double arrow

Иностранной валюты (валютная биржа)


Статус товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле".

Статус фондовых бирж регламентирован Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

Для всех видов бирж установлено требование публичной бухгалтерской отчетности (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. До публикации должны быть соблюдены две обязательные процедуры:

- проверка независимым аудитором;

- утверждение общим собранием участников с определением СМИ, где будет размещена публикация.

Существует противоречие между Федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "Об акционерных обществах". Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков АО отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Судебно-арбитражная практика признает приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому, если биржа создана в форме АО, она подчиняется специальным требованиям Закона "Об акционерных обществах".

Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Законодательство устанавливает особые требования к фирменному наименованию товарных бирж, т.к. слова "биржа" и "товарная биржа" запрещено использовать в наименованиях организаций, не отвечающих признакам товарной биржи. Нарушение данного требования влечет ответственность в виде административного штрафа в размере 400 - 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.24 КоАП РФ).

Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи.

Учредителями биржи могут быть юридические и физические лица, за исключением:

- органов государственной власти;

- банков и кредитных организаций;

- страховых и инвестиционных компаний и фондов;

- общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;

- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи (товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей). Максимальное число учредителей должно быть предусмотрено в уставе биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ).

Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.

Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи.Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента государственной регистрации биржи.

Члены биржи могут уступать свои права на участие в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается.

Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи. Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж.

Биржа может иметь некую "смешанную" форму, например, она может быть товарно-фондовой или даже универсальной биржей. Если биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь в наличии сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.

Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи:

1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи.

2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.

Участники биржевой торговли:

1) члены биржи;

2) посетители биржевых торгов.

Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они вносят плату за участие в биржевых торгах. Право на участие в торгах предоставляется на срок не более трех лет. Их число не должно превышать 30% общего числа членов биржи.

Разовые посетители совершают сделки только с реальным товаром, от своего имени и за свой счет.

Биржевые посредники:

1) брокеры - действуют:

- от имени клиента и за его счет;

- от имени клиента и за свой счет;

- от своего имени и за счет клиента;

2) дилеры - действуют от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на биржи.

Виды биржевых брокеров:

1) брокерская фирма (самостоятельное юридическое лицо);

2) брокерская контора (филиал брокерской фирмы);

3) независимый брокер (индивидуальный предприниматель).

Биржевые сделки заключаются только через биржевых брокеров, которые ведут учет заключенных сделок и хранят информацию о них в течение пяти лет. Единственное исключение - это сделки с реальным товаром (имеющимся в наличии на бирже), которые участники биржевых торгов могут заключать от своего имени. Но иностранные юридические и физические лица участвуют в торговле только через биржевых посредников, включая заключение сделок с реальным товаром.

Брокеров следует отличать от биржевых маклеров, которые являются служащими биржи, их деятельность определяется должностными инструкциями и они не вправе совершать сделки для себя или для клиентов.

Дилеров можно охарактеризовать в определенном смысле как биржевых "спекулянтов", т.к. в биржевой торговле они представляют только свои собственные интересы. В дилерской деятельности преобладает не посредничество, а самостоятельная торговля с целью перепродажи товаров.

Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки никогда не совершаются от имени и за счет биржи, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение биржевой сделки несет сторона по сделке, а не биржа или биржевой посредник.

Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объекты интеллектуальной собственности.

Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром могут быть помимо коносамента складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. ст. 912 - 917 ГК РФ).

Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные.

Простые биржевые сделки именуются также сделками СПОТ. "Немедленное" исполнение по ним означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней.

Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами.

Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, которая выполняет функции третейского суда на бирже. Государственный контроль за проведением биржевых торгов осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Непосредственный государственный контроль на товарной бирже проводит Государственный комиссар.

Фондовая биржа является организатором торговли на рынке ценных бумаг. Она оказывает услуги, способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами со следующими видами деятельности:

- определение взаимных обязательств (клиринг);

- деятельность валютной и товарной биржи;

- распространение информации;

- издательская деятельность;

- сдача имущества в аренду.

Фондовая биржа создается в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг:

1. Брокеры - совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Согласно Правилам осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов, утв. Постановлением ФКЦБ России от 22 сентября 2000 г. N 18 и Правилам осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9 Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам.

2. Дилеры - совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим дилерскую деятельность, ценам. Дилером может быть только коммерческая организация.

Брокеры и дилеры могут также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.

3. Доверительные управляющие - осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления. Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами (Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. Постановлением ФКЦБ России от 17 октября 1997 г. N 37).

Согласно ст. 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" управляющими могут быть юридические лица; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяют свое действие нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Договор доверительного управления может быть заключен на срок не более пяти лет (ст. 1016 ГК РФ).

4. Клиринговые организации - определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним, формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок (Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс).

5. Депозитарии - оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора (Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. N 36).

6. Регистраторы - собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27).

В действующем законодательстве существует противоречие в вопросе передачи реестра владельцев ценных бумаг на ведение регистратору. Так, п. 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривает, что реестр акционеров должен быть передан на ведение регистратору, если число акционеров превышает 50. В то же время в ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" сказано, что регистратор должен вести реестр в тех случаях, когда число владельцев ценных бумаг эмитента превышает 500.

В случае противоречия, как известно, приоритет имеет закон специальный перед законом общим. На наш взгляд, специальным законом является Федеральный закон "Об акционерных обществах", устанавливающий особенности правового режима такого вида ценных бумаг, как акции.

Поэтому можно сделать вывод, что требования ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" должны распространяться на порядок ведения реестра владельцев именных облигаций.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа также является профессиональным участником рынка ценных бумаг как организатор торговли и должна иметь соответствующую лицензию. Фондовые отделы товарных и валютных бирж также признаются фондовыми биржами и подлежат лицензированию.

На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги, обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, могут считаться "фондовыми ценностями". Так, объективно, т.е. по своей юридической природе, не могут обращаться на бирже:

- товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты);

- ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки, банковские сберегательные книжки на предъявителя).

На фондовой бирже совершаются сделки с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:

- закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав;

- размещаются выпусками;

- имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.

- опцион эмитента (именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлению указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе).

Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества. Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не может превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.

Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").

Эмиссионные ценные бумаги должны проходить процедуру государственной регистрации, состоящую из двух этапов:

- регистрация проспекта эмиссии - в случае, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;

- регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. "list" - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист.

Обратная процедура именуется "делистинг", т.е. исключение из котировального листа.

Фондовая торговля может происходить в помещении биржи (зале биржевых торгов) либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу заключение сделок происходит путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.

Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ценных бумаг.Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ценным бумагам, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ценным бумаг, будет считаться их курсом.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", т.к. именно ФПГ позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. Они очень привлекательны для иностранных инвесторов.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов. Первым нормативным актом, регулирующим деятельность ФПГ, был Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".

Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединяющих свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ не являются одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Они обладают отдельными элементами правосубъектности юридического лица в рамках антимонопольного законодательства, при этом каждый участник группы сохраняет юридическую самостоятельность. Например, Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признает ФПГ единым хозяйствующим субъектом, именуя ее "группой лиц".

Различают следующие разновидности финансово-промышленных групп:

1) по формам производственно-хозяйственной интеграции:

- вертикальная группа;

- горизонтальная группа;

- конгломерат.

Конгломерат является наиболее устойчивой формой объединения, поскольку он имеет предприятия в разных, не связанных между собой отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от положения в отдельной отрасли. Однако по статистике в нашей стране преобладает вертикальный тип интеграции, т.е. объединение по производственно-технологическому принципу;

2) по отраслевой принадлежности:

- отраслевые;

- межотраслевые;

3) по степени диверсификации:

- монопрофильные;

- многопрофильные;

4) по масштабам деятельности:

- региональные;

- межрегиональные;

- межгосударственные (транснациональные).

Ограничения на участие в ФПГ:

- государственные и муниципальные предприятия могут входить в ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. При этом в России более 10% общего числа участников всех существующих ФПГ являются предприятиями государственного сектора;

- дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе с основным обществом;

- не допускается участие более чем в одной ФПГ;

- общественные и религиозные объединения не могут быть участниками ФПГ.

Регистрацию ФПГ проводит центральная компания (которая создается и регистрируется раньше, чем сама группа) в уполномоченном федеральном государственном органе, которым является Министерство экономического развития и торговли РФ. Минэкономразвития России ведет государственный реестр ФПГ в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания.

Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

- регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

- регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины "концерн" и "консорциум". В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также термин "связанные предприятия".

В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.

Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.

Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, т.к. инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью.

Основными преимуществами образования холдингов являются:

- распределение коммерческих рисков;

- возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.

Холдинговая компания - это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Например, в США и Англии контрольным пакетом считается 80% акций.

Реальный объем прав акционера зависит от величины принадлежащего ему пакета акций. Несопоставимо влияние на деятельность общества владельца более 50% акций с возможностями других его участников. Такое лицо может проводить через общее собрание акционеров нужные ему решения по всем вопросам, не требующим квалифицированного большинства. Им в значительной степени определяется состав формируемых органов управления общества (совета директоров, исполнительных органов).

Серьезную роль в обществе играет держатель блокирующего пакета (свыше 25% акций). От него зависит непринятие (блокирование) решений, требующих квалифицированного большинства голосов, которые касаются наиболее важных вопросов деятельности общества.

Однако в действующем российском законодательстве нет легального определения понятия "контрольный пакет акций (голосов)". Ранее, согласно Положению об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., контрольным считался пакет в размере 50% + 1 акция.

В дальнейшем у акционерных обществ появилась возможность выпускать привилегированные акции. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (за исключением голосования по вопросам реорганизации и ликвидации общества). Максимальное количество привилегированных акций может составлять не более 25% уставного капитала общества. В таком случае контрольный пакет должен рассчитываться не от общего количества размещенных акций общества, а от количества его голосующих акций. Кроме того, количество голосов, необходимых для принятия положительного решения, рассчитывается не от общего числа голосующих акций, а от акций, владельцы которых присутствуют на собрании (при условии наличия кворума).

В России холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий".

Согласно Положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.

Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.

Однако это Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих правил Федерального закона "Об акционерных обществах".

Торгово-промышленные палаты - это негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различных услуг, а также представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.

Правовой статус торгово-промышленных палат (ТПП) определяется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Признаки торгово-промышленных палат:

1) членами ТПП могут быть предприятия любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей;

2) ТПП не подчиняются государству, субординация в отношениях с государственными органами отсутствует;

3) ТПП имеют статус юридического лица. Источниками формирования их имущества являются вступительные и членские взносы, которые не возвращаются в случае выхода участника из состава ТПП;

4) ТПП, будучи некоммерческими организациями, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и обладают специальной правоспособностью. Они "содействуют" предпринимательской деятельности.

Система торгово-промышленных палат:

1) ТПП РФ (правопреемница ТПП СССР, до 1972 г. именовалась Всесоюзной Торговой палатой);

2) региональные палаты (образуются в пределах одного или нескольких субъектов РФ). Например, Московская ТПП создана на территории сразу двух субъектов - Москвы и Московской области;

3) местные палаты (создаются в пределах района, города).

Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже одного раза в четыре года. Кворум съезда составляет 2/3 избранных делегатов. Многие вопросы решаются большинством в 50% + 1 голос. Вопросы, относящиеся к изменениям в уставе, решаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

В периоды между съездами руководство Палатой осуществляет правление, которое возглавляет председатель, по должности являющийся президентом Палаты.

Также избираются исполнительный орган - генеральный директор и контрольный орган - ревизионная комиссия.

Функции ТПП:

1) ведение негосударственного реестра российских предприятий, финансовое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом (реестр надежных партнеров);

2) независимая экспертиза проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;

3) оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг;

4) оказание содействия по вопросам патентования изобретений, регистрации товарных знаков, а также коммерческой реализации прав на объекты промышленной собственности;

5) оказание издательских и рекламных услуг;

6) удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

7) свидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок;

8) сбор и публикация обычаев делового оборота (в настоящее время публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли);

9) Создание третейских судов.

На сегодняшний день при ТПП РФ функционируют два третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1) и Морская арбитражная комиссия.

Основные признаки информации:

- определенная самостоятельность информации по отношению к своему носителю;

- возможность многократного использования одной и той же информации;

- неисчерпаемость информации при потреблении;

- сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком она отличается от объектов вещных прав).

Определение информации дается в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В структуре любой информации выделяют два элемента: содержание и форму выражения. При этом форма объективного выражения информации не имеет юридического значения, т.к. права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее предоставления.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (уголовная ответственность должностных лиц по ст. 237 УК РФ вплоть до пяти лет лишения свободы). Эти положения Конституции соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г.

В ГК РФ нормы об информации направлены, в том числе, на обеспечение предпринимательских отношений.

Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно, поскольку информация - это абстрактный, идеальный объект. В этом состоит ее основное отличие от вещей - объектов материального мира.

В ряде гражданских договоров предусматривается обязанность предоставления информации (например, покупателю о товаре - ст. 495; клиентом - экспедитору - ст. ст. 840, 853; по договору коммерческой концессии: правообладателем - пользователю - ст. 1031 ГК РФ и т.д.).

Обязанность предоставления информации предусмотрена в некоторых организациях (например, в ОАО - для всеобщего сведения - ст. 97; в хозяйственном товариществе - каждому участнику - ст. 67).

Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации:

- сведений, отнесенных к государственной тайне;

- конфиденциальной документированной информации;

- персональных данных.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "О Перечне сведений конфиденциального характера".

К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.).

Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:

1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;

4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.

5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит не заменяет государственный контроль. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.

Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Формирование специального рекламного законодательства завершилось принятием Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.

В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется как "приглашение делать оферты" (ст. 437 ГК РФ), или иногда это называют "вызов на оферту". Реклама отличается от оферты (предложения заключить договор) двумя признаками:

- реклама всегда обращена к неопределенному кругу лиц;

- целью рекламы не является сообщение о существенных условиях будущего договора; реклама показывает отличительные свойства товара, информирует потребителей о нем.

Рекламу нужно отличать также от "публичной оферты" (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ), потому что последняя должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Закон о рекламе имеет широкую сферу действия, он распространяется на все товарные рынки Российской Федерации, а также на рынки банковских, страховых услуг, рынок ценных бумаг.

Установлены лишь два исключения из сферы действия Закона:

- политическая реклама;

- объявления физических лиц (в том числе в средствах массовой информации), не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нельзя рассматривать как рекламу распространение обязательной информации, например указание коммерческими организациями своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (п. 18)).

Субъекты рекламной деятельности:

1. Рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, распространения рекламы.

2. Рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

3. Рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования технических средств радио- и телевещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами.

4. Потребители рекламы - юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Пример взаимоотношений этих субъектов и распределения между ними ответственности перед потребителями:

1) рекламодатель заказывает материал рекламного характера в печатном издании и несет ответственность за содержание информации, предоставленной для создания рекламы;

2) рекламопроизводитель (например, журналист) готовит авторский текст - сообщение рекламного характера и несет ответственность за оформление, производство, подготовку рекламы;

3) рекламораспространитель (газета, журнал) предоставляет технические возможности для распространения этого сообщения (рекламные площади) и несет ответственность за время, место, средства, способы размещения рекламы.

Общие требования к содержанию рекламы:

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления. Поэтому должно иметь место предварительное сообщение о рекламе, например пометка "на правах рекламы" или рекламная заставка на телевидении.

В практике возник вопрос о том, кто должен нести ответственность за распространение сообщений рекламного характера без пометки "на правах рекламы" - газета или журналист, написавший рекламный текст? Президиум ВАС РФ в письме от 25 декабря 1998 г. N 37 разъяснил, что обязанность предварять авторский текст соответствующей пометкой лежит на рекламораспространителе, т.е. газете.

2. Реклама распространяется на русском языке и (или) дополнительно на языках народов РФ. Исключения:

- теле-, радиовещание и печатные издания на иностранных языках;

- зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Если рекламируется деятельность, подлежащая лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию. Реклама товаров, подлежащих сертификации, должна содержать пометку "подлежит обязательной сертификации".

4. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям и действиям, способным нанести вред природе.

5. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Ненадлежащая реклама не допускается.

Виды ненадлежащей рекламы:

1. Недобросовестная реклама - вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара с помощью имитации общего проекта, текста, изображений, используемых в рекламе других товаров; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других производителей, содержит высказывания, порочащие деловую репутацию конкурентов, и т.п.

2. Недостоверная реклама - содержит информацию, не соответствующую действительности, в том числе о характеристиках товара, стоимости на момент распространения рекламы, гарантийных обязательствах, результатах исследований, а также с использованием терминов в превосходной степени: "самый", "лучший", "единственный", - если их невозможно подтвердить документально.

3. Неэтичная реклама - нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений в отношении национальности, профессии, пола, языка, убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное культурное достояние, порочит государственные символы, религиозные символы, какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, товар.

4. Заведомо ложная реклама - рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителей.

5. Скрытая реклама - оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (25-й кадр), двойной звукописи и иными способами.

Одним из примеров скрытой рекламы является "product placement" - "РР". В 80-х годах ХХ в. "РР" оформился в самостоятельную индустрию. Все крупные киностудии имеют специальные отделы по "РР". Существуют три вида такого размещения рекламы:

1) Visual product placement - продукт, услугу или логотип зрители просто видят;

2) Spoken product placement - актер или "голос за кадром" упоминают о продукте, услуге или компании;

3) Usage product placement - герои кинофильма пользуются продуктом. Это самый востребованный и самый дорогой "РР".

Законодательство определяет и устанавливает специальные требования к рекламе в зависимости от режима ее распространения и вида рекламируемых товаров.

Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, т.е. опровержения рекламной информации.

Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе:

1. Гражданская ответственность в форме возмещения убытков, возмещения вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы. При этом истцы освобождены от уплаты госпошлины.

2. Административная ответственность в форме штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Для юридических лиц штрафы могут доходить до 5000 МРОТ.

3. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов в целях рекламирования по ст. 242 УК РФ.


Сейчас читают про: