Как разобраться в верованиях и тактике куаьтов

Д

ля того чтобы действительно установить связь с адептом, необ­ходимо по-настоящему вникнуть как в доктрину, так и в тактику окружающей его группы. Иными словами, нужно понять, во что именно заставляют верить и как это делается. В данной главе предла­гаются различные способы обнаружения, оценки и использования информации о группе, в которую входит близкий вам человек. Вы будете, подобно детективу, проводить расследование, искать инфор­мацию, задавать вопросы и использовать улики, пока не узнаете свой предмет снаружи и изнутри. Чем больше способов вы усвоите, тем более эффективными и уверенными станут ваши действия.

ДЕБОРА РАЙХМАН И ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН1

Когда Марджори и Майкл Райхманы узнали, что их двадцатидвух­летняя дочь Дебора намерена присоединиться к группе под названием Мессианские общины Двенадцати Колен (Гаррисонбург, штат Вирд­жиния), их жизнь наполнилась теми же заботами, что и у любых лю­бящих родителей, чей ребенок попал в беду. Разумеется, они ничего не знали о группе и не имели ни малейшего представления о природе деструктивных культов. Они наивно надеялись на благоразумие своей дочери, полагая, что человек, получивший образование в колледже, без труда оставит группу, если почувствует какое-либо негативное влияние.

Райхманы чувствовали, что бессильны воспрепятствовать отъезду дочери. Все, что они могли предпринять, это начать немедленно


Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 197

просвещаться в вопросе о деструктивных культах вообще и Двенадцати Коленах в частности. В 1995 году Интернет еще не мог дать достаточ­но информации. Первые ощутимые плоды принесло обсуждение про­блемы с несколькими пасторами в районе Гаррисонбурга. Эти и дру­гие встречи с постоянными жителями Гаррисонбурга привели их в конечном счете к моей первой книге, а также к Бобу Пардону и Джуди Барбе.

Боб Пардон — священник и мой друг, который вместе с Джуди руководит Новоанглийским институтом изучения религии (New England Institute of Religious Research), расположенным недалеко от Кэйп Код в Массачусетсе. Многие годы я работал с Бобом по много­численным случаям и глубоко уважаю его честность, принципиаль­ность и способность к состраданию. Боб великолепно знает Библию и даже изучил греческий язык, что оказало неоценимую услугу при кон­сультировании членов библейских групп. Потратив два года на иссле­дование Двенадцати Колен — беседуя с адептами этого культа и на­блюдая их поведение, Боб и Джуди накопили огромное количество информации о них и написали пространную научную статью, которую можно найти на их сайте по адресу www.NEIRR.org

Боб и Джуди помогли Райхманам понять верования группы, на­пример, почему женщинам запрещается использовать косметику, и т. д. Узнали Райхманы и о том, что несмотря на утверждение, будто культом руководят «старейшины», фактически это делает один чело­век по имени Элберт Юджин Сприггс, бывший начальник отдела кадров «Дикси ярн компани» (Dixie Yarn Company), который теперь называет себя Йонеком1. Боб и Джуди растолковали, как протекает вербовка и обработка, после которой человек уже не сомневается, что следует единственно истинному христианскому призванию. Райхма­нам также помогли наладить связи с бывшими членами культа, мно­гие годы причастными к его высшему руководству. Когда Райхманы окончательно поняли, что в группе применяется деструктивный кон­троль сознания, они решили встретиться со мной, чтобы распланиро­вать свои дальнейшие действия.

Во время наших двухдневных подготовительных занятий к сестре и шурину Деборы обратились соседи, члены Международной Церкви Христа Кипа Мак-Кина (МЦХ), и пригласили на мероприятие под названием «День "Приведи соседа"» и на домашнее изучение Библии. На шурина, по его воспоминаниям, произвел впечатление их энтузи-



1 Райхманы любезно дали разрешение использовать их имена.


1 Pardon Robert & Barba Judith. Messianic Communities: Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England Institute of Religious Research, 1995.


198 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

азм, хотя сестра была настроена скептически, поскольку они казались чересчур назойливыми. Однако до нашей встречи им и в голову не могло прийти, что внешне «типичная семья из пригорода» входит в группу, практикующую деструктивный контроль сознания. Мы с Бо­бом и Джуди потратили некоторое время, просвещая их об этом куль­те, в частности показывая видеозаписи о МЦХ. Мы порекомен­довали им поделиться с Деборой тем, что они узнали о МЦХ, например о том, как Мак-Кин утверждает, что они — одна-единст-венная христианская группа на земле и единственная, чье Крещение принято Богом. Дебора могла бы увидеть здесь параллели с Двенадца­тью Коленами.

Боб, Джуди и я порекомендовали Райхманам поддерживать хоро­шую связь с дочерью и стараться не делать ничего, что могло бы рас­сматриваться как «негативное». Они усвоили большинство стратегий общения и методов, вошедших в эту книгу, и активно ими пользова­лись. Во время визитов в коммуну Майкл вместе с ее членами гото­вил пищу, мыл посуду, пел и танцевал. Этим он зарабатывал дове­рие членов культа и сумел получить из первых рук сведения о верованиях и методах группы. Они с Марджори даже пригласили чле­нов культа навестить их дом на Среднем Западе, что те и сделали, впоследствии убедив лидеров группы, что семья является «безопас­ной». Благодаря проделанной предварительной работе Дебора смогла без особых помех получить разрешение вернуться домой погостить и, в конечном счете, встретиться с нами.

Как только Дебора приехала домой, родители сказали ей, что встре­тили людей, хорошо осведомленных о Двенадцати Коленах и поде­лившихся некоторыми сведениями об этой группе, которые, воз­можно, ей неизвестны. Они спросили, готова ли она встретиться с нами и выслушать наше мнение. Дебора была так уверена в «Божьей помазанности» своей группы и ей так не терпелось успокоить тревога семьи, что она согласилась. Помимо Боба, Джуди и меня присут­ствовала двадцатилетняя Джоэллен Гриффин, бывший адепт Две­надцати Колен, которая чуть не умерла из-за отсутствия медицинской помощи в этой группе1. Семья попросила Дебору побыть в нашем

1 Имя Джоэллен Гриффин в период пребывания в группе было «Дайна». Она ушла с мужем Роджером Гриффином, который среди ушедших лидеров относил­ся к самого высокому рангу. Большую часть восемнадцати лет, проведенных в группе, он занимал положение главы семьи, пастыря, учителя, старейшины, а в течение нескольких последних лет — апостолического работника. Адрес их элек­тронной почты — RGDAD1 ©aol.com


Глава 7. Как разобраться в верованиях и тактике культов + 199

обществе несколько дней подряд, чтобы она могла получить исчерпы­вающую информацию и принять полностью взвешенное решение от­носительно собственной приверженности группе. Ей сказали, что, если по истечении этого срока она по-прежнему будет чувствовать себя обязанной вернуться к Двенадцати Коленам, никто ей не будет ме­шать. В результате наших подробных объяснений Дебора решила уйти из группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: