Методы и формы научного познания

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различение имеет своим основанием: 1. объект исследования; 2. используемые методы познания;

3.характер достигаемых результатов. Эмпирическое исследование предполагает определение выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь формами фиксации знания выступают категории, законы, гипотезы и теории. Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

Эмпирическое исследование, выявляет новые данные используя в качестве главных методов наблюдение (разновидность – измерение) и эксперимент. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы. Наблюдение – это систематическое, целенаправлен-ное восприятие, имеющее задачей выявление существенные свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованым приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Второй метод эмпирического исследования – эксперимент. В отличие от наблюдения в ходе эксперимента субъект активно воздействует на объект исследования посредством других материальных объектов – экспериментальных устройств (инструментов, аппаратов и т. п.).

Эксперименты различаются по специфике объектов исследования (физический, биологический, социальный и др.), по характеру целей, которые ставит перед собою экспериментатор (поисковый, проверочный, демонстрационный (учебный), по характеру экспериментальных средств и способов их использования (прямой, натурный, модельный).

Результатом эмпирического исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего сознания, фиксация в понятии какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как-то разному. Таким образом, очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в материал науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для анализа являются не единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию. Поэтому опора на факты не есть критерий истинности теории.

Гипотеза. Ни одна теория не появляется в готовом виде. Сначала она существует как гипотеза. При этом и сама гипотеза возникает не сразу, она проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В результате формулируется сама гипотеза как наиболее вероятное предположение о возможном закономерном характере изучаемых явлений и процессов.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Различают описательные теории, математизированные, индуктивные и дедуктивные теории.

Главная задача науки – открыть, обосновать законы. Теория есть система законов, закономерностей, так как теоретические знания вторгаются в глубинные связи изучаемого объекта. Закон – это объективная, внутренняя, существенная, общая, повторяющаяся (при определенных условиях) связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: