Лекция №4 (15.03.12)

e. Аристотель. Был учеником Платона, долго у него учился, но потом начали появляться разногласия. Платон был учителем Александра Македонского. Аристотель бежал из Македонии и основал ликею. Последователи называются перепатетиками.

e.i. Онтология Аристотеля.

e.i.1. Причина всего существующего по Аристотелю является такое начало, которое он называл «первоматерия». Она на определённом этапе переходит во вторую материю, а она переходит в стихии. Материя по Аристотелю – это величина пассивная, активность ей придает такое начало, которое он называл формой (греч. «Морфе»)

e.i.2. Аристотель вводит понятие первичных сущностей. Это индивидуальные и неповторимые характеристики предмета, они воспринимаются органами чувств. Общие сущности – это родовые вторичные сущности, присущие каждому предмету. Любой предмет это комбинация первичных и вторичных сущностей.

e.i.3. В своей онтологии Аристотель вводит понятие перводвигателя. Его функция – задать самое первое движение.

e.i.4. Аристотель дает классификацию основных причин:

e.i.4.a. Материальная. Связана с материей.

e.i.4.b. Формальная. Связана с формой.

e.i.4.c. Движущая. Связана с перводвигателем.

e.i.4.d. Телеологическая. Связана с целью

e.ii. Гносеология Аристотеля.

e.ii.1. Мир познаваем, и его следует познавать.

e.ii.2. Основной инструмент – душа «псюха». Виды душ:

e.ii.2.a. Вегетативная – душа растений.

e.ii.2.b. Чувственная – душа животных. Душа животных:

e.ii.2.c. Разумная – душа человека. Душа человека:

e.ii.3. Для характеристики разумной души Аристотель формирует особую дисциплину, она называется формальной логикой. Логика это дисциплина о нормативном, т.е. правильном мышлении.

e.ii.4. Аристотель в своей логике основное внимание уделяет дедуктивному методу. Дедуктивный метод – метод перехода от общего к частному.

e.iii. Социальная философия Аристотеля.

e.iii.1. Человек – это животное политическое, общественное.

e.iii.2. Аристотель дает классификацию оптимальных и не оптимальных форм правления.

Неоптимальная форма Оптимальная форма
Тирания, т.е. власть одного лица, которое пришло к этой власти незаконным способом Монархия, т.е. власть одного лица, которое пришло к этой власти законным способом
Олигархия, т.е. власть многих Аристократия, т.е. власть немногих
Демократия Полития, т.е. власть компетентных, знающих людей.

e.iii.3. Аристотель считал, что стабильным является такое общество, в котором нет жесткого разделения на бедных и богатых, а доминирующими являются средние слои.

e.iii.4. Аристотель одним из первых водит понятие «экономус», т.е. управление домашним хозяйством.

e.iii.5. После своей смерти Аристотель оставил большое литературное наследие. Условно ученики наследие разделили на 2 большие части: физика (все что связано с природой) и метафизика (лежащая за физикой, всё что не вошло в физику). Потом делили на более мелкие разделы, например, новый органон.

3. Эпоха эллинизма (конец 4ого века до н.э. – начало 5ого века н.э.). На этом этапе возрастает интерес к философской антропологии и этики.

a. Школа Эпикура. Эпикур основал своё учебное заведение «сад».

a.i. Онтология.

a.i.1. Эпикур был последователем школы Левкипа и Демокрита, и полагал, что бытие состоит из атомов. По его мнению, атомы вечны и неуничтожимы. Душа – это тоже движение атомов.

a.i.2. Эпикур считал, что в мире возможна случайность.

a.i.3. Эпикур отрицал возможность смерти. Смерть – бытие, бытие состоит из атомов, значит смерть тоже состоит из атомов, а атомы неуничтожимы, значит смерть – это просто перегруппировка атомов, т.е. переход в другое состояние.

a.i.4. Эпикур не отрицал существование Богов, но считал, что они так совершенны и находятся так высоко от человека, что им не до людей. Эпикур отрицал необходимость религии как формы поклонения Богам. Религия существует потому, что люди не знают естественных законов и из-за страха людей перед смертью.

a.ii. Этика.

a.ii.1. Цель человека – это счастье (получение наслаждений «гедоны»). Для Эпикура наслаждение это удовлетворение потребностей и равновесие души. Высшая форма – атараксия (умиротворение).

a.ii.2. Ученики Эпикура начали трактовать понятие наслаждения («гедона») в чувственном смысле.

a.ii.3. Поэтому сейчас Эпикурейцами называют людей, которые живут только чувственными наслаждениями.

b. Школа СтОиков. Основатель Зенон СтОик. Назвали из по месту их сбора, где были стОи. Среди них были и рабы, и политики, и т.д.

b.i. СтОики были сторонниками фатализма (предопределённости).

b.ii. Наслаждения кратковременны, а расплата за них постоянна. Надо с достоинством встречать трудности и переносить их. «Стойко переносить трудности» - «стойко» от «стОиков». «Если смерть улыбнулась тебе, улыбнись ей в ответ».

b.iii. Вывод стОиков: всё неприятное мы получаем через чувства, поэтому что бы избавиться от этого, нужна «анестезия», т.е. надо создать такую ситуацию, что бы человек был невосприимчив к боли. Идеал – «апатия» (бесстрастность).

b.iv. Стоики сформировали учение о космполисе. Человек в первую очередь гражданин мира (космоса), а потом того государства, на территории которого он живет.

b.v. Этические идеи стоиков в дальнейшем повлияли на формирование раннего христианства.

Средневековая философия (5 век – 14/15 век н.э.)

Главные отличительные черты:

1. Основополагающим принципом средневековой философии и культура – теоцентризм («бог в центре»)

2. Бог – это творец мира, а все созданное Богом – твари (т.е. сотворенные)

3. В средние века господствующими формами религии становятся монотеоэстичиские, т.е. верой в одного и единственного Бога (Иудаизм, Христианство, Мусульманство)

4. Основные мировоззрения содержались в священных писаниях той или иной религии (Танах, Библия, Каран) и священны (Тамлут, «Решение 7 вселенских соборов» и «Учение отцов церкви», Сунна)

5. Господствующей формой знаний становится религия, все остальное рассматривается как вторичное и зависимое от религии («Философия есть служанка богословия»).

6. Функция философия в средние века она должна была вырабатывать аргументацию и доказательства религиозной картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: