Лекция №6

3. Бернардино Телезио

a. Онтология. Был сторонником деизма. Это точка зрения, при которой считалось, что Бог сотворил мир, но в дальнейшем в процессы, происходящие в мире, не вмешивается.

b. Гносеология. Мир познаваем, основным источником познания является органы чувств – это сенсуализм. Основным познания – душа. Телезио полагал, что душа неоднородна. Большая часть души умирает вместе с телом человеком, а только меньшая часть души является бессмертной.

Эпоха «Философия нового времени» (Модерн)

Начинается с борьбы 2х основных школ:

1. Школа эмпиризма.

a. Родоначальником нового европейского эмпиризма считается британский мыслитель Френсис Бекон.

a.i. Гносеология

a.i.1. Основным источником знаний являются органы чувств, разум с точки зрения вторичен. Формула такова: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах». Чувства позволяют получать факты, факты необходимо проверять опытом, высший вид опята – это эксперимент.

a.i.2. Бекон в своей работе «Новый Органон» уделяет основное внимание индуктивному методу (от частного к общему). Бекон выделяет факторы, которые мешают адекватному познанию действительности. Эти факторы – призраки или идолы:

a.i.2.a. Призрак пещеры. Он связан с абсолютизацией индивидуальных познавательных особенностей того или иного человека. Не надо абсолютизировать свои личные способности в познании мира

a.i.2.b. Призрак рода. Он связан с абсолютизацией человека как вида.

a.i.2.c. Призрак площади или рынка. Он связан с неправильным словоупотреблением и использованием тех или иных терминов. «давайте договоримся о понятиях, и тогда наш разговор станет предметным»

a.i.2.d. Призрак театра. Он связан с абсолютизацией роли тех или иных авторитетов.

a.i.3. Наука – это не просто знания, а инструмент о преобразовании действительности. Формула: «Знания – это сила»

a.ii. Социальная философия. Создал новый вариант утопии «Новая Атлантида». В этом обществе власть принадлежит ученым. Там есть лодки, которые плавают под водой. Основной пафос: наука и техника могут сделать человека счастливым, поэтому Бекон был одним из создателей технократической утопией.

b. Томас Гопс. Сторонник эмпиризма и номинализма.

b.i. Онтология и гносеология совпадает с Беконом.

b.ii. Социальная философия. Происхождение общества и государства. Гопс разделяет понятия общества и государства.

b.ii.1. Первоначально возникает общество. Он называл это первичное состояние «Естественным состоянием людей». Для этого состояния характерно «Человек человеку волк и война всех против всех». Это могло привести в полному уничтожению людей. Что бы этого не произошло, люди заключают общественный договор и тем самым создают государство.

b.ii.2. Государству они передают часть своих естественных прав (дарованных Богом и природой). Государство – это зло, но зло неизбежное, т.к. без него ещё хуже. Общественным идеалом Гопса было государство ночного сторожа (я не вижу, как работает государство, но вижу результат).
Главная идея: государство для человека. Государство – это инструмент для защиты интересов отдельного индивида. Поэтому Гопс был одним из создателей философией либерализма.

c. Джон Лок.

c.i. Гносеология. Создал один из радикальных вариантов эмпиризма. По Локу никаких врожденных идей не существует. Его формула: «Человек есть чистая доска». Основная идея: все люди рождаются одинаковыми и равными и только в процессе обучения и воспитания они начинают различаться. Эти представления Лока оказали большое влияние не только на формирование эмпирической философии, но и на педагогику и психологию.

c.ii. Социальная философия. Основное внимание на концепцию прав человека.

c.ii.1. Право на собственность.

c.ii.2. Право на свободу.

c.ii.3. Право на защиту собственности и свободы.

c.ii.4. Право на свободу совести. (Право выбора религии)

Был сторонником либерализма. Концепция прав человека Лока создало большое влияние на создание американской конституции.

2. Школа рационализма.

a. Создатель нового европейского рационализма - Рене Декарта. Декарт присвоил себе имя Картезий, и его философия стала Картезианской. «Нет ничего в чувствах, чего первоначально не было бы в разуме». Сторонники дедуктивного метода

a.i. Онтология. Причина всего – Бог. Бог – есть причин самого себя. Главная проблема - соотношение телесного и духовного. Декарт был сторонником дуализма, он считал, что существует 2 независимых начала: телесное (материальное) и духовное (психическое). Ни одно из-за этих начал не является причинно другого.

a.ii. Гносеология. Формула: «Я мыслю, следовательно я существую».Человек может сомневаться во всем, кроме того, что он мыслит в этот момент. Инструмент мышления – это душа. В отличии от Аристотеля, Декарт считал, что душа присуща только человека, он отрицал вегетативную и чувственную душу. Душа находится в эпифизе. Человек отличается от животного тем, что только человек может ставить перед собой цели и менять их и тем, что только человек обладает осмысленной мыслью. В душе человека главное – наличие идей:

a.ii.1. Идеи, пришедшие извне (что вижу, о том и думаю)

a.ii.2. Идеи, возникающие в уме (думаю о чем-то помимо того, что вижу)

a.ii.3. Врожденные идеи. Идеи Бога, идеи целесообразности.

a.iii. Декарт и его последователи были сторонниками психофизиологического параллелизм.




double arrow
Сейчас читают про: