Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различение имеет своим основанием: 1. объект исследования; 2. используемые методы познания;
3.характер достигаемых результатов. Эмпирическое исследование предполагает определение выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь формами фиксации знания выступают категории, законы, гипотезы и теории. Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.
Эмпирическое исследование, выявляет новые данные используя в качестве главных методов наблюдение (разновидность – измерение) и эксперимент. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.
|
|
Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы. Наблюдение – это систематическое, целенаправлен-ное восприятие, имеющее задачей выявление существенные свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованым приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.
Второй метод эмпирического исследования – эксперимент. В отличие от наблюдения в ходе эксперимента субъект активно воздействует на объект исследования посредством других материальных объектов – экспериментальных устройств (инструментов, аппаратов и т. п.).
Эксперименты различаются по специфике объектов исследования (физический, биологический, социальный и др.), по характеру целей, которые ставит перед собою экспериментатор (поисковый, проверочный, демонстрационный (учебный), по характеру экспериментальных средств и способов их использования (прямой, натурный, модельный).
Результатом эмпирического исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего сознания, фиксация в понятии какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как-то разному. Таким образом, очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в материал науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для анализа являются не единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию. Поэтому опора на факты не есть критерий истинности теории.
|
|
Гипотеза. Ни одна теория не появляется в готовом виде. Сначала она существует как гипотеза. При этом и сама гипотеза возникает не сразу, она проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В результате формулируется сама гипотеза как наиболее вероятное предположение о возможном закономерном характере изучаемых явлений и процессов.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Различают описательные теории, математизированные, индуктивные и дедуктивные теории.
Главная задача науки – открыть, обосновать законы. Теория есть система законов, закономерностей, так как теоретические знания вторгаются в глубинные связи изучаемого объекта. Закон – это объективная, внутренняя, существенная, общая, повторяющаяся (при определенных условиях) связь.