Школы средневековой философии:
1. Христианский иррационализм. Иррационализм – это критика роли разума и рациональной деятельности. Представитель -Тертуллиан.
a. Разумом невозможно достичь суть Бога. Сущность бога познаваема только религиозной верой. Поэтому религиозная вера выше разума и рациональной деятельности. Религиозная вера не нуждается в рациональных обоснованиях. "Верую, потому что это абсурдно", т.е. то что кажется с точки зрения абсурдно, с точки зрения веры может быть истинной.
2. Христианский волюнтаризм. Волюнтаризм – это абсолютизация роли воли и волевого фактора. Представитель – Августин Аврелий (Августин Блаженный).
a. Онтология. Бог сотворил мир, и мир имеет пространство и время, а Бог предвечен (был всегда и везде). Бог сотворил мир в результате волевого фактора (т.е. захотел сотворить). Бог не только сотворил мир, он его поддерживает и продолжает творить.
b. Гносеология. Сущность Бога познать нельзя, но можно познать все остальное. Инструмент познания – душа. Душа бессмертна. Она состоит из 3х элементов: мышление (продукт разума), памяти и воли. Воля первична по отношению ко всем остальным элементам души. «Сомнение это есть путь к вере». Если я буду сомневаться, то я потеряю все точки опоры, то я буду искать новые точки опоры, и это приведёт меня к вере.
|
|
c. Этика. Цель – счастье. Счастье – это созерцание Бога и умиротворение души. Августин создал одну из первых теодицей. Теодицея – это объяснение наличие зла в мире при условии, что мир создан абсолютно добрым и совершенным существом. Августин считал, что Бог абсолютен и Бог – это добро, Зло относительно и существует только по той причине: в мире ещё недостаточно Бога. Зло – недостаток Бога в мире. Бог наделил свободой воли (выбором): быть с Богом или без него.
d. Социальная философия. Августин делит общество на 2 неравные части:
d.i. Большая часть людей – это люди алчные, завистливые и злые. Они не спасутся. Это земной град.
d.ii. Меньшая часть – это люди, помнящие о Боге, заботящиеся о ближнем и т.д. Они спасутся. Это небесный град.
3. Негативная диалектика или негативная теология. К этой школе относились Дионисий Ареопагит, Ион Скот Эриогена. Тезисы: «Сущность Бога разумом познать нельзя, но разумом можно определить все то, что Богом не является». Давайте определим все, что можно определим, а что останется, что нельзя определить – и есть Бог.
4. Христианский рационализм. К ним относились: Ансельм Кетраберийский, Фома Аквимский. Тезисы: «Сущность Бога разумом познать нельзя, но разумом можно доказать факт существования Бога». Поэтому сторонники этого направления предложили систему доказательств бытия Бога. Бог – это абсолютное благо. Или мир составляет единство, а то, что удерживает его от распада и есть Бог.
|
|
Зрелое средневековье (с 12 в.).
Схоластика. На этом этапе формируется принципиально новый тип учебного заведения – университет. Отличия университета: наличие своей структуры, включающей в себя факультеты и кафедры. Факультеты (надо было учиться постепенно с 1 до 3):
1. Артистический
2. Философский
3. Теологический (высший)
По окончании факультета бакалавры и магистратуры надо было защищать диссертацию. Диссертация – это продукт средневекового университета.
В эпоху схоластики наибольшее развитие получило система логических доказательств. Они не обращались к опыту и все доказывали сами. Основной проблемой в эпоху схоластики становится проблемы универсалей (общих понятий). Школы:
1. Школы реалистов. К ней относились Ансельм Кетраберийский, Фома Аквимский. Они утверждали, что универсалии существуют до единичных предметов.
2. Школа номиналистов. Главная мыль: Единичные предметы первичны по отношению к универсалии. Представители: Дунст Скот, Жан Буридан, Уильям Оккам. Оккам сформулировал принцип экономии мышления, который получил название «бритва Оккама». Это т принцип является негласным принципом современной науки. Суть принципа: «Сущность не следует умножать сверх надобности». Суть: если нечто можно объяснить простыми средствами, не следует прибегать к более сложным.
3. Философия Фома Аквимского. Он был систематизатором средневековой философии. За основу своей системы он взял философию Аристотеля. Основными работами являлись «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Философия Фомы Аквимского является официальной философией римской католической церкви. Философией называется Томизм, а современной вариант – Неотомизм. Тезис: существуют истины, которые недоступны разуму, а доступны только вере. Все остальные истины доступны разуму
a. Онтология. Фома строит иерархию бытия.
b. Социальная философия. Самая оптимальная форма правления – монархия. Монарх выполняет ту же роль, что душа в теле человека. Над деятельностью монарха должен быть контроль со стороны церкви, что бы тот не отходил от церковных норм.
Эпоха возрождения (15 в.)
Общая характеристика: основополагающим принципом эпохи возрождение становится антропоцентризм (человек в центре). За модель подражание бралась античность. Они считали, что возрождали идеи античности.
Представители:
1. Николай Кузанский.
a. Онтология.
a.i. Бог бесконечен и безграничен, но так же бесконечен и безграничен мир. Николай отождествляет Бога и окружающий мир, это называется пантеизм.
a.ii. Все бытие состоит из противоположностей, между которыми возникают противоречия. Эти противоречия исчезают только в Боге. Противоречие это источник изменений окружающей действительности.
a.iii. Вывод: Николай Кузанский был одним из создателей диалектики эпохи возрождения.
b. Гносеология.
b.i. Мир познаваем, значит и Бог познаваем. Человек познает действительность посредством символов. Высший вид символов – это математические символы.
b.ii. Николай одним из первых вводит понятие «вселенная».
2. Последователи: Джордано Бруно.
a. Действительность создана разумным началом. Эта действительность называется вселенная. Она бесконечна и в этой вселенной существует множество миров, часть из которых населяют разумные существа, некоторые из которых не похожи на людей.
b. Джордано Бруно предлагал восстановить поклонение светилам, как в Древнем Риме.