Иммануил Кант

В этом мире человек считает естественным находиться в позиции безответственного Ребенка, без вопросов подчиняющегося любым силам и стихиям: просто тем, которые имели случай сейчас на него повоздействовать. ПОГОДА… Ну что вы от меня хотите, если такая погода? НАСТРОЕНИЕ… Вы что, не понимаете, что я не в настроении? ОБСТОЯТЕЛЬСТВА… Я тут ни при чем – во всем виноваты обстоятельства. И так далее: хочется, не хочется, потянуло, взбрело, наехало, привязался, отвык – для него это так же естественно и неодолимо, как закон всемирного тяготения.

Камень тянет к земле, а Васю – к Маше. Или бутылке. Или беседе. Какая разница, к чему, но «тянет» – и это является Законом.

Прелесть такой позиции очевидна, потому что Ответственности при такой жизни никакой. Виноваты могут быть Другие (неизбывное «А чего они…»), виноват может быть даже его Характер или Знак Зодиака («Все Тельцы всегда такие!»), но никогда – он.

Обращенное к нему самое серьезное «надо» всегда может быть отбито невесомым «не хочется», после чего теряет смысл любая аргументация. С аборигеном Детского сада играть в логику все равно, что читать лекции наркоману в период ломки: его глаза стеклянны, и сверх того, что ему нужно, он не примет от тебя ничего. Пока твоя аргументация не мешает, он ее даже выслушает, а когда она станет ему неудобна, он упрямо и весело срежет ее убийственным «а все равно!».

Разговор, что «не все равно», и размышления о последствиях здесь в лучшем случае воспринимаются как желание обидеть и мгновенно переводятся на уровень «Раз так, уходи из моей песочницы».

Главный объяснительный принцип обитателя Детского сада – бессмертное и все равняющее «Так получилось». Направление жизни зависит от направления ветра, и единственный его путь – путь наименьшего сопротивления.

Быть «как дети» – заповедано в Великих книгах. Но впадать в детство – это о другом. И взрослым людям слишком часто это делать, по‑видимому, не стоит.

Светский салон, или мир Ритуалов

Разрешите уверить в искренней преданности и прочая.

Штамп

Это мир заводных марионеток, которые, подобающим образом двигая руками, ногами и туловищем, исполняют старинный танец менуэт. Почему? Зачем? – вопросы не из этого мира. Тут не понимается вопрос «Зачем? Для какой цели?», тут безраздельно властвует принцип: «Потому что так принято».

Светский салон – театр привычного абсурда. Любое бессмысленное действо, освященное традициями, становится если не святыней, то правилом: Ритуалом. Для приветствия тебе нужно шестнадцать раз определенным образом подпрыгнуть… – нет, это по чужому Ритуалу. А по нашему – надо сделать соответствующее лицо и произнести определенные бессмысленные слова, тогда тобой довольны все, потому что ты исполнил Ритуал.

Как в детстве: «Мальчик, вынь пальчик из попки и дай руку тете».

Это мир условностей и соблюдения правил приличия по установленным образцам. Это официальная часть свадеб и похорон, торжественных собраний, знакомств, ухаживаний, встреч и проводов. Так положено чествовать, так положено веселиться, так – горевать.

Соблазнение также имеет свой ритуальный сценарий. Воспроизвел, как по нотам, – она твоя. А нарушил правила – останешься без сладкого.

Этот мир неизбежно фальшив: искреннее чувство, вышедшее за условные рамки, натыкается на недоумение («Так не принято!»), а пустые слова, приличествующие ситуации, будут с благодарностью приняты.

Ритуалы отключают разум, заменяя его суммой шаблонов, но именно поэтому они – спасение для общества. Ведь шаблоны делают поведение человека предсказуемым, а общество – устойчивым. Они, как забор, вносят желанную упорядоченность и заставляют всех ходить по раз и навсегда протоптанным дорожкам. Шаг влево, шаг вправо – куда?! Стена!

Стена – кому преграда, а кому и опора. Две стены – кому‑то двойной запрет, а кому‑то – дорога. Этот мир – тюрьма для свободного человека и уютная лечебница для душевных инвалидов.

Впрочем, традиции, помогающие жить, я приветствую и с удовольствием создаю сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: