Тема №4. Измерение в психологии. Содержание первого занятия предполагает знакомство студентов с основными методами нольмерного (метод минимальных изменений

Содержание первого занятия предполагает знакомство студентов с основными методами нольмерного (метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод обнаружения сигнала), одномерного (метод балльных оценок, метод парных сравнений, метод прямой оценки) и многомерного шкалирования (факторный анализ).

Содержание второго занятия предполагает выполнение учебного задания.

Задание: построение шкалы цветовых предпочтений методом парных сравнений. Цель задания: освоить метод парных сравнений для построения шкалы интервалов, сравнить построенную шкалу со шкалой порядка, полученную методом балльной оценки.

Для проведения опыта необходимо иметь набор стандартных цветовых карточек из набора восьмицветного теста цветовых предпочтений Люшера: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый. При отработке задания каждый студент выступает сначала в роли испытуемого, а затем обрабатывает собственные данные, зафиксированные в протоколе другим студентом-экспериментатором. В первой серии испытуемому предлагается оценить по 10-балльной шкале приятность каждого цвета. Во второй серии цветные прямоугольники предъявляются парами, и задача испытуемого заключается в том, чтобы оценить, какой из двух цветов ему нравится больше. Всего предъявляются 144 пробы, т. е. все цвета встречаются друг с другом по 6 раз.

Обработка результатов заключается в построении по каждой серии индивидуальной и групповой шкал. По данным, полученным в первой серии строится шкала порядка, по данным второй серии – шкала интервалов.

При обсуждении полученных результатов каждый испытуемый должен сравнить расположение стимулов по шкале порядка и шкале интервалов и сделать заключение о преимуществах и недостатках каждого метода.

Основная литература

1. Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"/ред. А. А. Крылова, ред. С. А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб.-Спб.Питер,2006.-560 с.:ил

2. Васанов, А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования: Учебно-методическое пособие к курсу "Математические методы в психологии" / А.Ю. Васанов,2006

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Психология" / Под ред. А.А.Крылова. - 3-е изд.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 2007. - 310 с.

3. Сонин, В. А. Общий психологический практикум: учебное пособие/В. А. Сонин.-М.:ФОРУМ,2011.-416 с.:ил

4. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии/В.Б. Хозиев.-М.:Академия,2005.-272 с

Дополнительная литература

1. Рабочая тетрадь по курсу "Введение в профессию": материалы для практической индивидуальной работы по курсу лекций "Введение в профессию" для 1 курса факультета гуманитарного образования НГТУ, специальность "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. И. А. Мичович] Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005

РУКОНТ Электронный ресурс

2. Материалы к курсу "Психологический практикум": методические разработки к практическим занятиям для специальности "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. Л. В. Кавун] РУКОНТ Электронный ресурс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: