Намерение - преподнесение - реакция

Важным элементом целенаправленного общения является способ­ность оценивать предполагаемое сообщение, манеру его изложения и реакцию адресата. Практикуясь в умении задавать вопросы или пере­давать информацию, имейте в виду три стадии общения.


240 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

+ Намерение: то, что вы хотите выразить, например: «Я так сильно тебя люблю».

+ Преподнесение: слова, которыми вы пользуетесь, и то, как вы их говорите: выражение вашего лица, тон голоса и темп речи.

+ Ответ: получаемая вами реакция — то, что «услышал» адресат.

Например, отец культиста хочет сообщить сыну, что любит его. Это то, что он чувствует. Однако он может быть потрясен внешним видом сына, поэтому спрашивает: «Почему ты так одет?» Манера пре­поднесения окрашена в данном случае в саркастические и критические тона, так что ответ будет, вероятно, защитным. Культист может вы­разить свои чувства невербальным способом — отводя глаза, морща лоб или скрещивая руки — или словами: «Я такой, как есть. Если ты не можешь меня принять, это твоя проблема». Сосредоточьтесь на реакции. Если вы не получаете желаемого отклика, добивайтесь вза­имопонимания и доверия, снабжая собеседника информацией и зас­тавляя его сомневаться в незыблемости своего положения, после чего вновь продумайте выбор слов и манеру изложения. Снова подумайте, что именно вы хотите выразить, и найдите для этого другой способ.

Если ваши действия способствуют взаимопониманию и доверию, вы на правильном пути. Если то, что вы делаете, ведет к деструктив­ной реакции и отчуждению близкого человека, прекратите это делать. Сведите ущерб к минимуму. Вам необходимо выработать гибкие и конструктивные модели общения, которые максимально способству­ют позитивным реакциям, а следовательно, взаимопониманию и до­верию. Жесткие, автоматизированные модели породят отчуждение и разочарование.

Членам команды стратегического взаимодействия не стоит рас­страиваться или проявлять нетерпение, если они не видят немедлен­ных результатов. Поступая правильно, мы не всегда сразу же получа­ем наилучший из возможных откликов, но по крайней мере избегаем отрицательных реакций. Представьте свои отношения с близким че­ловеком в виде чаши отверстием в дне. Применяя ПСВ, вы заполня­ете чашу любовью, попытками взаимопонимания и доверия, но она будет протекать до тех пор, пока вы не выясните, где находится дыра, в которую все исчезает. Как только вы определите, что нужно сделать внутри чаши, иными словами, внутри сознания культиста (какую фобию уничтожить, какой информацией обменяться), вы увидите положительные результаты.


Глава 9. Приемы общения + 241 РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ

Следующий уровень подготовки, помимо визуализации (мыслен­ного представления),— это, разыгрывание ролей. Сначала людей приходится уговаривать играть роли, но затем они быстро втягивают­ся и успешно практикуются в этом деле. Большинству клиентов нра­вится, когда в качестве разминки я несколько раз участвую в сценках вместе с ними. Обьино я начинаю с того, что беру на себя роль одно­го из них (члена семьи или друга), в то время как они выступают за участника культа. Мы сосредоточиваемся на той ситуации, в которой они чувствуют себя беспомощными и не знают, как себя вести. К числу распространенных ситуаций относится неумение адекватно выс­казаться о том, почему они считают, что лидер культа вводит близко­го им человека в заблуждение. То, что они ставят себя на место близ­кого человека и слушают мои ответы, приводит к появлению новых способов самовыражения. Через некоторое время представители ко­манды меняются ролями.

В ходе ролевых игр вы также играете самого себя и делитесь свои­ми соображениями относительно того, что вы хотите сказать культис-ту (которого играет другой член команды). Это дает возможность ре­петировать ответы на различные вопросы со стороны культиста. Предварительное проигрывание процесса взаимодействия поможет вам чувствовать себя непринужденно во время реальной встречи и до­стичь более высокого уровня взаимопонимания и доверия.

Бывшие члены культа особенно сведущи по части того, чего мож­но ожидать и как надо действовать в подобных ситуациях. Чем больше у вас будет контактов с этими людьми, способными на репетициях проигрывать реакцию типичного культиста, тем точнее вы будете прогнозировать поведение близкого человека.

ПРИМЕР РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Ниже приводится запись длительной ролевой игры, которую я ра­зыграл с бывшим членом группы Свидетелей Иеговы (здесь он фигу­рирует под именем Стив В. Некоторые его характерные черты также изменены). Ваши первые попытки, скорее всего, будут более фраг­ментарными и менее отшлифованными, в основном за недостатком опыта. Я воспроизвожу упражнение целиком, чтобы продемонстри­ровать различные аспекты общения с членом культа.

Эта сцена знакома большинству из нас: человек появляется у моих дверей с намерением вручить мне издания «Сторожевой Башни». Не


242 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

все понимают, что Свидетели Иеговы отвечают критериям культа, применяющего контроль сознания. Пока бьшшие члены этой группы не просветили меня, я также не предполагал, что это так.

СВ: (стучит в дверь): Я — Стив. Я здесь, чтобы спросить, интересуе­тесь ли вы изучением Библии. Время истекает. Я могу предоста­вить неопровержимые доказательства того, что в ближайшие меся­цы грядет Армагеддон. Вы должны войти в Царство Божье!

СХ: Еще раз — как вас зовут?

С В: Стив В. А вас как зовут?

СХ: Стив. Я думаю, мы можем запомнить имена друг друга. Меня интересует то, что вы намерены сообщить, Стив. Не могли бы вы немного рассказать о себе? Сколько времени вы состоите в Обще­стве Сторожевой Башни?

СВ: Большую часть жизни. Моя мать стала Свидетелем Иеговы (СИ), когда мне было пять лет. Она привела в эту группу и своих детей. Для меня это образ жизни.

СХ: Вы помните, когда ваша мама вступила в группу?

СВ: Да, я даже помню одно Рождество,— как вам, возможно, извес­тно, СИ не празднуют Рождество.

СХ: О, в самом деле? Но вы помните, как праздновали Рождество, когда вам было пять лет?

СВ: Да, и даже охоту за пасхальными яйцами в доме бабушки.

СХ: Это было интересно?

СВ: Да, но я здесь не для того, чтобы говорить об этом. Я здесь для того, чтобы говорить о Царстве Божьем.

СХ: Вы живете по соседству?

СВ: Я — один из ваших соседей.

СХ: Сколько вам лет?

СВ: Сорок четыре года.

СХ: И вы давно живете в этом районе?

СВ: О, приблизительно двадцать лет.

СХ: Итак, вы идете от двери к двери, потому что хотите, чтобы люди знали о скором конце?

СВ: Мы предлагаем бесплатное изучение Библии на дому. В Библии можно найти доказательства того, что конец этого мира близок.


Глава 9. Приемы общения + 243

Вы узнаете, что можно сделать для того, чтобы спастись и войти в новый мир.

СХ: Угу. Что изменится, если я вступлю в вашу организацию?

СВ: Вы впервые выясните, насколько соответствуете цели Бога. Вы

увидите, что у Иеговы есть цель для вас. СХ: Я уже верю, что Бог имеет цель для меня. СВ: В самом деле? И что это за цель?

СХ: Я провел много исследований, проводил беседы и консульта­ции, читал лекции.

СВ: Чему посвящены эти исследования и консультации?

СХ: Стив, я действительно интересуюсь вами как человеком. Могли бы вы рассказать мне немного больше о том, что происходило в вашей жизни? Что для вас важно? Какие у вас есть вопросы? Это поможет мне понять, чем вообще занимается ваша группа. Могли бы вы рассказать мне о своих мыслях?

СВ: Как Свидетель Иеговы?

СХ: Нет, как человек.

С В: Когда вы — СИ, вся ваша жизнь поглощается организацией Иеговы. Все, чем вы являетесь как человек, стремится к цели рас­пространения Царства благой вести. Если вы накопите достаточно добрых трудов, вы переживете битву Армагеддона. Я жду ее.

СХ: Стив, я должен задать вопрос и надеюсь, что он вас не огорчит. Мне бы этого очень не хотелось. Можно спрашивать?

СВ: Давайте.

СХ: Когда я слышу, как именно вы говорите, то чувствую, что с вами происходит что-то еще. Внутри вас остается какая-то часть, которая не верит полностью в то, что вы говорите.

СВ: Я думаю, вы видите, что СИ не совершенны. Мы не совершен­ны.

СХ: Хорошо. И я не совершенен. Я не знаю ни одного человека, который был бы совершенен.

СВ: Лишь мы владеем истиной, но как личности мы несовершенны. У нас есть свои проблемы. У меня есть семейные проблемы.

СХ: Я согласен с вами! Никто из нас не совершенен. В этом мы еди­ны. СИ претендуют на обладание истиной — существует масса орга­низаций, утверждающих, что они обладают истиной. Вы обрати­ли на это внимание?


244 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

СВ: Насколько я знаю, Христианская Наука, мормоны, римские ка­толики и адвентисты седьмого дня заявляют, что обладают выс­шей истиной.

СХ: А что вы скажете о сайентологии? Это те, кто рекламирует книгу «Дианетика».

СВ: Ода.

СХ: Они уверены, что лишь они владеют истиной и могут помочь спасти Землю. А что вы думаете о мунистах?

СВ: Они все верят, что владеют истиной?

