Правовой режим особо ценных земель

Особо ценные земли в состав особо охраняемых земель Земельным кодексом РФ включены впервые. Ранее в земельном законодательстве понятие «ценные» использовалось только применительно к сельскохо­зяйственным угодьям.

Земельный кодекс к особо ценным землям относит земли, в преде­лах которых имеются природные объекты и объекты культурного на­следия, представляющие особую научную, историко-культурную цен­ность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, со­общества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). Выделение зе­мельных участков в качестве «особо ценных» может быть также связано с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Указанные виды земель по своим характеристикам могут также быть отнесены к особо охраняемым природным территориям (напри­мер, памятникам природы) или к землям историко-культурного назна­чения, поэтому в качестве «особо ценных» рассматриваются земельные участки, которые не были отнесены к иным видам особо охраняемых зе­мель, но подлежат особой охране.

В целях обеспечения охраны редких и находящихся под угрозой ис­чезновения почв в законодательстве установлены требования к охране почв любой категории земель. Так, в соответствии со ст. 62 Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» установлен особый режим использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также определено, что ука­занные почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охра­ны учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные кни­ги почв субъектов Федерации.

Объявление земель особо ценными не влечет изъятие земельных участков у граждан и юридических лиц. На собственников таких зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендато­ров возлагаются обязанности по их сохранению, они самостоятельно должны ограничивать свою хозяйственную деятельность с тем, чтобы не оказывать негативного воздействия на особо ценные земли, а также природные объекты или объекты культурного наследия, которые по­служили основанием для отнесения земель к особо ценным, и обеспе­чить их охрану.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в докумен­тах государственного кадастра недвижимости, документах государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

Территории традиционного природопользования в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях тра­диционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»1 — это особо охраняемые природ­ные территории, образованные для ведения традиционного природо­пользования и традиционного образа жизни коренными малочислен­ными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Под традиционным природопользованием понимаются ис­торически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природо­пользование способы использования объектов животного и раститель­ного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами.

Территории традиционного природопользования в зависимости от особенностей их правового режима могут быть трех видов: федерально­го, регионального и местного значения, границы которых утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Образование территорий традиционного природопользования фе­дерального значения осуществляется по решению Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочис­ленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномо­ченных представителей.

Территории традиционного природопользования регионального значения образуются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочис­ленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномо­ченных представителей. Образовние таких территорий регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов РФ, осу­ществляется по решению органов исполнительной власти соответст­вующих субъектов.

Территории традиционного природопользования местного значе­ния образуются по решению органов местного самоуправления на осно­вании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и об­щин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование названных территорий, находящихся на территориях не­скольких муниципальных образований, осуществляется по решению органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

На территориях традиционного природопользования могут выде­ляться поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природополь­зования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; объ­екты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооруже­ния, места древних поселений и места захоронений предков и иные объ­екты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иные части территорий традиционного природопользования, преду­смотренные законодательством Российской Федерации, законодатель­ством субъектов РФ.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается специальными положениями, утверждаемыми соот­ветственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с участием лиц, от­носящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных наро­дов или их уполномоченных представителей.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природо­пользования, предоставляются указанным лицам в безвозмездное пользование.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных при­родных объектов, находящихся в пределах границ территорий традици­онного природопользования, для государственных и муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам мало­численных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причинен­ные таким изъятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: