, ШИ, ШН;

ЭИ, ЭН;

ИН Исключение составляет случай в правиле 6;

б) в случае остальных сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ;

в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто оди­ наковое превышение над МДЧ, то для исключения одного из типов руководствуются следующим принципом доминирования:

г+л=г ц+н=н л+п=п С+Э=Э
Г+А=А Ц+А^А л+ш=ш С+И=И
Г+С=Г Ц+С=С л+э=э с+н=н
Г+П=П Ц+П=П А+Ш=Ш п+э=э
Г+Ш=Ш Ц+Ш=Ш А+Э=Э п+и=и
Г+Э=Э Ц+Э=Э А+Н=Н п+н=н

ц+и=и

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа достигнуто превыше­ние над МДЧ, большее, чем у других типов, и разница в превыше­нии МДЧ составляет больше 4, то другие типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их не удается сократить до двух, то отбираются два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах и далее выполняется правило 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сде­лать выбор между несколькими типами, в отношении которых до­стигнуто одинаковое превышение над МДЧ, диагностируется 1-3 типа, которые в соответствии с правилом 5 совместимы с наиболь­шим числом из остальных сравниваемых.

РИСК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ШКАЛЫ Ю. В. ПОПОВА, Н. Я. ИВАНОВА)

Оценка риска социальной дезадаптации возможна, если опре­делен один из типов Г, Л, С, Ш, Э, И, Н. Если диагностирован смешанный тип, ориентироваться следует на тот тип, в отношении которого набрано большее количество баллов. Если же количество баллов одинаковое, пользуются шкалой любого из них.

Для определения риска социальной дезадаптации следует поль­зоваться следующими списками признаков для диагностирования типа:

делены показатели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить резуль­таты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведе­ния по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует^ отмечать реакции эмансипации, группи­рования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющие­ся уязвимым местом подростка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сек­суальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информатив­ные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недосто­верности этих результатов.

При составлении заключения кроме указания диагностирован­ного типа акцентуаций можно использовать описательные поведен­ческие характеристики типов акцентуаций, представленные в раз­деле 9.2.

ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:

Гипертимный Г≥11, Э≥7, Н≥8, Д≥5, Е≥5, Г + Н≥19

Лабильный Л≥12, Ш≥7, Н≥7, Е≥4, d≥4

Сенситивный С≥11, Э≥6, ≥3, Дп амбивалентность*

Шизоидный Л≥6, Ш≥12,d ≥5

Эпилептоидный Ш≥7 И≥8, Н≥8, Е≥5, d≥5

Истероидный А≥5, П≥8, ИМЗ, Н≥7, d≥6

Неустойчивый Ц≥6, Н≥10, В≥5, А+С+П≥7

Дп амбивалентность — наличие и положительных и отрицательных бал­лов по шкале депрессии.

Наличие хотя бы одного признака говорит о риске дезадаптации. Если признаков 2 и более — риск очень высокий.

Возможность формирования психопатии определяется следующим образом:

ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИИ:

Гипертимный Н≥10, К=0, Е≥6

Лабильный А≥*6, Ш≥7, К=0, Д≥6

Сенситивный С≥12

Шизоидный Г≤1, Л≤1, Ш≥13, У≥+4

Эпилептоидный Г=0, Ц≥8, К≤1, d ≥6, две ошибки в выборах*

и более при условии, что Э≥10

Истероидный А≥5, О≥6, Е≥6

Неустойчивый Н≥12, К≤1, В≥5, У≤ -6

*Ошибка в выборе означает, что один и тот же номер выбирается и в первом и во втором исследовании.

При оценке возможности формирования психопатии необходимо 11 руководствоваться следующими правилами:

Правило 1. Отсутствие указанных признаков не может свиде­тельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в 30% случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки могут отсутствовать.

Правило 2. Наличие указанных признаков у подростков с на­рушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психопатии при клинической оценке, но не как решающий диагностический фактор.

Правило 3. Обнаружение указанных признаков при массовом обследовании не может служить прямым указанием для подозрений в отношении психопатии. Однако такие подростки нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании.

После того как определен тип акцентуации характера и определены показатели, психологом может оыть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить резуль­таты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведе­ния по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует отмечать реакции эмансипации, группи­рования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющие­ся уязвимым местом подррстка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сек­суальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информатив­ные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недосто­верности этих результатов.

При составлении заключения кроме указания диагностирован­ного типа акцентуаций можно использовать описательные поведен­ческие характеристики типов акцентуаций,

ТЕКСТ И КЛЮЧИ К ОПРОСНИКУ ПДО

I. САМОЧУВСТВИЕ

1 У меня почти всегда плохое самочувствие А —

2 Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил ГММ d

3 Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо Ц —

4 Мое самочувствие часто меняется иногда по нескольку раз в день П —-

5 У меня почти всегда что-нибудь болит АА —

6 Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств — —

7 Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей — —

8 Я легко переношу боль и физические страдания Ц —

9 Мое самочувствие вполне удовлетворительно ННД —

10 У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чув­ством тоски —С

11 Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие — —

12 Я очень плохо переношу боль и физиче­ские страдания — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

П. НАСТРОЕНИЕ

1 Как правило, настроение у меня очень хорошее ГН—

2 Мое настроение легко меняется по незначительным причинам П Г

3 У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства

за близких, неуверенности в себе — —

4 Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь — —

5 У меня почти всегда плохое настроение — —

6 Мое плохое настроение — результат плохого самочувствия ЦА —

7 Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного Ш —

8 У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых доста­ется окружающим — —

9 У меня бывают уныние и грусть, но могут быть ожесточенность и гнев — —

10 Маленькие неприятности сильно огорчают меня С Л d

11 Периоды очень хорошего настроения сменяют у меня периоды плохого настроения Т —

12 Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

1 Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю ГНММ —

2 Сон у меня богат яркими сновидениями — Э

3 Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать К —

4 Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем Ad В

5 Я сплю мало, но встаю бодрым, сны вижу редко — Ц

6 Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения Ц —

7 У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые снови­дения А —

8 Бессонница у меня наступает периодически без особых причин — —

9 Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час — —

10 Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть Л А —

11 Я часто вижу разные сны — то радостные, то неприятные — —

12 По ночам у меня бывают приступы страха — —

13 Мне часто снится, что меня обижают — —

14 Я могу свободно регулировать свой сон — А О Ни одно из определений ко мне не подходит О О

IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА

1 Мне трудно проснуться в назначенный час Э Л

2 Просыпаюсь с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу —К

3 В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины

с утра угнетен и уныл Т —

4 Я легко просыпаюсь, когда мне нужно Ц —

5 Утро для меня — самое тяжелое время су­ ток — —

6 Часто мне не хочется просыпаться Ф -

7 Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне — ЛМ

8 Периодами я чувствую себя бодрым, периодами разбитым А —

9 Утром я встаю бодрым и энергичным НН —

10 С утра я более активен и мне легче рабо­тать, чем вечером — —

11 Нередко бывало, что, проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной d —

12 Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать Ц —

13 Проснувшись, я люблю- Полежать в посте­ ли и помечтать

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

V. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ

1 Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть Ш —

2 Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется Т —

3 Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем А ЦЭМ —

4 Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу — —

5 Я люблю лакомства и деликатесы ЛЛП —

6 Нередко я стесняюсь есть при посторонних СТ —

7 У меня хороший аппетит, но я не обжора М —

8 Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту — —

9 Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное — —

10 У меня плохой аппетит — —

11 Я люблю сытно поесть Н —

12 Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде — —

13 Я боюсь испорченной пищи и всегда тща­тельно проверяю ее свежесть и доброка­чественность — —

14 Мне легко можно испортить аппетит — —

15 Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье — —

16 Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал — И

17 Я плохо переношу голод — быстро слабею Ц —

18 Я знаю, что такое чувство голода, но не - знаю, что такое аппетит — —

19 Еда не доставляет мне большого удоволь­ствия — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

VI. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ

1 Мое желание выпить зависит от настроения + 2 Ц

2 Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться

3 Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет М+1 —

4 Люблю выпить в веселой, хорошей компании ГГ+2 С—

5 Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение 1+2

6 Спиртное не вызывает у меня веселого настроения —1+1

7 К спиртному я испытываю отвращение С—3 ЦЛ+2

8 Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги +1 Ф

9 Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впо­следствии П —

10 Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам СШП-3 +1

11 Спиртные напитки меня пугают — И

12 Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир —Цс1

13 Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию А Л

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О ЭО

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1 Половое влечение меня мало беспокоит ННД М

2 Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение — Ц

3 Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочароваться в жизни

4 Периоды сильного полового влечения че­редуются у меня с периодами холодности и безразличия

5 В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю — НН

6 При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем

7 У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать — KB

8 Моя застенчивость мне очень сильно мешает — ИИ

9 Измены бы я никогда не простил

10 Я считаю, что половое влечение нельзя М - сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе

11 Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание — ЛС

12 Я люблю анализировать свое отношение - к половым проблемам, свое собственное влечение

13 Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними ТТТ ГЛ

14 Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения ЛИ —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ

1 Люблю костюмы яркие и броские — АВ

2 Считаю, что всегда надо быть прилично одетым, потому что «встречают по оде­жде» — —

3 Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой — —

4 Люблю одежду модную или необычную, которая невольно привлекает взоры ИИ К

5 Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось АС —

6 Люблю одеться так, чтобы было к лицу КФ —

7 Не люблю слишком модничать, считаю, надо одеваться, как все — —

8 Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке — —

9 Об одежде я мало думаю — —

10 Мне часто кажется, что окружающие осу­ждают меня за мой костюм — —

11 Предпочитаю темные и серые тона — —

12 Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не инте­ресуюсь — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

IX. ОТНОШЕНИЕ К.ДЕНЬГАМ

1 Нехватка денег меня раздражает — М

2 Деньги меня совершенно не интересуют Ц ЭЙД.

3 Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда - денег не хватает — —

4 Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю,

что к сроку отдать мне будет трудно ИМ

5 Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг — —

6 Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить ЛА И

7 Я всегда стараюсь оставить деньги про за­пас на непредвиденные расходы — —

8 Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить — —

9 Стараюсь быть бережливым, но не ску­пым, люблю тратить деньги с толком — —

10 Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг — —

11 Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег — —

12 Я никогда и никому не позволяю ущем­лять меня в деньгах — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

1 Очень боюсь остаться без родителей П -

2 Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь на них в сердце обиды — —

3 Люблю и привязан, но бывает, сильно обижаюсь и даже сержусь ЛЛВ —

4 В одни периоды мне кажется, что меня - слишком опекали, в другие укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения — —

5 Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни Е К

6 Упрекаю их в том, что в детстве они недо­статочно уделяли внимания моему здоро­вью — —

7 Очень люблю (любил) одного из родите­лей — —

8 Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют ЕФФ —

9 Очень люблю мать и боюсь, что с ней что - нибудь случится ПП

10 Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей М —

11 Они меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю Е ГЛПЭ

12 Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими ШЕ —

13 Я считаю себя виноватым перед ними 3d —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О

XI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ

1 Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды Д —

2 Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует — —

3 Для меня важен не один друг, а дружный, хороший коллектив ГЦ d

4 Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, успокоить, все­ лить в меня уверенность К —

5 О друзьях, с кем пришлось расстаться, я - долго не скучаю и быстро нахожу новых — —

6 Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей —И

7 Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем бы мне хотелось СС —

8 Я легко завязываю дружбу, но часто - разочаровываюсь и охладеваю — —

9 Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне — —

10 Я сам выбираю себе друга и решительно - бросаю его, если разочаровываюсь в нем — —

11 Я не могу найти себе друга по душе — —

12 У меня нет никакого желания иметь друга — Д

13 Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества — —

14 Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями Л —

15 Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним А —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XII. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ

1 Я окружен глупцами, невеждами и за­вистниками — —

2 Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня —ЭФ

3 В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят — —

4 Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих — —

5 Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого ММ —

6 Мне кажется, что окружающие меня пре­зирают и смотрят на меня свысока — —

7 Легко схожусь с людьми в любой обстановке Г С —

8 Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе — —

9 Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам — —

10 Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь В С

11 Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих — —

12 Людское общество меня быстро утомляет и раздражает — —

13 От окружающих я стараюсь держаться подальше — П

14 Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими — —

15 Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом — —

16 Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня d

17 Мне часто кажется, что окружающие смо­трят на меня как на никчемного и ненуж­ного человека — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XIII. ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ

1 Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла ЭЭ Г

2 Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и сим­патию—ЭЭ

3 Я избегаю новых знакомств — —

4 Незнакомые люди внушают мне беспокой­ство и тревогу — —

5 Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди — —

6 Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав — —

7 Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним — —

8 Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык Ц ПГ

9 Я охотно и легко завожу новые знакомства ГЦ С

10 Временами я охотно знакомлюсь с новы­ми людьми, временами ни с кем знако­миться не хочется — —

11 В хорошем настроении я легко знаком­люсь, в плохом — избегаю знакомств — —

12 Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым СС —

О Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XIV. ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ

1 Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива Н ШШ

2 В одиночестве я чувствую себя спокойно СШШ —

3 Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей ГЭН СПТТТТТТТТТ

4 Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество ЛА —

5 В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником — ЭИВ

6 В одиночестве я скучаю по людям, а cреди людей быстро устаю и ищу одиноче­ства d —

7 Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному — —

8 Я не боюсь одиночества ТТТ —

9 Я боюсь одиночества, и тем не менее - так получается, что нередко оказываюсь

в одиночестве — —

10 Я люблю одиночество — —

11 Одиночество я переношу легко, если толь ко оно не связано с неприятностями Л —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

1 Я мечтаю о счастливом будущем, но бо­юсь неприятностей и неудач — —

2 Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным — —

3 Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим М —

4 В будущем меня прежде всего беспокоит - мое здоровье — —

5 Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы ГГ —

6 Не люблю много раздумывать о своем бу­дущем — —

7 Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные пла­ны, то будущее мне кажется мрачным П —

8 Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания Э —

9 Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем — —

10 Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях, во всех дета­ лях стараюсь их осуществить П —

11 Я уверен, что в будущем докажу свою правоту d —

12 Я живу одними мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности ока­жется мое будущее — —

13 Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVI. ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ

1 Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но перио­дами начинаю их бояться и избегать — —

2 Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит — —

3 Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстанов­ку вокруг — —

4 У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знаком­ства, но бывает, когда я избегаю их — —

5 Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так,

как все Ш —

6 Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает — —

7 Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный твердый порядок — ИД

8 Я боюсь перемен в жизни: новая обcтановка меня пугает d —

9 Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее ЛЭ —

10 Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам ПШШЭ

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVII. ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ

1 Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи ШВ ППЭ

2 Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, ко­гда у меня от малейших неудач опускают­ся руки — ЭЭ

3 Неудачи приводят меня в отчаяние Э В

4 Неудачи вызывают у меня сильное раз­дражение, которое я изливаю на невин­ных — —

5 Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно И —

6 Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть — —

7 Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным ЭЭ<1—

8 При неудачах мне хочется убежать куда - нибудь подальше и не возвращаться —Л

9 Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко — —

10 Неудачи меня угнетают, и я прежде всего виню себя IX Ц

11 Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание — —

12 При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний — —

13 Я думаю, что при неудачах нельзя отчаиваться К —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XVIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ

1 Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск Г СС

2 Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть С —

3 Мне не до приключений, а рискую я только если к этому принуждают обстоятель­ства СМ —

4 Я не люблю приключений и избегаю рис­ка — —

5 Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни — ЭЭ

6 Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения

и риск мне становятся не по душе В —

7 Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю Ф —

8 Я специально не ищу приключений, но иду на риск, когда этого требует мое дело — —

9 Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль Г —

10 Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют — ЛН

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XIX. ОТНОШЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ

1 Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действии Ц —

2 Я не люблю быть первым в компаний, ру­ководить и направлять других — —

3 Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится — —

4 Я всегда стремлюсь учить людей прави­лам и порядку — —

5 Одним людям я нехотя подчиняюсь, дру­гими командую сам — —

6 Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает — —

7 Я люблю быть первым там, где меня любят; бороться за первенство я не люблю ПП —

8 Я не умею командовать другими ЛС —

9 Я не люблю командовать людьми — ответственность меня пугает — И

10 Всегда находятся люди, которые слуша­ются меня и признают мой авторитет — —

11 Я люблю быть первым, чтобы мне подра­жали, чтобы за мной следовали другие — —

12 Я охотно следую за авторитетными людь­ми — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XX. ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ И ВОЗРАЖЕНИЯМ

1 Я не слушаю возражений и критики и всегда думаю и делаю по-своему ШШЕ К

2 Слушая возражения и критику, я ищу до­ воды в свое оправдание, но не всегда ре­шаюсь их высказывать — —

3 Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чув­ствую — —

4 Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне — —

5 Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, и не всегда могу сдержать свой гнев Е Л

6 Когда меня критикуют или мне возража­ют, это меня сильно огорчает и приводит в уныние — —

7 От критиков мне хочется убежать подальше HEd —

8 В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие — очень болез­ненно Т —

9 Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей А —

10 Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам Е ПП

11 Я стараюсь правильно реагировать на критику Ц d

12 Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы напакостить или са­мим выдвинуться Е И

13 Если меня критикуют или мне возража­ют, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я — нет

0 Ни одно из определений.ко мне не подходит ОЕ АО

XXI. ОТНОШЕНИЕ К ОПЕКЕ И НАСТАВЛЕНИЯМ

1 Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право ЦПМ —

2 Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья ЭЭ —

3 Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают ДЕ —

4 Я не нуждаюсь в наставлениях Е —

5 Я охотно слушаюсь того, кто меня любит — —

6 Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается ЦЛ —

7 Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а временами я ругаю се­ бя за то, что не слушал их раньше — —

8 Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном Е —

9 Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают — И

10 Я охотно слушаю те наставления, что мне - приятны, и не переношу тех, что мне не по душе — —

11 Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали ИИЕФФ

12 Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покрови­тельства —И

13 Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот ЕФФФ М —

14 Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным ми­ ром ЕФФ —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О

XXII. ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ И ЗАКОНАМ

1 Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение Е К

2 Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы

можно обойти ГГЕ С

3 Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать — —

4 Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов d Г

5 Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют Е Л

6 Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю — —

себя за недисциплинированность

7 Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание нарочно их нарушать Е Ц

8 Правила и законы я всегда соблюдаю — ddd

9 Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила —И

10 Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и не строго соблюдал законы d —

11 Я стремлюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда удается ЛФ

12 Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О

XXIII. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДЕТСТВЕ

1 В детстве я был робким и плаксивым — —

2 Очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории Г —

3 В детстве я избегал шумных и подвижных игр — —

4 Я был как все дети и ничем не отличался от своих сверстников Д Ц —

5 Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начи­наю думать, что был очень непослушным и беспокойным — —

6 Я с детства был самостоятельным и ре­шительным — —

7 В детстве я был веселым и отчаянным Г С

8 В детстве я был обидчивым и чувствительным СС —

9 В детстве я был очень непоседливым и болтливым — —

10 В детстве я был таким же, как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успоко­ить и развеселить Л

11 С детства я стремился к аккуратности и порядку — ИИ

12 В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети —Л

13 В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками И —

14 В детстве я был капризным и раздражительным ЭЭ Л

15 В детстве я плохо спал и ел — —

0 Ни одно из определений ко мне не подходит 00

XXIV. ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

1 Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или схо­дить в кино ГЭИНН

2 Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли Э ЭЭН

3 В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить Ц —

4 Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать Ф -

5 Не любил школу, потому что все педагоги относились ко мне несправедливо — —

6 Школьные занятия меня очень сильно утомляли d —

7 Больше всего любил школьную самодеятельность — —

8 Любил школу, потому что там была веселая компания — —

9_ Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости —И

10 Очень не любил физкультуру — —

11 Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе — TTTTTTdd

12 Школьная обстановка меня очень тяготила — —

13 Старался аккуратно выполнять все задания Ц d

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О

XXV. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ

1 Мне не хватает холодной рассудительности М Г

2 Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость ТТ —

3 Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем А —

4 Я не виноват в том, что возбуждаю зависть у других — —

5 Мне не хватает усидчивости и терпения — —

6 Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей — ПП

7 Мне не хватает решительности — —

8 Я не вижу у себя больших недостатков ЭЙ А

9 В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне ка­жется, что мне не хватает то одного, то другого качества — —

10 Я слишком раздражителен — М

11 Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают d —

12 Я страдаю от того, что меня не понимают ШИ —

13 Я чрезмерно чувствителен и обидчив С М О

0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: