Содержание занятия предполагает рассмотрение основных понятий темы, основных подходов к анализу восприятия (стимуляционный, нейрофизиологический, деятельностный, субъектный, конструктивистский, динамический, генетический, прогностический, информационный, когнитивно-структурный).
В ходе занятия запланировано выполнение учебного задания. Цель задания: проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта одной рукой, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания.
Выполнение данного задания требует понимания того, что такое гаптическая чувствительность, тактильный и кинестетический компоненты гаптической чувствительности.
Для проведения опыта необходимо иметь набор плоских геометрических фигур,изготовленных из жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов.
При выполнении задания каждый студент выступает сначала в роли испытуемого, а затем обрабатывает собственные данные, зафиксированные в протоколе другим студентом-экспериментатором.
|
|
Задание состоит из пяти опытов. На стадиях пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур в виде рисунков повязку с глаз снимают, предварительно убрав из поля зрения испытуемого фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена.
Обработка результатов предполагает оценку метрических свойств зарисовок, т. е. определение длины линий, величины углов, пропорций и общего количества элементов фигуры, и составление на основе полученных данных письменного заключения об особенностях бимануального осязания с учетом наблюдения за работой испытуемого и самоотчета.
При обсуждении полученных результатов каждый испытуемый должен оценить роль бимануального осязания в процессе формирования образа предмета, ответить на вопросы: каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании, в чем специфика восприятия формы при активном осязании, каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания, какова роль осязания в практической деятельности людей?
Основная литература
1. Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"/ред. А. А. Крылова, ред. С. А. Маничева.-2-е изд., доп. и перераб.-Спб.Питер,2006.-560 с.:ил
|
|
2. Васанов, А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования: Учебно-методическое пособие к курсу "Математические методы в психологии" / А.Ю. Васанов,2006
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Психология" / Под ред. А.А.Крылова. - 3-е изд.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 2007. - 310 с.
3. Сонин, В. А. Общий психологический практикум: учебное пособие/В. А. Сонин.-М.:ФОРУМ,2011.-416 с.:ил
4. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии/В.Б. Хозиев.-М.:Академия,2005.-272 с
Дополнительная литература
1. Рабочая тетрадь по курсу "Введение в профессию": материалы для практической индивидуальной работы по курсу лекций "Введение в профессию" для 1 курса факультета гуманитарного образования НГТУ, специальность "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. И. А. Мичович] Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005
РУКОНТ Электронный ресурс
2. Материалы к курсу "Психологический практикум": методические разработки к практическим занятиям для специальности "Психология" / Новосиб. гос. техн. ун-т; [сост. Л. В. Кавун] РУКОНТ Электронный ресурс