СХ: Они убеждены, что Сан Мьюнг Мун, их лидер, является вновь пришедшим Христом. Члены группы полностью посвящают жизнь тому, чтобы помочь людям прийти к Богу через их интерпретацию Библии. У меня есть друзья, участвовавшие в этой группе. Как насчет Множащихся Шстырств (Multiplying Ministries)?

СВ: Я никогда не слышал о них.

СХ: Это очень быстро растущая группа. Они уверяют своих членов, что раз так много людей присоединяется к ним, значит, они из­браны Богом.

СВ: С их стороны слишком самонадеянно заявлять подобное.

СХ: Да, и я так думаю. Члены этой группы верят, что Кип Мак-Кин — Бог, миропомазанный на планете Земля, и что только они практикуют истинное христианство. Они также верят, что конец близок. Я знаю людей, связанных с этой группой. Это порази­тельно. Если вы посмотрите со стороны и подумаете об этом, то обнаружите существование тысяч подобных групп. Каждая заявля­ет, что лишь она владеет истиной. Если вы изменяете данной кон­кретной группе, то, в сущности, отправляетесь в ад. Можете ли вы вообразить кого-нибудь боящимся уйти от мунистов только из-за боязни попасть в ад? Разве это не смешно?

СВ: Ну, во-первых, они лгут. В отличие от них, у нас есть Библия, подтверждающая все, что мы говорим. Я знаю, что выгляжу не­лепо, стоя перед вашей дверью и заявляя: «Мы обладаем исти­ной!», но мы в самом деле ею обладаем. Мы можем доказать это с помощью Библии. Я не думаю, что другие группы могут это сде­лать.

СХ: Стив, я вполне допускаю, что вы чувствуете и думаете именно так. Вы были вовлечены в группу в возрасте пяти лет. Уверен,


Глава 9. Приемы общения + 245

что на вашем месте я чувствовал бы то же самое. Думаю, любо­пытно обнаружить, что где-то есть другие группы с завербованны­ми адептами, которым сказали, будто лишь они одни владеют Бо­жественной истиной, а любая другая группа по сравнению с ними — намного хуже. Лишь они одни обладают' истиной! Им даже навязали фобии — можете себе представить! Если они уйдут из сво­ей группы, с ними случится что-нибудь плохое. Им говорят, что они отправятся в ад. Они заболеют раком, их собьет автомобиль, наконец, они потеряют путь к спасению. Они верят, будто такой же человек, как они, настолько ближе их к Богу, что принимают за чистую монету все, что говорит лидер, даже если это противо­речит их собственному внутреннему стремлению к истине. Даже если это идет против их желания сомневаться, думать и осуществ­лять свою свободную волю. Вы, вероятно, согласитесь, что Бог хочет, чтобы мы имели свободную волю. Разве это не поразитель­но?

СВ: Я не желаю говорить об этом. Я предпочел бы поговорить о жур­нале «Сторожевая Башня», который перед нами.

СХ: А я думаю, это было бы ценно. Мне бы хотелось немного пораз­мышлять о нашей беседе. Я знаю, вы тоже намерены это сделать. Я хотел бы упомянуть еще кое о чем, что, как мне кажется, важно сказать именно сейчас. Мунисты говорили моему другу, что если он когда-либо подвергал сомнению Муна или Библию в том виде, как она подавалась Церковью Унификации (Объединения), то это значит, что его пытались соблазнить или проверить злые духи или Сатана. Его учили исключать любые сомнения. Только следовать примеру. Только отдавать себя в руки Бога. И тогда все получит­ся. Когда кто-нибудь пытался поговорить с ним, спрашивая: «Эй, ты читал это?» или: «Ты говорил с этим человеком?», а также со­ветуя: «Изучи это»,— он автоматически отвечал: «Сатана пытается забрать меня из этой группы. Сатана старается отвратить меня от Бога. Я не могу это слушать». Чем сильнее он пытался подавить сомнения, тем глубже они становились. Он действительно хотел знать, в чем состоит истина. Разве это не удивительно?

СВ: Я должен идти.

СХ: Приятно было познакомиться с вами (рукопожатие). Я уверен, что вы подумаете о том, что я сказал, не постесняетесь вернуться, и мы сможем еще поговорить.


246 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Помните, что разговаривая с членом культа, вы можете передать свои мысли и суждения за считанные секунды при помощи несколь­ких слов, взгляда, интонации, жеста. В ходе описанного выше уп­ражнения я старался избегать прямой конфронтации, занимая пози­цию любопытствующую, но и обеспокоенную. Практика порождает опыт, а на моем счету более двадцати лет. Я не обдумываю сознатель­но все, что буду объяснять, а делаю это уже естественно. Исходя из учебных задач, я объясню некоторые из главных пунктов.




double arrow
Сейчас читают про: