Лекция №3 (1.03)

e. Школа Левкипа и Депокрита. Вопрос: «Существующее бытие однородна, или оно состоит из первичных неделимых единиц». Ответ: «Бытие состоит из неделимых единиц, которые невозможно познать чувственно (атомов)» Атомы – это идеальные объекты. Сущность учения: «Все бытие состоит из атомов, которые различаются по форме, конфигурации и др. признакам». Душа тоже состоит из атомов, только из более легких. Ещё вводится понятие пустоты: «Атомы падают в пустоту, так появляются движение». Левклип и Депокрит отрицали существование случайности, т.е. они фаталисты.

f. Школа софистов. Их точка зрения: «Истина – это есть выгода, которую я получаю и именно в данный момент». Истины как абсолюта не существует. Софисты – это первые мудрецы древности, которые начали учить мудрости за деньги. Софисты брались за деньги доказать все, что угодно. Их клиентами были люди, которым надо было выиграть суд, или политики. Софисты были сторонниками гносеологического релятивизма.

2. Классические этап античной философии (5 век до н.е. – 4 век до н.э.)

a. Философия Сократа.

a.i. Основной предмет изучения - не природа, а человек и все, что с ним связано. Поэтому Сократ считается одним из создателей философской антропологии и этики.

a.ii. Одна из целей: «Человек должен познать самого себя».

a.iii. С его точки зрения для человека очень важны знания. Формула Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Его точка зрения: «Знание - это расширение границ нашего невежества». «Основным источником знания является мышление».

a.iv. Отсюда он формулирует программу: «Философ должен учить думать и мыслить. Но научить думать нельзя. Мысль нельзя научить, но её можно спровоцировать.» То, что провоцирует мышление, называется маевтика.

a.v. Маевтика – это элистика (искусство формулировать правильно вопросы) и ирония (поиск противоречий в высказываниях оппонента). Сократ считается создателем диалога.

a.vi. Мышление – это процесс, который невозможно остановить. Любая попытка остановки мышления его убивает.

a.vii. Сократ был одним из просветителей: для него понятия истины и добра совпадает: «Если человек будет знать, что такое добро, он никогда не поступит плохо»

a.viii. Сократ не создал своей школы, но ученики Сократа сформировали множество самостоятельных школ.

b. Мегарская школа.

b.i. Основатель Эвклид Мегарский.

b.ii. Сторонники этой школы пытались соединить маевтику Сократа с методами софистов. Проводили выработку систему аргументаций и обоснований.

b.iii. Были сформулированы парадоксы: парадоксы Эвгулита «С какого зернышка, количество зерен считается кучей?/С утратами какого количества волос, человек считается лысым?» «то, что ты не терял, ты имеешь/ты не терял рога, значит ты рогатый» «Критянин утверждает, что все жители острова Крит - лжецы»

c. Киники (или циники)

c.i. Основатель – Антисфен. Знаменитейший представитель – Диоген Сенопский.

c.ii. Киники утверждали, что сущность человека связана с физическими особенностями человека, а культурные и этические нормы являются вторичными и необязательными.

c.iii. Цель: «Назад к природе». Идеалом была автаркия (самодостаточность).

c.iv. У киников доминирует культурный и этический релятивизм. Циник – это человек, который знает цену всему, но не ценит ничего.

d. Философия Платона. Он купил участок земли, построил там учебное заведение и назвал его «Академией».

d.i. Онтология Платона.

d.i.1. На формирование системы Платона оказали влияние в первую очередь философия Сократа и многие положение элейской и пифагорейской школ.

d.i.2. Платон выделяет 2 основных вида бытия: мир чувственных вещей, где существуют единичные объекты, и мир идей (эйдосов), где существуют идеи добра, красоты, блага и т.д. Мир идей по Платону первичен по отношению к миру чувственных вещей. Чувственное стремится к миру идей, но никогда его не достигает.

d.i.3. Платон был создателем объективного идеализма: общее разумное первично по отношению к чувственному единичному.

d.ii. Гносеология Платона.

d.ii.1. Чувственное единичное познавать не имеет смысла, а чувственно познать мир идей невозможно. «Познание через воспоминания».

d.ii.2. Инструмент познания – сон. Во время сна душа человека отделяется от тела и перемещается в мир идей, где его познает, а когда человек просыпается, душа возвращает в тело. Мы не можем это вспомнить, т.к. тело мешает помнить. Интуиция – это одно из проявлений знаний души.

d.ii.3. Душа по Платону не однородна, иерархична. Высшая часть души – это разум, т.к. он хоть как то близок к миру идей. Чуть ниже – воля и благородное желание. Ещё ниже – чувственность. Вывод: человек ведёт себя так, в зависимости от того какая часть его души доминирует. Если разум – тянет к высокому.

d.iii. Социальная философия Платона. Варианты устройства (по предпочтительности):

d.iii.1. Аристократия: власть немногих, но благородных по происхождению. Там преобладает

d.iii.2. Олигархия: власть немногих, которые к ней приходит (в том числе с помощью денег)

d.iii.3. Демократия: власть народа, т.к. у народа преобладает чувственное

d.iii.4. Охолократия: власть толпы, т.к. там только чувственное

d.iv. Утопия идеального государства: в прошлом было идеальное государство, это была Атлантида. Модель утопии: философы: разрабатывать общие принципы, по которому живет общество, но у них не должно быть собственности и семьи. Утопия:

Интересы государства всегда должны быть выше отдельного индивида. Считается одним из предшественников тоталитарного государства. «Миф о пещере» вывод: люди судят о внешнем мире лишь по теням. «Миф андрогониды»: был такой период, когда в мире не было проблем, т.к. те существа состояли наполовину из женщин, на половину и мужчин. Последователи – платоники, академика и неоплатоники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: